Подстригайте усы и отпускайте бороды отличайтесь от огнепоклонников

Предлагаем ознакомиться с темой: "подстригайте усы и отпускайте бороды отличайтесь от огнепоклонников", включая последние тенденции.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы». Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак. 

Этот хадис передали аль-Бухари 5892 и Муслим 259. Хадис достоверный.

________________________________________________

Вопрос: Относятся ли волосы на горле к бороде?
Шейх Ибн Баз, да проявит Аллах к нему Свою милость, ответил:
«Борода – это как сказал автор (словаря) «аль-Къамус», а так же автор (словаря) «аль-Лисан» и другие, что это то, что растет из волос на щеках и подбородке.»
ссылка на оригинал: http://www.binbaz.org.sa/mat/4282

Вопрос: Каковы границы бороды в шариате и относятся ли к бороде волосы, которые растут рядом с ушами вдоль до подбородка или нет? И каково положение того, кто ограничивает бороду одним подбородком, то есть, он сбривает волосы на щеках?
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да проявит к нему Аллах Свою милость, ответил:
«Борода – это волосы которые растут на щеках и на лице, однако у каждой части свое название. То что растет справа и слева называется аль-‘аридайн (العارضين), а то место, где эти стороны встречаются внизу – называется подбородком (الذقن). И все это входит в понятие бороды. Итак, борода включает в себя все, что растет на лице и никому не дозволено сбривать часть её, так как это противоречит тому, что приказал посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говоря: «Отличайтесь от многобожников и отпускайте бороды и укорачивайте усы». А также, его другие слова: «Отличайтесь от огнепоклонников, оставляйте бороды и укорачивайте усы».
И знай, что представилось некоторым людям, что является сунной подстригание того, что длиннее кулака, по причине того, действия Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда он совершал хадж, брал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его кулак. И даже дошло до того, что некоторые сказали, что борода которая длинее кулака является запретной, и нет сомнения, что это большая ошибка в понимании. Итак, для нас назидание в словах пророка, мир и благословения Аллаха ему и его семье». ссылка на оригинал http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_1296.shtml

Все имамы четырех мазхабов были единогласны, что брить бороду запрещается. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Брить бороду харам!», а имам Ибн Хазм и другие говорили, что в этом вопросе не было среди имамов разногласия и был иджма’. См. «Маратибуль-иджма’» и «Раддуль-мухтар» 2/116.

Шейх ‘Али аль-Халяби говорил, что можно укорачивать то, что за кулак, но не меньше кулака. Т.е. шейх его аль-Альбани считал, что больше чем с кулак нельзя отращивать. А Саудийские шейхи говорили что наоборот, с кулак нельзя отрезать, если только не во время Хаджа или Умры. А ‘Али аль-Халяби сказал, что можно с кулак отрезать в любое время, но что это не ваджиб. И этого же мнения придерживался имам Ахмад. См. «аль-Фуру’» 3/329.
Также из саляфов дозволял отрезать что больше кулака и Тавус, как это передает от него его сын, и не связывал это с Хаджем или ‘Умрой.
И довод на это то, что сподвижники и саляфы укорачивали бороду, и среди них Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, которые являются передатчиками хадиса: «Отпускайте бороду». И если бы этого нельзя было делать, то они не поступали бы так.
Ну а то, что все что свыше кулака убирать ваджиб, то это мнение было не только шейха аль-Албани, но также и ханафитов и этого мнения был имам ат-Табари. См. «‘Умдатуль-къари» 22/46.
Однако правильное мнение в том, что убрать выше того, что с кулак можно, но не ваджиб, так как поступки сподвижников не указывают на необходимость этого, но указывают на дозволенность этого.
Имам Ибн Хазм сказал: «Ученые сошлись на том, что полное бритье бороды является уродованием, которое не дозволено!» См. «Маратиб аль-иджма’» 182.
И этот иджма’ от него также передал имам Ибн Муфлих. См. «аль-Фуру’» 1/130.

Волосы на шее к бороде не относятся! Борода в определении шариата — это волосы, растущие на подбородке и на щеках, хотя в отношении волос на щеках были разногласия. Но несмотря на то, что ученые разногласили входят ли волосы на щеках в определение бороды или нет, не известно, чтобы кто-либо из них дозволял брить их, кроме имама Ибн Арафа, чье мнение является отклоненным. См. «Ахкаму-т-тахара» 3/337-340.

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, перечисляя в своей книге «ат-Тибьян» этику поведения читающего (заучивающего) Коран, говорит о нежелательности смотреть на то, что тебя отвлекает. А затем говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещенное, как безбородый мужчина и др. Поистине, смотреть на красивого безбородого мужчину без нужды —  запрещено (харам), без разницы, с страстью это происходит или нет, в безопастности от искущения или нет. И это является верным избранным мазхабом у ученых, написал о запрете этого имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, и ученые, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего: «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 30). И это потому, что он (безбородый) в смысле женщины. Напротив, бывает так, что некоторые из них и даже большинство красивее чем большинство женщин. И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути ведущие к злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому запрет смотреть на безбородого более достойный, чем смотреть на женщину«. См. «ат-Тибьян», стр. 73-74.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…

 В различных хадисах пришли различные формы приказа отращивать бороду, вот некоторые из них:

➡ Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал:
أحفوا الشوارب وأعفوا اللحى

«Подстригайте усы и отращивайте бороду»📚 Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Малик, Ахмад, ат-Табарани, аль-Байhакъи от Ибн ‘Умара.

➡ В другой версии от Ибн ‘ُУмара в двух сахихах:
خالفوا المشركين، وفروا اللحى، وأخفوا الشوارب
«Отличайтесь от язычников, отпускайте бороду и укорачивайте усы»

➡ В версии Абу Хурайры у Муслима:
جزوا الشوارب وأرخوا اللحى خالفوا المجوس
«Подстригайте усы и отпускайте бороду, отличайтесь от огнепоклонников»

Сказал имам Бади’у-Ддин ас-Синди: 

وقد أخبر الصادقُ المصدوقُ أن حلق اللحى من عادات المشركين ، فيجبُ على المسلمين الذين آمنوا بالله ورسولِه وصدَّقُوه المخالفةُ لهم وعدمُ التشبه بهم
Сообщил правдивейший и правдивый, что бритье бороды является обычаем многобожников, и поэтому мусульмане, верующие в Аллаhа и его посланника и принявшие посланника, обязаны противоречить им и отличаться от них».

🔵Единогласный запрет бритья бороды

Видные имамы этой уммы передали единогласие в этом вопросе.

📖 Имам Ибн Хазм аль-Андалуси, да помилует его Аллаh, сказал:
اتفقوا أن حلق جميع اللحية مُثْلة لا تجوز
«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды запрещено».
   📚См. «Маратибу аль-Иджма’ стр. .157

📖 Имам Абу аль-Хасан Ибн аль-Къаттан аль-Фаси аль-Малики, да помилует его Аллаh, сказал:
 واتفقوا أن حلق اللحية مُثْلَة لا تجوز
«Единогласны (все ученые), что бритье бороды — проступок — запрещено».
   📚 См. «Аль-Икъна’ фи Масаили аль-Иджма». 2.3953.

📖 Имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи, да помилует его Аллаh, сказал:
«А что касается удаления бороды больше чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял».
   📚 См «Рад аль-Мухтар» (2.418).

