Уход за бородой по сунне

Предлагаем ознакомиться с темой: "уход за бородой по сунне", включая последние тенденции.

Уход за бородой

  Категория: Манхадж   Создано 19.02.2013 12:56   Автор: Админ.

Ислам придает огромное значение гигиене человека. Хадис о том, что чистота – это половина веры мусульманина, известен многим, если не каждому. Немало книг посвящено правилам ухода за собой, а также подробным описаниям той пользы, которую человек получает, соблюдая эти правила. Уход за волосами, в частности, уход за бородой, должен входить в правила личной гигиены каждого верующего.

В данной статье мы приведем отрывки из трудов нескольких ученых о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ухаживал за волосами на голове и лице, и какая опасность таится за чрезмерным рвением в этом деле.

Имам Малик передает в книге «аль-Муватта»:

وحدثني عن مالك عن زيد بن أسلم أن عطاء بن يسار أخبره قال كان رسول الله صلى الله عليه وسلم في المسجد فدخل رجل ثائر الرأس واللحية فأشار إليه رسول الله صلى الله عليه وسلم بيده أن اخرج كأنه يعني إصلاح شعر رأسه ولحيته ففعل الرجل ثم رجع فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم أليس هذا خيرا من أن يأتي أحدكم ثائر الرأس كأنه شيطان

«Как то, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в мечети, пришел человек с растрепанными (взъерошенными) волосами и бородой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на него рукой для того, чтоб он вышел и поправил волосы головы и бороды. Тот человек сделал это, и вернулся обратно. Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не является ли это лучшим, чем прийти с растрёпанной головой, как будто он-Шайтан»

Желательно ли расчесывать бороду?

Спросили Ибн Хаджара аль-Хайтами:

سئل  رحمه الله تبارك وتعالى هل ورد في تسريح اللحية والقراءة عنده شيء ؟

«Пришло ли что-нибудь о расчесывании бороды и о чтении чего-нибудь ?

فأجاب نفعنا الله سبحانه وتعالى بعلومه بقوله أخرج البيهقي «   كان صلى الله عليه وسلم يكثر القناع يعني التطليس ويكثر دهن رأسه ويسرح لحيته بالماء» والترمذي كان يكثر دهن رأسه وتسريح لحيته والخطيب كان يسرح لحيته بالمشط وأما القراءة عند تسريحها فلم يرد فيها حديث ولا أثر قاله الحافظ السيوطي.

Ответ: «Привел имам Байхаки: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, многократно мыл голову, мазал маслом голову, и расчесывал бороду водой»

А Имам Тирмизи передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обильно мазал маслом голову и расчесывал бороду.

Хатиб Ширбини передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расчесывал бороду расческой.

А что касается чтения чего-нибудь во время расчесывания, то об этом не пришел хадис и даже асар (передача от сподвижников), как об этом сказал Хафиз Имам Суюти».

Еще вопрос: «Кто передал о том, что тот, кто будет расчесывать голову и бороду каждую ночь, исцелится от разных видов несчастий?»

Ответ:

فأجاب  نفعنا الله تعالى بعلومه بقوله رواه أبو تمام في فوائده وفيه من حسنه بعضهم وروى عنه ابن حبان لكن قال أبو نعيم إنه منكر بمرة وتبعه ابن الجوزي فعده في الموضوعات.

«Это передал Абу Таммам в своей книге «аль-Фаваид», и в ней приведены (имена) тех, кто посчитал этот хадис «Хасан» (хорошим хадисом).

Также Ибн Хиббан передал это от него (Абу Таммамы).

Но Абу Нуайм сказал, что этот хадис «Мункар» (то есть тот хадис, который передан слабым передатчиком, и который противоречит сильному передатчику), и за ним последовал Ибн Джавзи, и посчитал его вымышленным хадисом».

Говорит шейх ас-Софти аль-Малики в своем «Хашият» на «Шарх матн аль-Ашмавия»:

«Постоянство в расчесывании бороды утром и вечером – это причина для удлинения жизненного срока и устранения бедствий. Что касается того, что стало распространенным среди простолюдинов, якобы о нежелательности расчесывания бороды во время захода солнца, то у этого нет основы. Желательно читать при расчесывания правой стороны «аль-Фатиха», при расчесывании левой – суру «аш-Шарх», а снизу – суру «аль-Ихляс».И кто будет так делать, то Аллах откроет ему двери благ.

Сказал аль-Аджхури: «Я постоянствовал на этом, проверяя на своем опыте, и нашел в этом баракат и пользу».

