Почему священники не бреют бороду?

Предлагаем ознакомиться с темой: "почему священники не бреют бороду?", включая последние тенденции.

почему священники не бреют бороду

Эта традиция менялась от века от веку. В древнехристианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святитителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на всклокоченную собаку, нестриженый епископ.

Тем не менее традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. 

Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы — сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники.

Борода выделяет церковнослужителя среди остальных людей. Как священник могу сказать, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит большую пользу. Какую? Тебя вседа идентифицируют как священника, смотрят на тебя как на Церковь Христову. Осознавая это, стараешься вести себя так, чтобы своим поведением не опозорить имя Божие.

Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану.  

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru

Фото в анонсе: peter.kolchin, orthphoto.net

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: [email protected] 

почему священники не бреют бороду

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.

С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» . Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)

диакон Иоанн Иванов

почему священники не бреют бороду

Просмотров: 156755Corbis/Foto S.A.По традиции

Прямых запретов на бритье бороды в Евангелии не содержится, однако они имеются в Ветхом Завете, например: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27). Иисуса Христа мы видим на иконах только с усами и бородой. В подражание Спасителю сохраняли растительность на лице и раннехристианские монахи. Ныне в православной традиции обладание бородой – не закон, но общепринятое правило, поскольку считается, что священнослужитель – носитель образа Христа. Католическая же традиция в этом вопросе унаследовала взгляды древних римлян, считавших бороду атрибутом варваров. Все это «языческие латынские и еретические предания», говорится в решениях русского Стоглавого собора 1551 года. Между тем на протяжении истории и у православных, и у католиков встречались священнослужители как бородатые, так и безбородые.

 Римские папы всегда гладко выбриты, а наши батюшки, как правило, выделяются длинными бородами. И те, и другие придерживаются отнюдь не моды, а уходящих в далекое прошлое религиозных традиций. 

Какого пола этот папа?

В современном католичестве нет жесткого правила насчет того, что священникам нельзя отращивать бороду. Но еще в Древнем Риме мужчины с обильной растительностью на лице приравнивались к варварам. Повелось так с тех пор, когда римские легионеры отправлялись за рабами и золотом в северные земли.

К тому же бритье лица для аристократа считалось обязательной гигиенической процедурой. Ухаживать за волосами в древности было сложно, поэтому простолюдины оставались с бородами, а патриции щеголяли гладкими лицами. И, естественно, священнослужитель, обязанный быть образцом, не имел права выглядеть неряхой.

Кроме того, католический богослужитель, в отличие от православного, не осуществляет себя с Христом с помощью бороды и усов. Наоборот, он как бы стремится быть ближе к своим прихожанам.

Кстати: Среди некоторых западных и европейских монахов принята еще и тонзура, или гуменцо – выстриженные кругом волосы на макушке, символизировавшие терновый венец.

Тем не менее, с 1511-го по 1700-й годы был период, когда римские папы отпускали бороду: начиная с Юлия II и заканчивая Папой Климентом XI. Но еще раньше, если верить легенде, произошел скандальный случай, который вполне мог повлиять на традицию брить бороду. Якобы в IX веке главой церкви в Ватикане обманным путем стала женщина Иоанна, называвшая себя Иоанном VIII.

Поскольку тогда все монахи брились, то какое-то время никто не обращал внимания на женоподобность «Папы». А потом Иоанна во время одной из церемоний родила ребенка.

Правда эта история или вымысел, неизвестно. Однако в католичестве появился ритуал по определению пола будущего Папы: претендент садился в специальное кресло с отверстием, а другой святой отец убеждался в «мужественности» кандидата, так сказать, собственноручно.

почему священники не бреют бороду

Папа Римский Бенедикт XVI. Фото: pixabay.com

По образу и подобию

В православии, наоборот, ношение густой бороды делает образ верующего человека благообразным – ведь пример нам подает сам Иисус. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете и считалось грехом. В Книге Левита есть такие слова: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19, стих 27). Вообще в Библии много написано об этом. Вот еще высказывание из Священного Писания: «…не взойдет пострицало на брады твоя».

Брадобритием, по мнению православной Церкви, человек выражает недовольство тем обликом, который подарил ему Господь, проявляет к нему неуважение.

В 1347-м году в городе Вильно (современный Вильнюс) язычники повесели трех православных христиан – Антония, Иоанна и Евстафия – за отказ сбрить бороду. Им было предложено либо умереть, либо подвергнуться брадобритию и сохранить тем самым себе жизнь. Мученики выбрали первое и были причислены Церковью к лику святых.

В императорской России, вплоть до Петра I, бритье бороды и усов наказывалось отлучением от церкви и сравнивалось с прелюбодейством.  В 1551-м Стоглавый собор русской Церкви и вовсе постановил, что над умершим человеком, который брил при жизни бороду, нельзя проводить службу погребения, нельзя его отпевать и ставить за него свечки в храме.

А, например, старообрядцы до сих пор считают, что вход в Царство Небесное разрешен только носителям бороды. Бритому человеку запрещается входить даже в старообрядческую церковь. И если старообрядец брился, а на смертном одре в этом не покаялся, то его похоронят без подобающего обряда.

В современном обществе священники могут выбирать любую форму и длину бороды. Так же, как и вообще не отращивать ее.

почему священники не бреют бороду

Праведный старец Николай Гурьянов с батюшкой. Фото: pechori.ru

Кстати: Древние арабы выбривали височную часть в честь языческого бога Оротала. У евреев считалось, что длинные волосы помогают отгонять языческие суеверия. В Индии же существует религиозная община, в которой людям запрещено не только брить волосы, но и расчесывать их!

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here