📖 Сказал авторитетный ученый Азхара ‘Али Махфуз в своей книге «аль-Ибда’ фи Мударри аль-Ибтида»:
 وقد اتفقت المذاهب الأربعة على وجوب توفير اللحية وحرمة حلقها
«Единогласны все четыре мазхаба в обязательности оставления бороды и в запрете ее бритья».

Сказал ‘алляма Махмуд ас-Субки: 

فلذلك كان حلق اللحية محرماً عند أئمة المسلمين المجتهدين؛ أبي حنيفة, ومالك, والشافعي, وأحمد, وغيرهم
«И поэтому бритье бороды было запрещенным делом у имамов муджтаhидов, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и другие».

Если я не ошибаюсь, но по моему Ибн аль-Къайим тоже передавал единогласие в этом вопросе. Теперь, с дозволения Всевышнего, быстренько пробежимся по четырем мазхабам и выясним, какое действительное положение среди мазхабов, ведь многие относят себя к мазхабам.

🔵 Ханафитский мазхаб

📖 Сказал имам Шиhабу-Ддин ат-Турбишти аль-Ханафи (661):
قصُّ اللحية كان من صنع الأعاجم وهو اليوم شعار كثير من المشركين كالإفرنج والهنود ومَنْ لاخَلاق له في الدين من الفِرَقَ الكافرةِ ، طَهَّرَ الله حَوْزَةَ الدين منهم
«Укорачивание бороды пришло от иностранцев. Сегодня это знамя многобожников, как европейцы и индусы, а также те, у кого нет религиозного воспитания, из числа неверующих сект. Да очистит Всевышний религию от них».
📚 См. аль-Халяби в  «Хукму ид-Дин фи аль-Лихья уа ат-Тадхин» стр. 24.

📖 Сказал имам Уалийюллаh ад-Деhляуи:
وقصها ـ أي اللحية ـ سنة المجوس, وفيه تغيير خلق الله

Укорачивание бороды сунна зороастрийцев. В этом также изменение творений Аллаh📚 См. Аль-Худжа аль-Балигъа» 

📖 Сказал имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи:
وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ومخنثة الرجال, فلم يبحه أحد, وأخذ كلها فعل يهود الهند, ومجوس الأعاجم
«А что касается удаления бороды больше чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял. Полное ее бритье это из поступков индийских иудеев и зороастрийцев».
   📚 См «Рад аль-Мухтар» (2.418).

🔵 Маликитский мазхаб

Имам аль-‘Адауи передавал, что имам Малик считал бритье бороды поступком зороастрийцев.
   📚 См. «Хашия аль-‘Адауи».

Сказал имам Ибн Абд аль-Барр у себя в «ат-Тамhид»:
ويحرم حلق اللحية ، ولا يفعله إلا المخنثون من الرجال
«Бритье бороды запрещено. Никто у нас так не поступает кроме женоподобных».

  • Также о запрете говорили такие маликитские имамы как:
  • Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани в «ар-Рисаля».
  • Мухаммад ад-Дусукъи аль-Малики в «Шархе ад-Дардир».
  • Аль-Хаттаб ар-Ру’ейни аль-Малики в «Мауаhибу аль-Джалиль Шарх Мухтасар аль-Халиль».

🔵Шафиитский мазхаб

Вот тут пожалуй по подробней, уж больно по «шафиитски» мы себя ведем в последнее время. Сегодня я намерен раскрепостить ума местных «шафиитов»,  срубить фетвы вековой лжи и освободить их шеи от кандалов фанатизма.

📖 Сказал имам аль-‘Иракъи аш-Шафии:
واستدل الجمهور على أن الأولى ترك اللحية على حالها, وأن لا يقطع منها شيء, وهو قول الشافعي وأصحابه
«Большинство ученых привело доказательство в пользу того, что лучше оставить бороду как есть и не отрезать с нее ничего. Это мнение аш-Шафи’и и его учеников«.
📚 См.»Тарх ат-Тасриб» 2/83

📖 Сказал имам Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби аш-Шафии в «аль-Муфhим»:
«Не разрешается ни брить бороду, ни щипать ее и не укорачивать».

📖 Сказал имам Абу Шама аль-Макъдиси аш-Шафии:
وقد حدث قوم يحلقون لحاهم, وهو أشد مما نقل عن المجوس من أنهم كانوايقصونها
«Люди уже начали брить свои бороды.  Это самое очевидное из того, что было перенято от зороастрийцев, ведь (именно) они укорачивали свои бороды».

📖 Абу аль-Хамид аль-Гъазали в своей книге «Аль-Ихья» сказал:
«Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн Аби Я’ля – судья Медины, что они не приняли свидетельство (на суде) от бреющего свою бороду».

— Он также сказал, упоминая бритье бороды: «…это- является тяжким грехом. Борода является украшением мужчины».

— Он же сказал: «и посредством нее (т.е эспаньолки) отличают мужчину от женщины»
   📚 См. «аль-Ихья» 2/257

📖 Имам ан-Науауи не согласился с имамом аль-Къади ‘Иядом в том, что бороду нежелательно брить, сказав: «…но более верно, что ее надо оставить как есть и не укорачивать«.
Также ан-Науауи сказал:

والمختار تركهاعلى حالها, وألا يتعرض لها بتقصير شيء أصلاً

Предпочитается оставить бороду как есть и не укорачивать ее вообще

📚 Шарх Муслим 2/154

📖 Сказал ‘алляма аш-Ширвани:
«…и теперь ты узнал, что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды. И также ты узнал, что мнение о нежелательности бритья ошибка, согласно словам аль-Азра’и.  Более верно – запрет бритья».

Ахмад бин Къасим аш-Шафии привел слова имама Ибн ар-Риф’а, сказавшего в «Хашияту аль-Кифая»: «Имам аш-Шафии прямо писал у себя в «аль-Умму» о запрете бритья бороды. Также аз-Заркаши аль-Хулейми в «Шу’абу аль-Иман» и его устаз аль-Къаффаль аш-Шаши в «Махасину аш-Шари’а» писали о запрете бритья бороды».
   📚 См. аль-Халяби «Хукму ад-Ддин фи Тадхин уа Лихья» стр. 31.

🔵Ханбалитский мазхаб

📖 Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя сказал:
«Запрещено брить бороду»:
   📚 «Аль-Ихтиярат аль-‘Илмийя» стр. 6

✔ Тоже самое сказал Ибн аль-Къайим. Шамсуддин Ибн Муфлих аль-Ханбали в своей книге «Аль-Фуру» говорил о запрете бритья бороды в ханбалитском мазхабе. Сказал имам Мансур аль-Буhути в «аль-Икъна»: «Запрещено брить бороду». Сказал имам Абу ан-Наджа: «Запрещено брить бороду».