«Ширк» бороды

Шейх ХабибуЛлах аль-Карахи в своей книге «Танбиху Талиб» приводит одиннадцать не желательных вещей относительно бороды, среди них он перечисляет и расчесывание, он говорит:

«Восьмое – расчесывание бороды ради людей (то есть, играя на публику). Бишр сказал: «Есть два многобожия (ширк), связанных с бородой: расчесывать её ради людей и оставлять ее растрепанной, чтобы о тебе думали как об аскете».

В шархе имама Заркани пишется, что таки Аллах вложил в арабов  отвращение к шайтану, до такой степени, что они употребляют слово «Шайтан» когда описывают человека отвратительным и безобразным, хотя они и не видят шайтана.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Фатава аль-Кубра, 4/242»

Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Фатава аль-Кубра, 4/243»

Шейх ас-Софти аль-Малики, «Хашият аля Шарх матн аль-Ашмавия» стр.149

Малый ширк, не выводящий из ислама (показуха)

Шейх ХабибуЛлах аль-Карахи, «Танбих ат-Талиб иля и’фа аль-лихья ва ихфа аш-шариб», также о нежелательности расчесывания ради показухи написано в книге «Ихя» Имама Газали

Немало внимания в исламской культуре уделяется этике ухода за волосами. Согласно нормам этого этикета, мусульманин должен постоянно хранить свою голову в чистоте, иметь аккуратную прическу и украшать волосы так, как это узаконено в Исламе.

Один из выдающихся ханбалитских ученых Ибн Муфлих аль-Макдиси (ум. в 763 г.х.) в своей популярной книге по мусульманской культуре поведения пишет: «Волосы следует мыть, расчесывать и укладывать с пробором. Мужчина отпускает их до плеч, либо до мочек ушей. Можно ему сделать и челку. При этом нельзя забывать, что (все это) не должно приводить к тщеславию, либо к умалению мужского достоинства, либо к чему-нибудь подобному ».

Отказ от содержания волос в чистоте и аккуратности отвергается Исламом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) порицал тех, кто пренебрегал уходом за своими волосами. Он возмущался, когда видел людей с взъерошенными волосами, и даже сравнивал таких людей с шайтаном, говоря: «У кого есть волосы, пусть ухаживает за ними!» (А. Дауд).

Правила ухода за волосами в Исламе не ограничиваются только содержанием головы в чистоте, расчесыванием волос и приданием им определенной формы. Ислам также рекомендует окрашивание волос и бороды и умащение их благовониями.

Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнет появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой, в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и басма» (А. Дауд, Тирмизи). Ибн Хаджар аль  — ‘Аскалани (ум. в 852 г.х.) допускает и двоякое истолкование этого хадиса. По его мнению, он может говорить как об использовании хны и басмы отдельно, или поочередно, так и об использовании их смешанно.

О достоинстве окрашивания волос свидетельствуют разные хадисы, один из них гласит: «Поистине, иудеи и христиане не красят (бороду и волосы на голове), так отличайтесь же от них! » (Бухари).

Однако среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) практика окрашивания волос не получила всеобщего распространения. По этому поводу Ибн Хаджар пишет:

«Из тех, кто красил волосы, были А. Бакр, Умар и некоторые другие (сподвижники), а воздерживались от окрашивания Али, Убайа б. Ка ’б, Саляма б. аль-Аку’, Анас и еще некоторые люди. Ат-Табари (ум. в 310 г.х.) объясняет это тем, что те из них, кто красились, тому это было к лицу, а седина не подходила, тем же, кто воздерживались от окрашивания, тому больше подходило не подкрашиваться, а седина была к лицу.

Основано такое предположение на хадисе, рассказывающем о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев бросающуюся в глаза белизну волос А. Кухафы, велел изменить их цвет. (Ат-Табари) сказал: «Кто попадает под описание А. Кухафы, для того желательно краситься, а тот, кто не попадает под его описание, тому нежелательно».

Однако в основе окрашивание предпочтительнее, потому что окрашивание волос – это исполнение веления отличаться от людей Писания и защита волос от пыли и прочего. Не считая того, в чьем населенном пункте воздержание от окрашивания является обычаем населения. Такому предпочтительнее отказаться от окрашивания».

Другой шафи’итский ученый ан-Навави (ум. в 676 г.х.) также приводит в своей книге различные мнения по этому поводу и в заключение пишет, что самое правильное утверждение – это то, которое соответствует Сунне, а заключается оно, как он пишет, в том, что как мужчине, так и женщине, предпочтительнее окрашивать седину в красный или желтый цвет, но запрещено окрашивать в черный цвет.

Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой (Ахмад, Ибн Маджда, Хаким) и о том, как он красил волосы в желтый цвет и шафраном (Ахмад). Ибн ‘Умар сказал: «Я видел как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, красил (бороду и волосы на голове) в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом » (Бухари, Муслим).

Еще исламские ученые говорят, что желательно также иногда покрывать бороду и волосы на голове маслами, чтобы они не становились взъерошенными. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешал поступать так только время от времени (А. Дауд, Тирмизи). Ахмад (ум. в 241 г.х.) сказал, что это означает один день умащиваться маслами, а на другой день нет.

Вместе с тем, от некоторых манер в обращении с волосами, ставших, к сожалению, довольно-таки распространенными среди современных мусульман, Ислам предостерегает. Так, порицается частичное бритье головы (аль-каза’), когда какую-то часть ее бреют, а на какой-то части оставляют волосы.

Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему все , либо оставляйте все! » (Тирмизи).

Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в порицаемости частичного бритья головы, кроме как в целях лечения и тому подобного. Однако некоторые наши товарищи говорят, что нет ничего плохого, если укорачивать волосы мальчику на затылке. Наше же мнение заключается в том, что порицается полностью, без исключения, как для мужчин, так и для женщин, на основании обобщения всех хадисов ».

Также порицается удаление волос у мужчин. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выдергивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в День Воскресения» (А. Дауд, Тирмизи). «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави.

Что касается полного обривания головы, то по этому поводу А. Хамид аль-Газали (ум. в 505 г.х.) пишет: «Нет ничего плохого в сбривании волос головы тем, кто желает поддерживать ее в чистоте, и нет ничего плохого в отращивании волос на голове тем, кто умащивает их и причесывает ».

Об окрашивании волос в черный цвет

Что касается окрашивания бороды и волос на голове в черный цвет, то относительно этого ан-Навави пишет: «… Достовернее и правильнее – это то, что окрашивание головы и бороды в черный цвет является харамом. К числу тех, кто говорит о запретности окрашивания волос в черный цвет, относится и автор «Аль-Хави», который в главе «Молитва при нечистотах» пишет: «… Кроме, как если он участвует в джихаде».

Также в конце своей книги «Ахкям ас-сультанийа» («Государственное право») он говорит: «Мухтасиб (лицо, на которое возложены обязанности по контролю общественного порядка) должен запрещать людям окрашивание седины в черный цвет, но не муджахиду (воину, сражающемуся на пути Аллаха) ».

Доказательством запретности этого деяния является хадис Джабира (да будет доволен им Аллах), в котором он говорит: «В день покорения Мекки я прибыл с А. Кухафой – отцом А. Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими). Волосы и борода А. Кухафы были тогда белые-белые как сагама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Измените это , но избегайте черного ». Этот хадис приводит Муслим (ум. в 261 г.х.) в своем достоверном сборнике, а сагама – это такое растение с белыми лепестками ».

Также сообщается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последнее время будет народ, который будет краситься в черный цвет, который будет подобен голубиному зобу. Они не почувствуют даже запаха Рая». Этот хадис приводят А. Дауд, ан-Наса’и (ум. в 303 г.х.) и другие.

В запрете на окрашивание волос черным нет различий между мужчиной и женщиной.

Ибн Хаджар пишет: «Группа праведных предшественников позволяла это (то есть красить волосы в черный цвет). Среди них были Са ’д б. Аби Ваккас, ‘Укба б. ‘Амир, А., Хусейн, Джарир и другие. Этому отдавал предпочтение Ибн Аби ‘Асым (ум. в 287 г.х.) в «Китаб аль-хидаб» («Книга окрашивания волос»).

В ней, на хадис: «Будет народ, который будет краситься в черный цвет. Они не почувствуют и запаха Рая», он отвечает, что в нем нет доказательства порицаемости окрашивания волос в черный цвет, он просто содержит информацию об определенном качестве определенного народа; а про хадис: «… избегайте черного цвета», он говорит: «он не касается каждого человека, а касается лишь того, кто поседел до безобразия». Аллах же знает лучше!

Требования по уходу за глазами

Мужчине мусульманину желательно подкрашивать свои глаза сурьмой, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» (Тирмизи). Это веление не носит обязательный характер, но исполнять его является Сунной.