📖 Сказал Шамсуддин ас-Сафарайни аль-Ханбали:
المعتمد في المذهب ، حُرمَةُ حَلْقِ اللحية
«Принято в мазhабе (ханбалитов), что бритье бороды запрещено»
📚 См. «Гъизау аль-Альбаб» 1/376

📖 Сказал имам ‘Абд ар-Рахман бин Къасим аль-‘Асими аль-Ханбали (1392):
وما لهم قاتلهم الله أنى يؤفكون, أمرهم الله بالتأسي برسوله-صلى الله عليه وسلم فخالفوه, وعصوه, وتأسوا بالمجوس والكفرة, وأمرهم بطاعة رسوله , وقد قال: أعفوا اللحى, أوفوااللحى, أرخوا اللحى, أرجوا اللحى, وفّروا اللحى. فعصوه وعمدوا إلى لحاهم فحلقوها, وأمرهم بحلق الشوارب فأطالوها, فعكسوا القضية
«Что же с ними? Да уничтожит их Всевышний, как же они лгут! Аллаh приказал им следовать примеру Его посланника, мир ему и благословение, а они вошли в противоречие с ним и ослушались его, последовали примеру зороастрийцев и кафиров. Он приказал им подчиниться посланнику. Ведь он сказал: Отпускайте бороду, отращивайте бороду… а они ослушались его…он приказал им подстричь бороду, а те отрастили их и перевернули все на оборот…»
   📚См. «Тахриму халькъи-Ллиха» стр 13.

📖 Мухаммад бин Ибраhим аль-Ханбали сказал:
«Тот, кто сбрил свою бороду после того, как ему стало известно о запрете и он упорствует в этом, совершил большой грех».
   📚 См «Фатауа  уа расаиль» 2/54

🔵 Бритье бороды ниже хвата кулака

Все что ниже хвата кулака не запрещено удалять. Т.е если человек схватит бороду в кулак, и все то, что выйдет за кулак по мнению некоторых имамов удалять дозволяется. Это то, что передается от Ибн ‘Умара. На этом мнении имам Малик, ‘Ата, Ибн ‘Абд аль-Барр, Ибн Теймийя и другие.

🔵 Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить

Об этом  можно почитать и послушать здесь.

В заключение воздаем хвалу Всевышнему!

подстригайте усы и отпускайте бороды отличайтесь от огнепоклонников

Шейх Хабибуллах аль-Карахи аль-Авари ад-Дагистани, сын шейха Мухаммада Тахира аль-Карахи, был блестящим ученым, искушенным в науках. Он скончался, совершая земной поклон (суджуд) последнего ракаата предзакатнего намаза (‘аср), в конце месяца Джумада аль-Уля в 1339-м году по хиджре, да будет милостив к нему Аллах. У шейха Хабибуллаха был сын, который также был благородным ученым и также, как его отец, покинул это мир в 1339-м году по хиджре.

Среди сочинений шейха известны:

  1. Хашия (примечания на полях) к книге «Шарх аль-Мафруд» его отца шейха Мухаммада Тахира, да будет милостив к нему Аллах.
  2. Танбих ат-Талиб иля и’фа аль-лихья ва ихфа аш-шариб. Эта книга сейчас в руках читателя.

Танбих ат-Талиб иля и’фа аль-лихья ва ихфа аш-шариб 

Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас иманом и Исламом и Который дал нам понимание Своей Речи и речи Своего Посланника наилучшим пониманием и внушил нам стремление к изучению сиры и хадисов нашего господина – его роду и сподвижникам наилучший мир и благословение.

Когда я увидел, что некоторые студенты шариатского знания стали брить бороды и отпускать усы, в противоположность повелению Посланника для джиннов и людей, да благословит его Аллах и приветствует, а ведь таков обычай персов, зорооастрийцев и каландария, то решил собрать слова имамов из числа ханафитов, ханбалитов, маликитов и шафиитов по этой теме, потому что у меня есть книги, которых ни у кого больше нет, и хвала Аллаху за эту милость. И я буду приводить слова этих имамов из их же книг без каких-либо изменений, а это вещь сложная, и мало кто может это сделать.

И я назвал свою книгу «Побуждение студента отпускать бороду и подстригать усы». И от Аллаха тауфик совершать благое и отстраняться от порицаемого, и я прошу у Аллаха для себя и для вас благого намерения, следования повелению и отстранения от запретного. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, деяния оцениваются по намерению».

У аль-Бухари в восьмой части:

  «Глава о подстригании усов

 Умар подстригал свои усы так, что была видна краснота верхней губы, и устранял эти , то есть между усами и бородой.

От Ибн Умара , что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К фитре подстригание усов».

От Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».

От Умара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, : «Поступайте не так, как язычники: отпускайте бороды и подстригайте усы».

Умар, совершая хадж или умру, собирал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его пределы.

  Глава об отпускании бороды

 От Ибн Умара, да будет Аллаха доволен ими обоими: «Посланник Аллаха сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороду»».

Из хашият к аль-Бухари «Ан-Нур ас-Сари» шейха Хасана аль-Адави аль-Хамрави:

«Из фитры» – то есть из древней сунны всех пророков, мир им.

«обрезание (аль-хитан)» – это устранение крайней плоти у мужчин и части кожи на верхней части полового органа у женщин, похожей на косточку или петушиный гребень. Слово «истихдад» означает использование лезвия для бритья в паху.

«Выщипывание подмышками» желательно начинать справа. Основа сунны достигается и при бритье, особенно если выщипывание доставляет боль.

«Подстригание усов»: – это волосы, растущие губе.

Глава об отпускании бороды

То есть оставление ее без бритья, выщипывания и сильного подстригания. Также слова «Подстригайте усы», – то есть делайте это крайне тщательно. В его словах «отпускайте бороду» слово «и’фа» означает удлинение бороды и отпускание ее».

В «Аль-Бармави аля аль-Бухари»: ««и устранял эти », – то есть по обеим сторонам губ, между усами и бородой. И они обычно встречаются при подстригании усов на уголках губ. Возможно, также имеются в виду края эспаньолки. «Подстригайте» означает «совершайте это очень тщательно». А слово «отпускайте» означает удлинение и отпускание длинной бороды, и поэтому нельзя ее брить, выщипывать и сильно подстригать. Слово аль-Бухари «отпускание» означает удлинение бороды. Также сказал Абу Убейд.

Если спросят: «Если было повеление отпускать бороду, то почему Умар подстриг свою бороду, хотя он передатчик хадиса?» Возможно, он ограничил только в хадже, либо имеется в виду запрет на такое подстригание, которое было принято у не-арабов.

У Муслима от Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».

От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье волос в паху, подстригание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос подмышками».

 От Ибн Умара, да будет Аллах им доволен: «Подстригайте усы и отпускайте бороды».

От Ибн Умара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, : «Нам было велено подстригать усы и отпускать бороды».

От Ибн Умара: «Посланник Аллаха сказал: «Поступайте не так, как язычники: подстригайте усы и отпускайте бороды»»

От Абу Хурейры: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стригите усы и отпускайте бороды. Поступайте не так, как эти зорооастрийцы»».

От Аиши, да будет Аллах ею доволен: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять вещей к фитре: подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой».

Имам ан-Навави сказал в шархе на «Сахих Муслим»: «Что касается подстригания усов, то это сунна, и желательно начинать стрижку с правой стороны. И у человека есть выбор: самому постричь или попросить другого помочь в этом – поскольку здесь нет ущемления достоинства и совершения запретного, в отличие от случая с выщипыванием волос под мышками и бритьем в паху. Что же касается границ подстригания, то избранное мнение, что пока не обнажится край губы, но не следует их сбривать. А что касается риваятов «сбривайте усы», то речь идет о том, что выходит за границы губ. И Аллах знает лучше.

А что касается «отпускайте бороды», то имеется в виду отращивание длинной бороды. И у персов был обычай брить бороду, поэтому Шариатом нам запрещается это делать».

Ученые перечислили десять нежелательных действий, связанных с бородой, и некоторые из них особенно нежелательны.

Первое – окрашивание бороды в черный цвет, кроме целей джихада.

Второе – окрашивание в желтый цвет, ради уподобления праведникам, а не Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Третье – обеление бороды серой или чем-то еще, так что человек приобретает вид старца, желая власти или высокого положения либо внушая людям, что он шейх.

Четвертое – выщипывание или бритье при появлении бороды, для того чтобы молодо или хорошо выглядеть.

Пятое – выщипывание седины.

Шестое – подстригание бороды с целью придать ей форму, в качестве украшения, чтобы нравиться женщинам или ради других целей.

Седьмое – увеличение либо уменьшение , например, удлинение волос бакенбардами на щеках либо бритье бакенбард вместе с бритьем головы, выщипывание эспаньолки по бокам и другое.

Восьмое – расчесывать ее на виду у всех, приукрашивая себя.

Девятое – оставлять бороду растрепанной, указывая этим на свой аскетизм и отсутствие заботы о внешнем виде.

Десятое – смотреть на черноту или седину своей бороды с самодовольством и гордостью, обманываясь своей молодостью либо гордясь сединой, поскольку она возвышает мужчину над юношами.

Одиннадцатое – связывать ее либо плести косы.

Двенадцатое – бритье бороды, кроме случая, когда борода растет у женщины, – тогда ей желательно сбрить ее. И Аллах знает лучше.

Различные слова, которые употребляются в хадисах в отношении бороды, – все они указывают на необходимость оставить бороду так, как она растет, и это ясный смысл из хадисов. И это мнение было высказано нашими учеными и учеными других мазхабов.

Кади Ияд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нежелательно брить бороду, укорачивать и подстригать ее. Что касается подравнивания снизу и по бокам, то это хорошее дело, кроме случая, если так пытаются достичь известности. Также нежелательно брить и подстригать ее».

И затем он сказал: «Саляфы разошлись во мнениях насчет того, каковы границы у бороды. Часть из них сочла, что у бороды нет границ, но не оставляли ее настолько длинной, чтобы получить из-за нее известность, и имам Малик считал, что нежелательно отпускать слишком длинную бороду. Другие сочли, что борода ограничивается обхватом кулака, а то, что длиннее, подстригали. Третьи сочли, что нежелательно брить бороды, кроме как в хадже или умре».

И он сказал: «А что касается усов, то многие саляфы следовали мнению о полном удалении усов и их бритья, следуя буквальном смыслу слов Посланника Аллаха: «Брейте и устраняйте», – и это мнение куфийцев. Многие считали, что нельзя сбривать усы и полностью их удалять. И это мнение имама Малика, который сбривание усов приравнивал по нежелательности к их опусканию и повелевал наставлять того, кто так поступает. И он также считал нежелательным убирать усы сверху. Эти ученые считали, что слова «сбривать», «удалять» и «постригать» означает одно и тоже, и это подстригать усы так, что обнажится край губы. Другие решили, что здесь есть выбор».

Слова Кади Ияда завершились.

И избранное мнение – оставлять бороду так, как она  растет, и не укорачивать ее вообще.

А самое предпочтительное мнение насчет усов – это подстригать их так, чтобы был виден нижний край губы. И Аллах знает лучше».

.

«В определении длинной бороды есть расхождения. Некоторые сказали: «В укорачивании бороды, превышающей длину обхвата кулака, нет ничего запретного». Так поступали Ибн Умар и часть табиинов. Это сочли благим аш-Шу’би и Ибн Сирин. А аль-Хасан и Катада порицали это: «Оставить ее расти дальше более предпочтительно из-за слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Отпускайте бороды». Повеление в этом вопросе означает отпускании бороды так, чтобы это считалось бородой, если только речь не идет о подстригании бороды и придании ей формы по бокам. Ведь чрезмерная длина может изменить обычный вид человека, и люди могут начать плохо говорить о нем, поэтому нет запрета укорачивать ее с таким намерением.

Ан-Наха`и сказал: «Я удивляюсь, когда разумный человек длинную бороду. Почему он не приводит ее в порядок? Ведь умеренность во всем – это хорошо».

Поэтому говорят: «У кого  удлиняется борода, у того уменьшается ум».

Раздел о бороде

Есть десять нежелательных дел, связанных  с бородой, причем некоторые из них особенно нежелательны.

 красить ее в черный цвет и красить серой, вырывать волосы, чтобы выглядеть моложе, вырывать седые волосы, укорачивать бороду или удлинять ее, расчёсывать ее из показушничества. Также сюда относится бороду оставляют косматой, показывая таким образом людям свой аскетизм. Также смотреть на черноту своей бороды, восхищаясь своей молодостью, и смотреть на седину, гордясь почтенным возрастом, красить бороду в красный цвет или желтый без намерения подражать праведникам .

Первое – это красить в черный цвет. И это запретно, согласно хадису: «Лучшие из ваших молодых – те, кто стремится подражать вашим старшим. А худшие из ваших старших – те, кто стремится подражать вашим молодым».

Под подражанием пожилым имеется в виду адаб, но не окраска волос под седину.

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил красить бороду в черный цвет, сказав, что это «краска людей Ада». В другом риваяте сказано, что красить бороду в черный цвет – это окраска неверующих.

Один человек, который постоянно красил бороду в черный цвет, во времена Умара женился, а затем краска сошла с его бороды. И родственники женщины обратились с разбирательством к Умару, и он расторг их брак, и наказал его ударом, и сказал ему: «Ты обманул этих людей, закрасив седину».

Говорят, что первым покрасил бороду в черный цвет Фараон.

Передают от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В ахир замане (время перед концом Света) будут люди, красящие бороду в черный цвет, подобно брюху голубей, и они не почувствуют даже запаха Рая».

Второе – это крашение бороды в красный и желтый. Это допускается, чтобы обмануть неверных в сражениях и на джихаде. Если же нет такого намерения и это связано с желанием походить на людей религии, то это порицается.

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Желтый цвет – цвет мусульманина, а красить в красный – это цвет верующих». Они красили хной для получения красного цвета и кутумом и халуком – для получения желтого цвета. 

Некоторые ученые красили бороды в черный цвет в сражениях, и в этом нет ничего греховного, если намерение будет правильным и если в этом не замешаны страсти.

Третье – красить  бороду в белый цвет кибритом, чтобы окружающие решили, что этот человек – солидного возраста, чтобы добиться уважения к себе, высокого положения, принятия свидетельства, принятия его передач от шейхов, отстраниться от молодых, показывая объем своих знаний и полагая, что множество дней придадут благородство. С чего бы? Невежде возраст увеличивает только невежество. А знание – это плод разума, и очень редкий плод. Седина же никак не влияет на это.

А у каждого, кто глуп по природе, возраст будет лишь усиливать глупость.  И поэтому раньше шейхи возвеличивали молодых за их знания и религию. Так Умар возвеличивал Ибн Аббаса, хотя тот был младше многих сподвижников, и спрашивал у него, прежде чем задать вопрос другим.

Ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал: «Аллах давал знания только в молодости, и все благо – в молодости».

Также словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Это молодые люди, которые уверовали, и Мы увеличили для них наставление» (18:13) – и в словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Мы дали ему Наше решение в молодости»

Анас, да будет Аллах им доволен, говорил: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул этот мир, на его бороде и голове было всего двадцать седых волос».  Ему сказали: «О Абу Хамза, ведь Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было много лет!» Он ответил: «Аллах не испортил его внешний вид сединой». Его спросили: «Неужели седина – это недостаток?» Он ответил: «Вы все ее не любите». 

Говорят, что Яхья ибн Аксум был кадием в Басре в двадцать один год. Некто в его присутствии спросил у него, желая, чтобы он устыдился своей молодости: «Сколько лет кадию, поддерживаемому Аллахом?»  Он ответил: «Столько же, сколько Атаду ибн Усейбу, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил его управляющим Мекки». И так он заставил умолкнуть человека, который считал его слишком юным.

Передают от Малика, что он сказал: «Я прочитал в некоторых книгах: «Пусть вас не обманывает борода. Не всякий, у кого есть борода, – совершенный человек»».

Амр ибн Алаи сказал: «Если ты увидишь высокого человека с маленькой головой и широкой бородой, то сочти его глупцом, даже если это будет Умаяя Абдушшамс ибн Абдуль-Манаф».

Аюб ас-Сахтия сказал: «Я встретил старца, которому было за восемьдесят, который получал знания у юноши».

Али ибн Хусейн сказал: «Кто достиг знания до тебя, тот твой имам, даже если он младше тебя». 

У Амра ибн Алана спросили: «Подобает ли пожилому человеку получать знания от юноши?»  Он ответил: «Из-за невежества вещь считается мерзкой, а благодаря знанию – хорошей».

Яхья ибн Маин спросил у Ахмада ибн Ханбаля, когда увидел его идущим вслед за животным, на котором сидел имам аш-Шафии: «Неужели ты оставил хадисы Суфьяна ас-Саури и их короткую цепь передачи (иснад), следуя за животным этого юноши?» Имам сказал: «Если бы ты знал о его знании, то бежал бы вместе со мной с другой стороны. Даже если я упущу хадисы Суфьяна ас-Саури с их кратким иснадом, то смогу найти их с более длинным иснадом. А если пропадет ум этого юноши, то я не смогу найти его ни при помощи короткого иснада, ни при помощи длинного».

Четвертое – вырывать седые волосы из бороды от гордости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил вырывать седину, сказав, что это свет верующего. Вырывание сродни окраске седины в черный цвет. Причина нежелательности заключается в том, что мы рассмотрели раньше. Человеческая седина – это нур от Аллаха, и отстранение от седины – это отстранение от нура.

Пятое – вырывание волос из бороды или ее части, когда человек поигрывает ей, и от глупости. Это нежелательно и меняет человеческое естество. Выщипывать волосы по бокам эспаньолки – новшество.

При Умаре один человек, который вырывал волосы по бокам эспаньолки, засвидетельствовал , и Умар отверг его свидетельство.  Отверг Умар и свидетельство Ибн Аби Лейла за то, что тот выщипывал бороду.  Что касается выщипывания бороды в самом начале ее роста, подобно совсем юным мальчикам, то это большой грех. Поистине, борода – это красота мужчины. Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые клянутся: «Клянемся Аллахом, Который украсил потомков Адама бородой». Борода относится к естеству человека, и бородой мужчины отличаются от женщин.

В книге «Гаридат-Тавиль» говорится: «Сказано, что в словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Аллах увеличивает в Своем творении то, что захочет» (35:1), – подразумевается борода.

Ученики Ахнафа ибн Кайса сказали: «Мы хотели купить Ахнафу бороду даже за двадцать тысяч».

Кади аш-Шурейх сказал: «Я бы очень хотел, чтобы у меня росла борода, даже десять тысяч». Как можно не любить бороду, когда в ней – возвеличивание мужчины? Люди смотрят на бородатого человека с адабом и как на обладателя знаний, его возвеличивают в маджлисах, направляют к нему людей, ставят впереди джамаата, хранят его честь. Если человека с бородой ругают, то, увидев его бороду, останавливаются.

Говорят, что в Раю все люди будут безбородыми, кроме Харуна, брата Мусы, мир им, из-за уважения к нему и ради его возвеличивания.

Шестое – подстригание бороды уровень за уровнем, чтобы женщины (и мужчины) сочли ее красивой.

Ка`б сказал: «В ахир замане будут люди, которые подстригают бороду, подобно хвосту у птиц, и подворачивают кончики носов своих туфель. У этих людей нет удела ».

Седьмое – удлинение волос на висках, чтобы они опускались до щек. Это отличает праведников.

Восьмое – расчесывание бороды ради людей . Бишр сказал: «Есть два многобожия (ширк), связанных с бородой: расчесывать ее ради людей и оставлять ее растрепанной, чтобы о тебе думали как об аскете».

Девятое и десятое – смотреть на черноту и седину своей бороды с гордыней. И это порицается в отношении всех частей тела и всех качеств, как мы еще разъясним».

Мухаммад ибн Абдуль-Баки аз-Зуркани аль-Малики сказал в толковании на «Аль-Мавахиб Аль-Ладуния» имама аль-Касталяни аш-Шафии, да будет Аллах ими доволен и да принесет Он нам пользу от бараката знания: «От Умара ибн Шуайба ибн Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Асса, от его отца Шуайба, от его деда (то есть деда Шуайба), а это сподвижник Абдуллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ровнял свою бороду по длине и ширине, чтобы она была ровной со всех сторон, потому что умеренность – любима, а слишком длинная борода – это чрезмерность, и это побуждает людей говорить, и они начинают злословить. Поэтому желательно так поступать, пока это не приведет к укорачиванию бороды и приданию ей формы, что нежелательно. Некоторые саляфы обхватывали бороду кулаком и состригали то, что длиннее этого».

Ан-Нахаи сказал: «Я удивляюсь человеку, который не ровняет бороду между челюстями, ведь умеренность во всем – это благо». И поэтому говорят: когда слишком увеличивается борода, то уменьшается разум. Поступать так – сунна, если только это не делается для женщин или для красоты, как говорила часть ученых: Кади Ияд и другие. Мнение же имама ан-Навави , что бороду надо оставлять так, как она растет.

И подобное действие не противоречит словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Отпускайте бороды», – поскольку совершается из нужды и не для красоты, а, например, из-за растрёпанности или чрезмерной длины, которая мешает.

Ат-Тиби сказал: «Запрещено стричь бороду, как принято у не-арабов, или отпускать ее, как хвост осла». Аль-Хафиз также сказал: «Запрещено полностью убирать бороду и то, что близко к этому, в отличие от незначительного подстригания».

Аль-Хасан ибн Муссана сказал: «Если видишь мужчину с длинной бородой и он ее не подравнивает между челюстями, то, значит, у него проблемы с разумом».

Однажды Маъмум сел вместе с учениками и сказал: «Когда борода у человека сильно удлиняется, то, по мере удлинения, уменьшается его разум. И я не видел умного человека с длинной бородой».