Сурьму получают из черного камня антимония (исмид). Ибн Муфлих пишет: «Лучший антимоний – это тот, который добывают в Исфахане, а также на Западе. Хорош тот антимоний, который легко расщепляется на блестящие крупинки, гладкий изнутри и без грязных примесей. Антимоний холодный и сухой, полезен для глаз, усиливает их свойства и укрепляет глазные нервы».

Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз. Относительно этого есть два мнения. Согласно первому, желательно подкрасить каждый глаз по три раза, и это мнение подтверждается многочисленными сообщениями. Согласно второму мнению, подкрашивая глаза, желательно делать это пять раз: три раза в правый глаз и два раза в левый.

Это мнение основано на хадисе, который приводит аль-Багави (ум. в 516 г.х.) в «Шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны»), о том, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). В последнем случае, необходимо чтобы подкрашивание глаз начиналось справа и заканчивалось справа, отдавая правой стороне предпочтение над левой, как сказал шейх Фируз Абади (ум. в 817 г.х.). Можно еще подкрасить каждый глаз по два раза и один раз подкрасить между глазами, или подкрасить вначале три раза подряд правый глаз, а потом два раза левый.

Раньше обычай подкрашивать глаза сурьмой был популярен среди мусульман, однако со временем он подвергся забвению. Если раньше мужчина с подкрашенными сурьмой глазами без стеснения выходил в общество, то сегодня с такими глазами он рискует оказаться объектом насмешек. Чтобы исправить такое положение, необходимо рассказывать мусульманам про эту Сунну. Будет хорошо, если имамы и другие уважаемые среди мусульман люди будут первыми ее исполнять.

Требования по уходу за ротовой полостью

Обладатель красивой и аккуратной внешности быстро добьется симпатии окружающих. Но гораздо быстрее он этой симпатии лишится, если изо рта у него начнет источаться зловоние, или когда он выставит напоказ свои страшные зубы.

Поэтому Ислам учит мусульман внимательной заботе о чистоте и запахе в полости рта. Если мусульманин поел сырой чеснок, лук, или иной продукт с таким же неприятным запахом, и испортил тем самым свой запах изо рта, то порицаемо для него появление в таком состоянии в некоторых общественных местах, таких как мечеть, школа, университет, библиотека и т. п.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поел чеснок или лук, должен отдаляться от нас!» (Бухари). В другом хадисе сказано: «Отведавший чеснока, лука или лука-порея не должен приближаться к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам причиняет неудобство то же, что и потомкам Адама!» (Муслим). В другом хадисе сказано: «… и пусть сидит у себя дома!» (Муслим).

Кади ‘Ийад (ум. в 544 г.х.) сказал: «Ученые распространяют , кроме мечетей еще и на другие места для молитв, такие как помещения для праздничных молитв (мусаллийат уль  — ‘ид), места похорон и подобные им места поклонения; туда же относят научные собрания, собрания для зикра, для пиршества и подобные им сборища, но не распространяют на рынки и подобные им места ».

Мусульманин постоянно должен поддерживать гигиену полости рта, не допуская пожелтения зубов и появления во рту неприятного запаха. В качестве одного из средств обеспечения этой цели Ислам предлагает использование сивака.

Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему, когда вы приходите ко мне, мне приходится видеть у вас пожелтевшие зубы? Чистите их сиваком! Если бы это не было в тягость для моей общины, то я сделал бы для нее сивак таким же обязательным, как и совершение молитвы» (Табарани).

В Шариате содержится ряд указаний на отдельные ситуации, при которых желательно использовать сивак. Аш-Шафи’и (ум. в 204 г.х.), например, говорил: «Я считаю, что сивака желательно в каждом случае, при котором изменяется рта. после пробуждения ото сна, по завершении приема пищи, в случае принятия в пищу или питье того, что изменяет рта, а также перед каждой молитвой ».

В других книгах по Шариату указываются еще и другие обстоятельства, при которых желательно очищать рот сиваком. Как пишут, желательно очищать им рот также и перед омовением, и перед входом в дом, и перед входом в мечеть, и перед чтением Корана, и при появлении неприятного запаха во рту после длительного голода, либо после жажды, либо после долгого разговора, либо после долгого молчания, либо после болезни.

В качестве сивака лучше всего годится веточка дерева аль-арак. Ибн Мас’уд сообщил, что он срывал для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) веточки с дерева аль-арак для того, чтобы использовать их в качестве сивака (Ахмад). Веточки арака обладают приятным запахом, имеют кисточковидную форму и хорошо очищают остающиеся во рту крупинки еды.

Если же не найдется веточка арака, то пойдет любой предмет, который хорошо годится для этого дела. Что касается допустимости использования в этом качестве пальца, при отсутствии иного предмета, то в этом вопросе среди ученых нет единого мнения.

Ибн Кудама (ум. 620 г.х.) пишет: «Говорят, что согласно Сунне не правильно поступает тот, кто чистит зубы пальцем или тряпкой, так как нет на то основания в Шариате и этим способом не получается такое очищение, какое получается деревянного предмета. Верное же мнение это то, что такой метод будет правильным в той мере, в какой он поможет очищению , ибо нельзя пренебрегать малым из Сунны, только по причине отсутствия большее ».

Ученые советуют при использовании сивака, проводить им поперек зубов, то есть по горизонтали, ибо, как они говорят, если проводить им по диагонали, то это может вызвать кровотечение на деснах и испортить зубы. Вот какой порядок чистки зубов предлагает автор «Аль-Хави»: «Желательно чистить сиваком поперек внешней части зубов и поперек их внутренней части, проводя им по стенкам всех зубов, а также по местам смыкания коренных. Также осторожно проводить сиваком несколько раз по небу. Что касается полирования зубов железом и подпиливания их напильником, то это порицается, так как ослабляет зубы и приводит к их подлому ».

Начинать чистку зубов желательно с правой стороны рта, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха), как сообщается в достоверном хадисе, во всех своих действиях отдавал предпочтение правой стороне, в том числе, когда совершал омовение, когда обувался или приводил в порядок волосы.

Сиваком чистят не только зубы, но и язык. Достоверный хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) чистил сиваком свой язык, приводит А. Дауд (ум. в 275 г.х.).

После использования сивака желательно промыть его водой. Аиша рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) чистил зубы сиваком и передавал сивак ей, чтобы она его помыла, она же прежде начинала очищать им зубы, потом мыла его и передавала обратно Пророку (мир ему и благословение Аллаха) (А. Дауд).

Необходимо также хранить его подальше от грязи и нечистот.

Среди ученых возникло разногласие относительно использования сивака тем, кто соблюдает пост. Некоторые говорят, что он желателен для постящегося также как и для того, кто не соблюдает пост. Другие порицают использование сивака постящимся после полудня. Некоторые же не порицают использование сивака постящимся, но просто считают, что на постящегося не распространяется та желательность использования сивака, которая касается не соблюдающего пост.

Аш-Шафи’и сказал: «Я не порицаю сивака до полудня, будь он из влажного дерева, либо из сухого дерева, либо из чего-либо другого, но порицаю после полудня ». Малик (ум. в 179 г.х.) же говорил: «Не будет ничего плохого, если постящийся в течение всего дня будет использовать сивак… Я не одобряю влажный сивак. Что касается не влажного, то нет в нём ничего плохого, даже если его слегка смочить водой… Не вижу ничего плохого в очищении рта постящимся в каком бы часу дня ему это не захотелось, но только чтобы он не очищал рот сочным (ахдар) сиваком ».

Ханафитский ученый ас-Сархаси (ум. в 491 г.х.) пишет: «Постящемуся следует очищать свой рот сиваком… и нет разницы между влажным и сухим сиваком в соответствии со словами Ибн ‘Аббаса: «Нет ничего плохого для постящегося в очищении рта сочным сиваком и также нет ничего плохого, если сивак смочить водой». Однако А. Йусуф (ум. в 182 г.х.) порицал последнее действие, так как оно сопровождается тем, чего следует избегать, то есть появлением вкуса и попаданием в рот воды без уважительной причины ».

Ханбалит Ибн Кудама пишет: «Ибн ‘Акыль (ум. в 510 г.х.) сказал: «Единогласно в мазхабе то, что нет желательности для постящегося в очищении своего рта сиваком после полудня, так как это устраняет запах из его рта, который, согласно хадису, приятнее для Господа, чем запах миска, а так как является следом высоко ценимого Шариатом поклонения, то удалять его не желательно, как не желательно удалять и следы крови с шахидов ».

Однако порицаемо ли это? На этот вопрос есть две версии ответа. Первая – да, порицаемо, в соответствии со сказанным, а вторая – не порицаемо. Последняя основана на хадисе Амира б. Раби’а, который сказал: «Несчетное количество раз я видел как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очищал свой рот сиваком и при этом он соблюдал пост ». Его приводит ат-Тирмизи (ум. в 279 г.х.) и считает хорошим ».