Ат-Тирмизи передает от Ибн Аббаса и говорит, что этот хадис – «аль-хасан»: «Ибн Аббас сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подстригал усы в любое время, когда нуждался в этом, не выделяя для этого специальный день, как указывает этот хадис «аль-хасан»». А хадис, ограничивающий подстригание пятницей, слабый. И, согласно его (то есть ат-Тирмизи) словам в «Аль-Истиъзан»: « хасан сахих».

Ан-Насаи в «Ат-Тахарат» и имам Ахмад от Зейда ибн Аркама : «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто не подстригает  усы, таким образом, пока явно не проявится губа, тот не из нас», – то есть не на нашем, исламском, пути. И потому это крайне желательно, а тот, кто так не делает, проявляет небрежность к сунне. И это мазхаб большинства ученых, а некоторые из них, следуя буквальному смыслу, говорят об обязательности этого.

И Ахмад передает от одного из сподвижников, который передавал слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто не бреет в паху, не стрижет ногти и не подстригает усы, тот не из нас». И этот хадис сочли хорошим некоторые хафизы из-за наличия хадисов с таким же смыслом, и этому не противоречат слова аль-Ираки: «Этот хадис недостоверен, и в нем Ибн Ляхея».

В «Сахихейн» от Ибн Умара: «Отличайтесь от язычников в одежде и отпускайте, либо отращивайте, либо удлиняйте бороды и подстригайте усы». Ан-Навави сказал: «Все эти разные слова приходят с одним смыслом. Борода – это то, что растет на подбородке и щеках».

Кади Ийяд сказал: «Под устранением усов имеется в виду их тщательное подстригание так, чтобы была видна губа, и это желательно, некоторые сказали: обязательно».

И ученые разошлись насчет того, лучше брить или стричь. Кади Ийяд сказал: «Многие саляфы считали, что нужно полностью устранить усы за счет их бритья, согласно буквальном смыслу слов «брейте» и «устраняйте», и это мнение куфийцев. И многие саляфы говорили о запрете на бритье, и имам Малик сказал в «Аль-Муватта»: «Усы устраняются, пока не будет видна губа», – то есть пока она не станет явной».

От  Ибн Абдуль-Хакама от Малика : «Тщательно устраняйте  усы и отпускайте бороду».

В «Фатх аль-Бари» сказано: «Мнение Ибн Джарира заключалось в выборе . И, когда он приводил мнение Малика и куфийцев, то привел мнение знатоков языка, что «устранение» (аль-ихфаъ) означает удаление: «Сунна указывает на оба способа, и в этом нет противоречия. Подстригание указывает на устранение части, а бритье – на устранение всего, и обе практики установлены сунной, и выбирается любая из них». Аль-Хафиз сказал: «Из слов ат-Табари устанавливается наличие обеих практик в сунне». 

Что касается подстригания, то в хадисе от аль-Мугира : «Я посетил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и у меня были усы, и он подстриг их по своему сиваку» (приводит Абу Дауд). А аль-Байхаки словами: «Он положил сивак под усы и подстриг их». Аль-Баззар передает от Аиши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на мужчину с длинными усами и сказал: «Принесите мне ножницы и сивак». И он прижал сивак к границе и подстриг то, что выходило за пределы сивака».

 Аль-Байхаки, ат-Табарани от Шархабейла ибн Муслима аль-Хавляти: «Я видел, как пятеро сподвижников подстригали усы: Абу Умама аль-Бахили, аль-Мукаддам ибн Мада Кураб, Утба ибн Авн ас-Сулями, аль-Хаджадж ибн Амир ас-Сумали и Абдуллах ибн Баср».

А что касается бритья, то ат-Табарани и аль-Байхаки приводят от Абдуллаха ибн Рафиа: «Я видел, как Абу Саид аль-Худри, Хаджир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Рафиа Худейджа, Абу Асад аль-Ансари, Саляма ибн аль-Аква и Абу Равиа убирали усы бритьем». Также ат-Табарани передает от Урвы: «Салим, аль-Касим и Абу Саляма брили усы».

.

Также разошлись в способе подстригания усов: подстригают края усов или оставляют, как это делают многие? Кто-то сказал, что это дозволено, кто-то – что нежелательно.

Аль-Газали пишет в «Аль-Ихья»: «Нет ничего плохого в том, чтобы оставлять края усов», – хотя это лишь одно из мнений, которые приводит аль-Маджд.

И так поступал Умар, да будет им доволен Аллах, и другие, потому что они (края усов) не закрывали рот и на них не оставалось остатков жира еды, так как еда не достигала их».

Абу Дауд приводит от Джабира: «Мы убирали края усов». И нельзя принимать за исключение слова «кроме как в хадже и умре», так как там запрещено удалять волосы, и поэтому некоторые считали, что нежелательно оставлять их, ведь в этом заключалось уподобление не-арабам. И Умар сказал: «Остерегайтесь украшать себя как не-арабы». И Малик сказал: «Умерщвляйте сунну не-арабов и оживляйте сунну арабов», – то есть зороастрийцев и людей Писания, и это более правильное мнение , и, возможно, Умар так делал, потому что до него не дошел запрет, так как Ибн Хиббан приводит в своем «Сахих», ат-Табарани и аль-Байхаки от Хадиса Маймума ибн Мархана, от Ибн Умара: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул огнепоклонников и сказал: «Они не удаляют усы и бреют бороды, и поэтому не поступайте как они»». И Маумуна сказал: «Ибн Умар так тщательно удалял свои усы, как режут барана или верблюда», – то есть он очень тщательно это делал, следуя повелению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Ахмад передает в «Муснаде» в хадисе от Абу Умама ибн Аджляна аль-Бахили: «Мы сказали: «О Посланник Аллаха, люди Писания укорачивают кончики своих бород и оставляют усы». И Посланник Аллаха ответил нам: «Подстригайте усы и отпускайте бороды. Отличайтесь от христиан и иудеев»». Закончились слова аз-Заркани.

В «Инсан аль-Уюн» Али аль-Халяби сказал: «И пришли два посланника от повелителя византийцев с бритыми бородами и длинными усами. И Посланнику Аллаха было неприятно смотреть на них, и он сказал им: «Горе вам, кто же вам так велел?» Они сказали: «Нам повелел это наш господь», – они имели в виду своего повелителя. И Посланник Аллаха сказал: «А мне повелел мой Господь подстригать усы и отпускать бороду»». Конец слов аль-Халяби.

У Ибн Хаджара в разделе «Адабы аль-джума»: «И следует подстригать усы, пока не станет видна краснота губы, и это подразумевается под повелением подстригания усов в хадисе из двух «Сахихов»».

Нежелательно удлинять их или сбривать, но насчет сбривания спорят из-за того, что об этом есть риваяты, и к этому мнению склонились три имама, как говорят. В «Аль-Мугни» Ибн Куддамы аль-Ханбали сказано, что человек имеет право выбрать между бритьем и подстриганием. Имам ат-Тахави приводит мазхаб Абу Ханифы, двух его учеников и Зуфара: «Полное удаление (усов) лучше их подстригания». 

Если ты спросишь: «Каков наш ответ о достоверности сообщения о сбривании усов?» – то я скажу: «Это возможное событие, что Посланник Аллаха, И два посланника от повелителя византийцев с бритыми бородами и длинными усами, подстригал то, что можно было подстричь, и брил те участки, где сложно было подстригать».