Таково внимание, которое уделяет Ислам чистоте рта. Для сравнения, в средневековой Европе знатные христиане гордились плохими, грязными зубами. Чистые здоровые зубы у них считались признаком низкого происхождения, а кариес считался признаком богатства и болезнью знатных людей. Те, кому от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Требования по уходу за бородой и усами

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отличайтесь от многобожников, отпускайте бороды и укорачивайте усы!» (Бухари). Борода – это признак мужской зрелости. Она отличает внешность мусульманина от внешности немусульман, подавляющее большинство которых бороды ежедневно бреют. Помимо того, ношение бороды – это следование пути посланников. Так, в Коране сообщается: « сказал: «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову» (20: 94).

А. Хамид аль-Газали писал: «Борода – это один из признаков совершенства творения Аллаха и посредством нее мужчина отличается от женщины, а согласно одному редкому толкованию, борода – это то, что имеется ввиду в словах Всевышнего: «Добавляет Он к творению то, что пожелает» (Коран, 35: 1).

Бритье бороды считают запретным (харамом и макрух тахрим) ханафиты, маликиты, ханбалиты и некоторые шафи ’иты. Основное же мнение у шафи’итов – это позиция ар-Рафи’и (ум. в 623 г.х.) и ан-Навави, которые утверждали, что бритье бороды не запрещено Шариатом, но является порицаемым поступком.

Что касается оставления бороды длиною в сжатый кулак и состригание той ее части, которая будет превышать этот размер, то большинство мусульманских правоведов (факыхов) не считают это запрещенным либо порицаемым поступком. Они запрещают, либо порицают, укорачивание бороды меньше этого уровня.

Ибн Аби Шайбах (ум. в 235 г.х.) упоминает в своем «мусаннафе» («тематическом сборнике») некоторых сахабов, которые укорачивали в своей бороде ту часть, которая, при сжатии бороды в кулак, выступала из-под кулака. Это были ‘Али б. Аби Талиб, А. Хурайра и Ибн ‘Умар. Сообщает еще, что также делали Тавус (ум. в 105 г.х.) и аль-Касим б. Мухаммад б. Аби Бакр (ум. в 107 г.х.).

Сильное расхождение во мнениях среди ученых возникло в понимании слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «… и укорачивайте усы!». Некоторые, как например ранние ханафиты, под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль). В частности ат-Тахави (ум. в 361 г.х.) говорил, что укорачивание усов – это хорошо, а полное их сбривание – еще лучше. Другие считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы, и это мнение шафи’итов и имама Малика. Имам Ахмад говорил, что нет ничего плохого ни в сбривании усов, ни в их укорачивании. Поздние ханафиты говорили, что усы все-таки надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.

Строго отнеслись к полному сбриванию усов маликиты. Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. в 799 г.х.) даже заявил, что у того, кто полностью сбрил усы, нельзя принимать свидетельские показания.

При этом некоторые хадисы дают нам описание того, как именно осуществлялось укорачивание усов в практике Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабов.
Аль-Мугыра б. Шубрума рассказывал: «Как-то раз ночью я был в гостях у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) … У меня тогда были очень длинные усы, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) укоротил мне их, поставив на них сивак » (А. Дауд).

В другом хадисе сообщается, что, увидев мужчин с длинными усами, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал их к себе, велев им принести с собой сивак и лезвие. Когда они подошли к нему, он стал ставить сивак на их усы и срезать ту часть усов, которая выходила из под этого сивака (Байхакы). То есть, согласно этому хадису, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сбривал своим сподвижникам усы полностью, а лишь укорачивал их.

Что касается сахабов, то сообщается, что некоторые из них укорачивали усы, а некоторые сбривали полностью. Передают, что Ибн Умар так укорачивал свои усы, что становилась видна белизна кожи под ними. Согласно другой версии, он укорачивал их до такой степени, что не оставлял от них ничего.