Если ты спросишь: «А существует ли среди нас (шафиитов) такое мнение?» – то я отвечу: «На это указали некоторые поздние ученые, и это одно их явных (захир) мнений (нашего мазхаба), ведь таким образом получается объединить два хадиса, согласно нашим правилам, потому что объединение в практике этих хадисов обязательно, насколько это возможно».

Также у Ибн Хаджара перед «Китаб аль-Атима»:

«Они перечисляют нежелательные действия, связанные с бородой и подобными вещами. К ним вырывать, брить, также подобные действия с  бровями». И этому не противоречат слова аль-Халими: «Это не дозволено», – потому это могло означать отрицание равнозначности двух сторон (т.е. отрицание, что это мубах). И, если слова «не дозволено» понимать как «запретно», это будет противоположно сильному мнению (мутамад).

Достоверно передает Ибн Хиббан: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подстригал бороду по краям и с боков». И, судя по всему, на это опирался Ибн Умар, да будет Аллах ими обоими доволен, когда подстригал бороду, когда та становилась длиннее обхвата кулака. Но в двух «Сахихах» передается повеление удлинять бороду, то есть не подстригать ее, и это предпочтительнее, потому что более достоверно. Ведь первый можно понять как разъяснение того, что само удлинение желательно. И это более очевидно, чем толкование, будто это указание , когда борода отрастет и станет длиннее указанной. И внешне слова наших имамов указывают на нежелательность подстригания любой части бороды. А утверждение, что человек в этот момент меняет свой изначальный облик, отвергается, потому естественный облик искажается, когда перестаешь мыть бороду и умащать ее маслами. Аль-Азраи в своем исследовании сказал, что желательно сбривать что-либо выше гортани, а другие сказали, что это дозволено». Закончились слова Ибн Хаджара и «Хашият» Ибн Касима.

Два шейха (ар-Рафии и ан-Навави) сказали: нежелательно брить бороду. Ибн ар-Рифа противоречит им в «Хашият аль-Кафият», говоря, что имам аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, ясно указывает в «Аль-Умм» на запретность бритья бороды. Об этом сказал аз-Заркаши, а также аль-Халими в «Шуаб аль-Иман» и его устаз аль-Каффаль аш-Шаши в «Махасин Шариа». И аль-Азраи сказал: «Правильное мнение – это полный запрет на бритье бороды без какой-либо причины, как делают «аль-каляндария».

Работа завершена в субботу после полудня в первую пятницу Шавваля в 1298-м году.

Хвала Аллаху, Обладающему милостью и щедростью, мир и благословение Посланнику Мухаммаду, его роду и благородным сподвижникам, каждый раз, когда поминают Его поминающие и находятся в беспечности беспечные. 

Это псевдо-суфийская группа, которая отличалась бритьем бород и нарушением общественных устоев мусульманского общества, например, они принимали пищу в месяц Рамадан у всех на виду

Желтое ароматическое вещество

Отношение к отращиванию бороды (араб. ‎‎) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а выращивание — обязательным (ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным (мустахабб), а бритьё порицаемым (макрух), но не запретным (харам) действием. Борода рассматривается мусульманами как символ мужественности, а её отращивание считается частью первозданного естества (фитра) человека.

Отращивание бороды

Ранний ислам

Показ волос пророка Мухаммеда в Чечне (2014)

Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи того времени, отращивал бороду. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников».

В сборнике хадисов имама аль-Бухари сообщается, что во время своего предпоследнего и последнего паломничества, пророк Мухаммед разрешил людям взять его остриженные волосы. Полученные таким образом волосы с головы и бороды Пророка были сохранены, а затем распространены во всех частях исламского мира. Мусульмане хранили эти волосы в бутылках и заворачивали в зелёную материю.

Средневековье

О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм, маликит аль-Хаттаб, ханбалит ас-Саффарини, ханафит Ибн Абидин.

Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави, Закария аль-Ансари и аль-Хатиб аш-Шарбини. Несмотря на это, шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали запретность бритья бороды более правильным мнением.

Современность

В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды. Современные салафитские богословы (Ибн Баз, аль-Усаймин, аль-Албани и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды. Бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани и Мухаммада Ширази. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью».

Ближний Восток

В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции.

По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского Государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды. В Турции отращивание бороды считается сунной и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду.

В период правления Хосни Мубарака в Египте борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (например, патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от тёмно-бордового до ярко-оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду.

Афганистан под властью «Талибана»

После того как 27 сентября талибы без боя взяли Кабул, они ввели на территории новоявленного Исламского Эмирата Афганистан нормы шариата. Среди прочего, мужчины должны были отращивать густые бороды; стали проводиться «проверки бород». Те, чьи бороды были короче длины сжатого кулака, могли быть избиты.

Пакистан

В агентстве Баджаур, расположенном в зоне племён Пакистана, контролируемой талибами, на дверях парикмахерских были развешаны предупреждения о том, что бритьё бороды противоречит исламу и нарушители запрета будут убиты. Несколько парикмахерских были взорваны, после того как отказались соблюдать запрет. Такие же предупреждения были сделаны парикмахерским Вазиристана.

Средняя Азия

Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (1898—1974) и Махмуда Шалтута (1893—1963) и на постановление египетского Управления по фетвам. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман.

В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами».

Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования.

Для того чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удаётся добиться такого разрешения.

Россия

Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу является ваджибом. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)».

По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду, надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30—35 лет, и только по достижении 60-летнего возраста можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза».

Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отметил, что ношение бороды «категорически не является» обязательным (фард) и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута.

На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ношение длинной бороды может служить основанием постановки сотрудниками полиции граждан на «профилактический учёт» в категорию «религиозный экстремизм».

Мужчина с окрашенной бородой

Укорачивание бороды

Большинство богословов разрешали укорачивать бороду, если её длина превышает длину сжатого кулака. Лишь некоторые шафииты (ан-Навави и др.), на основе общих доводов об «отпускании» бороды, считали, что её нельзя стричь. На дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников Мухаммеда Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого (Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Таймия, Ибн Абидин).

Окрашивание бороды

Помимо того, что Мухаммед призывал отращивать бороду, чтобы отличаться от язычников, он также призывал окрашивать бороды, чтобы отличаться от иудеев и христиан. Обычно мусульмане окрашивают (хидаб) бороду хной. По мнению ан-Навави мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет. Что касается пророка Мухаммеда, то имеются сообщения о том, что он красил бороду и волосы на голове в жёлтый цвет. Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма».

Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашения врага.

Инциденты с окрашиванием бороды

Халид Шейх Мохаммед, который считается организатором террористического акта 11 сентября 2001 года, во время судебного процесса на американской базе Гуантанамо появился с бородой, покрашенной в ржаво-красный цвет, тем самым озадачив службу безопасности тюрьмы. Заключённым на Гуантанамо запрещено использовать краску для волос, потому что в ней могут содержаться различные химические вещества, такие как аммиак и другие, которые могут быть использованы в качестве оружия. Возникли подозрения, что Халид Шейх Мохаммед мог получить контрабандным путём хну, но, как выяснилось, он использовал для окрашивания бороды фруктовый сок и ягоды из тюремного питания.