Аль-Байхакы (ум. в 458 г.х.) и ат-Табарани (ум. в 360 г.х.) передали, что Шархабиль аль-Хауляни сказал: «Я видел пять сахабов, которые укорачивали усы: А. Умаму аль-Бахили, Микдама б. Ма’дикариба, ‘Утбу б. ‘Ауфа, Хаджаджжа б. ‘Амира и ‘Абдуллаха б. Бишра». Ат-Табари приводит от ‘Абду-Ллаха б. Аби Рафи’а: «Я видел А. Са’ида аль-Худри, Джабира б. ‘Абду-Ллаха, Ибн ‘Умара, Рафи’а б. Хадиджа, А. Усайда аль-Ансари, Саламу б. аль-Аку’а и А. Рафи’а удаляющих свои усы, как бы бривших их». По версии аль-Байхакы, они укорачивали усы с края губы. Ат-Табари также приводит от ‘Урвы, Салима, аль-Касима и А. Саламы о том, что они сбривали (йальхакуна) усы. Все эти предания приводит Ибн Хаджар в своем комментарии к «Сахиху» аль-Бухари.

Требование укорачивать усы, как и все остальные требования Ислама, содержит в себе большую мудрость, одной из проявлений которой является обеспечение чистоты и здоровья наших тел. Известно, что усы легко подвержены загрязнению остатками пищи и питья, а также различными секрециями, выделяемыми носом и ртом. К тому же, поддержание их в надлежащей чистоте является делом проблематичным, а последствием не сохранения чистоты в этом участке лица может стать рост микробов, что в свою очередь может привести к возникновению неприятного запаха, а то и болезни.

А Шабанов
Интернет-журнал «Исламская цивилизация»

Обязательным (фард) это категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.

Хадисы о бороде

Приведу хадисы по данной теме:

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре относится следующее: стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водой и обрезание«;

2. ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»;

3. Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!». Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину»;

4. Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»

Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака».

Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида:

«О дети Адама ! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей» (см. Св. Коран, 7:31).

Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями ! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) . Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость».

Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.

Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан).

Авторитетные мнения о бороде богословов 20-го века

Теперь приведу вам несколько авторитетных мнений представителей мусульманского богословия ХХ века.

1.  Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории:

1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр;
2) необязательная сунна (сунна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр;
3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов.

К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Конечно же, следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)».

2. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет.

Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше».

Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно.

К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться, а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.

Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.

Ответы на вопросы о бороде

В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?

Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!

Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин , а также — женщин, старающихся походить на мужчин», но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, . Т. 2. Ч. 3. С. 148.

О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна . Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).

Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра . аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.

Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.

См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.

См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.

Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».

Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар . В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.

Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете «аль-Азхар».

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер . Измир: Ниль, 1991. С. 103.

Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин . В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.

В Исламе уделяется огромное внимание чистоте и гигиене. Каждая книга по мусульманскому праву начинается с раздела «Тахара» (очищение). Ведь именно очищение является ключом к молитве,  поклонению. В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Чистота – это половина веры».

Человеку следует всегда быть чистым и опрятным, Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) велел чистить зубы, стричь ногти, хранить в чистоте одежду, убирать волосы из подмышек половых органов, держать в чистоте тело, ухаживать за бородой итак далее. Мусульманин все, что его окружает, должен держать в чистоте.

Всевышний в Коране говорит:

إِنَّ الله يُحِبُّ  التوابين  وَيُحِبُّ المتطهرين

(Смысл): «Поистине Аллах любит обращающихся, кающихся (о прощении грехов) и очищающихся» (сура «аль-Бакара», аят 222).

Когда Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, с растрепанными волосами, в запыленной одежде, то говорил: «Соблюдайте чистоту!» (Байхаки Баззар) или «Ключ к намазу – это чистота» (Тирмизи).

Для чистки зубов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелевает нам использовать сивак. В хадисе говорится: «Он очищает рот (от неприятных запахов), угождает Господу и вызывает гнев шайтана» (ан-Насаи).

В другом хадисе передается: «Молитва, совершенная с использованием сивака, превыше семидесяти намазов, исполненных без сивака» (Ибн Занджавих).

Передают, что Абу Хурайра, (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой» (Бухари, Муслим). От него же передан хадис: «Мне было приказано выполнять сивак, и я даже боялся, что Аллах возложит это на меня как долг (фарз)» (имам Ахмад).

Шариатом одобряется применение сивака во всех случаях перед подготовкой к омовению, намазу, чтению Корана, поминанием Аллаха, рассказом хадиса, перед вхождением в дом, перед сном и пробудившись ото сна. При появлении неприятного запаха изо рта, желтоватого цвета зубов, при долгом молчании, после еды и так далее. Постящемуся же нежелательно использовать сивак после полудня, поскольку в хадисе говорится: «Запах постящегося для Аллаха, лучше чем запах мускуса».

Передано от Айши (да будет доволен ею Аллах) что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при возвращении домой в первую очередь чистил зубы».

Желательно проводить сивак по зубам в ширину правой рукой с правой стороны до середины, затем с левой стороны до середины. В длину протирать является не желательным, так как может повредиться десна. 

Полезные свойства сивака:

– Освежает рот.

– Укрепляет зубы.

– Прекращяет выделение слизи.

-Улучшает зрения, так как нервы, тянущиеся от корней зубов, так или иначе связаны с   соседствующими частями лица человека.

– Удаляет зубной камень.

– Способствует процессу пищеварения в желудке.

– Поднимает общий тонус человека.

– Настраивает человека на чтение Корана, поминание Всевышнего, совершение намаза.

– Устраняет вялость.

– Увеличивает вознаграждение человека на чаше его благих дел в Судный день.

– Превосходное средство профилактики и лечения заболевания кариеса детских зубов, благодаря содержанию в нем флюидных веществ.

– устраняет пятнистость и крапчатость зубной эмали, благодаря содержанию обесцвечивающих компонентов.

-отбеливает зубы, благодаря содержанию кремниевых веществ.

– благодаря содержанию серных и гальванических веществ не дает развиваться        бактериям в кромках зубов.

– способствует избавлению от курения.

Также, следуя Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), необходимо стричь ногти, дабы предотвратить грязь на пальцах. Сунной является стрижка ногтей утром пятничного дня, ученые говорят, что в это время тот, кто стрижет ногти, избавляется от болезней.

Одежда должна быть чистой, в хадисе передается: когда к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?». «Да», – ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (ан-Насаи).

Увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил недовольство: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).

В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:«Вы очищайте пороги своего дома и дворы перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и пользуйтесь благовониями».

Уход за бородой и волосами тоже имеет важное значение. Порицается частичное бритье головы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему все на голове, либо оставляйте все!» (Тирмизи). 

Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к Пророку (мир ему и благословение). Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).

Второй праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах), увидев человека с длинной и неухоженной бородой, приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака (большинство авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является длина сжатого кулака). Затем сказал: «Иди и поступай, как тебе заблагорассудится» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари». Бороду нужно регулярно мыть, расчесывать и содержать в чистоте. Ее надо подправлять, не оставляя в потрепанном виде. Желательно наносить масло на волосы и бороду, чтоб они выглядели красиво, а то же самое полезно делать и с телом.

Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнет появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой. Желательно красить в красный или желтый цвет, но в черный запрещено. Хна оказывает благотворное омолаживающее и смягчающее действие на кожу лица и тела. Хна улучшает структуру волос и предотвращает их выпадение, устраняет перхоть, укрепляет корни волос, питая луковицы, придает естественный блеск, отлично кондиционирует волосы, придавая им густоту и облегчая последующую укладку.  В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Поистине, лучшее, чем вы можете окрасить седину – это хна и басма». Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой (Ахмад, Ибн Маджда, Хаким) а также в желтый цвет и шафраном (Ахмад). Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) красил бороду и волосы на голове в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» (Бухари, Муслим).

Выдергивать седые волосы является нежелательным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не выдергивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в Судный день» (Абу Дауд, Тирмизи). «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави (да будет доволен им Аллах).

Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама. Необходимо стричь усы, чтоб была видна краснота верхней губы. А также Пророк (мир ему и благословение) велел нам не реже, чем каждые сорок дней, убирать волосы из подмышек. Сунной считается убирать сначала с правой, затем с левой стороны, а также в области половых органов.

В Исламе также уделяются внимание уходу за глазами. Является сунной подкрашивать глаза сурьмой, как женщине, так и мужчине. В хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» (Тирмизи). Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз – каждый глаз по три раза, начиная справа и заканчивая справа. Сегодня мужчина, последовав этой сунне, рискует быть объектом насмешек со стороны людей. Нужно объяснять людям, что это дело является полезным и сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословление).

Чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутым. Имам Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Чистота по требованию Шариата имеет четыре ступени».

  1. Это то, о чем мы упомянули – элементарные вещи личной гигиены;
  2. Это очищение тела от грехов и приучение его к служению Аллаху;
  3. Заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверного нрава;
  4. Это очищение тайны, скрытой в сердце. Иначе говоря, необходимо отказаться от мыслей, которые не приближают к Аллаху, и каждый миг думать о Всевышнем.

Ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием. Подобно тому, как мы познаем, когда и как нам необходимо соблюдать чистоту внешнюю, точно так же мы обязаны искать знания и пути, способствующие внутреннему очищению.

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here