Мусульманин с выбритыми усами

Укорачивание усов

Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты (ат-Тахави и др.), под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль), а более поздние говорили, что усы надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.

Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. ) даже запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.

Что касается сподвижников Мухаммеда, то некоторые из них укорачивали усы (Абу Умам аль-Бахили, Микдам ибн Мадикариб, Утба ибн Ауф, Хаджжадж ибн Амир, Абдуллах ибн Бишр и др.), а некоторые сбривали полностью (Абу Саид аль-Худри, Джабир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Абу Усайд аль-Ансари, Салама ибн аль-Акуа, Абу Рафиа и др.).

Примечания

  1. Patrick Hughes, Thomas Patrick Hughes. Dictionary of Islam. — Asian Educational Services, 1995. — P. 40. — 750 p. — ISBN 9788120606722.
  2. Abdelwahab Bouhdiba. Sexuality in Islam. — Routledge, 2013. — P. 34. — 304 p. — ISBN 9781135030377.
  3. Jeffry R. Halverson. Theology and Creed in Sunni Islam: The Muslim Brotherhood, Ash’arism, and Political Sunnism. — Palgrave Macmillan, 2010. — P. 123. — 208 p. — ISBN 9780230106581.
  4. ↑ Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259

    Оригинальный текст (ар.)

    خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ وَفِّرُوا اللِّحَى وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ.

  5. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 63.

    Оригинальный текст (ар.)

    جزوا الشوارب، وأرخوا اللحى، خالفوا المجوس

  6. Ahmet Zebidi Zeynüddin. Sahih-i Buhari muhtasarı tecridi sarih tercemesi / Ahmed Naim-Kâmil Miras. — Istanbul, 1926-46. — С. 193—8. — 442 с.
  7. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, Liḥya-Yi S̲h̲erīf.
  8. Ибн Хазм аль-Андалуси. Маратиб аль-иджтима = مراتب الإجماع. — С. 157.
  9. Ибн Хазм аль-Андалуси. Аль-Мухалла = المحلى. — Т. 2. — С. 189.
  10. Аль-Хаттаб. Мауахиб аль-джалиль = مواهب الجليل. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 313.
  11. Ас-Саффарини. Газа аль-альбаб = غذاء الألباب. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 334.
  12. Ибн Абидин. Радд аль-Мухтар = رد المحتار. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 3. — С. 398.
  13. Ибн Хаджар аль-Хайтами. فصل في العقيقة // Тухфат аль-Мухтадж = تحفة المحتاج.
  14. Закария аль-Ансари. Асна аль-Маталиб = أسنى المطالب. — Т. 1. — С. 551.
  15. Аль-Хатиб аш-Шарбини. Мугни аль-Мухтадж = مغني المحتاج. — Т. 6. — С. 186.
  16. ↑ حكم حلق اللحية (ар.). — www.binbaz.org.sa.
  17. Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин. ما حكم حلق اللحية؟ // مجموع فتاوى و رسائل الشيخ محمد صالح العثيمين. — Т. 11.
  18. Насируддин аль-Албани. Этикет бракосочетания = آداب الزفاف. — С. 210—211.
  19. ↑ الاستفتاءات » حلق اللحية (ар.). www.sistani.org. Проверено 1 марта 2015.
  20. Мухаммад Ширази. حلق اللحية (ар.). alshirazi.com. Проверено 1 марта 2015.
  21. ↑ Аятолла Хаменеи признал бороду короля Марокко «недостаточно исламской», Credo.ru (15 марта 2012). Проверено 2 марта 2015.
  22. Priya Elan Who’s That Lebanese Man With A Beard? Hipster Or Jihadi?; 10 Moments That Made Jay-Z – review (англ.). — The Guardian, 13 November 2014.
  23. Pinar Tremblay In Turkey, it’s all about the beard (англ.). — Al-Monitor, 2014.
  24. Ashraf Khalil Decoding facial hair in the Arab world (англ.). — Би-би-си, 2 February 2013.
  25. John F. Burns Islamic Rule Weighs Heavily for Afghans. — The New York Times, September 24, 1997.
  26. Kim Sengupta, Jerome Starkey Taliban in policy shift on beards and burqas (англ.). — The Independent, 2 April 2009.
  27. Mushtaq Yusufzai In tribal Pakistan, a shave may cost your life (англ.). — NBC News, Mar 6, 2007.
  28. ↑ Pakistani barbers receive Taliban-style beard threat (англ.). — Reuters, Feb 12, 2007.
  29. ↑ Обязательно ли отращивать бороду? (казах.) = Сақал қою парыз ба?. — Официальный сайт Петропавловской мечети, 16 января 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  30. ↑ Тұрғанқұлов Таңжарық (казах.). Официальный сайт мечети им. Садуакаса-хаджи Гылмани (08.04.13). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  31. Житель Узбекистана отстоял право на бороду. — Lenta.ru, 9 марта 2010.
  32. Игорь Ротарь Борода – нехороший признак. — Известия, 3 марта 2003.
  33. Умар Одил Борода в Узбекистане – важная улика. — ФерганаНьюс, 08.08.2002.
  34. ↑ Постановления и рекомендации Совета Улемов ДУМКЧР(и не только КЧР). www.elbrusoid.org (09.09.2011). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 3 марта 2015 года.
  35. Виктория Гришина Муфтий Тюменской области: нужно уважать традиции и обычаи страны, в которую ты приехал. — Комсомолькая Правда, 13 марта 2013.
  36. Шамиль Аляутдинов Ношение бороды. — Umma.ru.
  37. Лаптиева Д. Борода экстремизма. За что ставят на профучет на Северном Кавказе. Спектр (5 сентября 2016). Проверено 9 марта 2017.
  38. Гордиенко И. Схватить «экстремиста» за бороду. Новая газета (28 июня 2016). Проверено 9 марта 2017.
  39. ↑ В Дагестане врача поставили на профучет из-за длинной бороды. Наша версия на Северном Кавказе (27 января 2016). Проверено 9 марта 2017.
  40. Халид ибн Сауд аль-Булайхид حكم إعفاء اللحية والأخذ منها (ар.). — www.saaid.net, .
  41. Салих ибн Ахмад аль-Асмари حكم الأخذ من اللحية (ар.). — www.saaid.net.
  42. Haggai Mazuz. The Religious and Spiritual Life of the Jews of Medina. — BRILL, 2014. — P. 81. — 148 p. — (Brill Reference Library of Judaism). — ISBN 9789004266094.
  43. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, K̲h̲iḍāb.
  44. Шабанов, Арсен Его голова // Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (8 сентября 2013). Проверено 3 марта 2015.
  45. Шабанов, Арсен Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (9 сентября 2013). Проверено 2 марта 2015.
  46. Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Фатх аль-Бари. — Т. 6. — С. 499.
  47. Jane Sutton September 11 mastermind’s beard mystery solved: he dyes it with berries (англ.). — Reuters, Oct 23, 2012.

Литература

  • Encyclopaedia of Islam. . — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)

Дополнительная литература

  • Bart // Brockhaus Bilder-Conversations-Lexikon. — Leipzig, 1837. — Т. 1. — С. 186—187.
  • Muhammad al-Jibaly. The Beard Between the Salaf & Khalaf. — Al-Kitaab & as-Sunnah Publishing.

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here