Почему староверы не бреют бороду?

Предлагаем ознакомиться с темой: "почему староверы не бреют бороду?", включая последние тенденции.

Одной из главных святынь Древней Руси была борода. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. Безбородому отказывали в благословении. “Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее” – говорил патриарх Адриан. Как настоящая святыня, она охранялась государством. Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба Бороде. Специальное предписание строго устанавливало, что люди во время драки не имеют права дергать друг друга за бороды. (А ведь куда еще, если не к бороде, так и тянется рука во время драки!) За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен.
Сумма по тем временам весьма внушительная – больше, чем штраф за искалеченную руку

.”

Действительно меня всегда интересовало, особенно на уроках литературы и истории: Почему борода была столь важна, что за нее старообрядцы готовы были себя сжигать заживо?

Я долгое время вслед за всеми учебниками считал, что Русь в допольские времена (особенно актуальная тема на 4 ноября!) была сплошь бородата и ,возможно, нечесана. заставила усомниться меня Исабель де Мадариага (Иван Грозный. Первый русский царь. – М.: Омега, 2007 – 608 с. (Серия “Загадочная Россия. Новый взгляд. Йельский университет. Опыт объективного исследования”). Она обратила внимание, что “на миниатюрах, иллюстрирующих некоторые летописии воспроизведенных во множестве книг, изображено немало безбородых людей. Создается впечатление, что это молодые люди , поскольку старшие и духовные лица носят бороду. В одной из книг , послужившей источником для данной работы, приводится миниатюра, на которой царь Иван, издающий указ 1556 года, окружен десятью фигурами, чьи лица можно различить. Шесть человек из участников сцены. включая царя , не имеют бород – действительно царь никогда не изображался с бородой. На тех немногих портретах, которые считаются изображениями реальных лиц (дьяк Мишурин, Борис Годунов), последние не имеют бород…” 

 В примечаниях со ссылкой на Зимина А.А.: “миниатюра с изображением Ивана IV на коне, в короне и без бороды, но с небольшими усиками, как у Петра I.”

Впервые я обратил внимание у Мадариаги на формулировку проблемы: “Бритье и усов было тесно связано с содомией” и далее со ссылкой на Горского А.Д. “Думали, что бритье ведет к содомии, потому, что лицо мужчины становилось круглым и гладким, как женское..”

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона вроде бы подтверждает, что еще царь Василий III брил бороду, чтобы казаться моложе своей жене. Однако, тут же “Едва ли не самым неприятным новшеством для русских людей был пример Бориса Годунова брить Б., который, конечно, после его смерти никакой силы иметь не мог, так что уже в следующем году (1606) москвичи в свое оправдание по поводу убиения Лжедмитрия и его приверженцев приводят то обстоятельство, между прочим, что они брили и стригли свои Б.”

Поскольку все жесткие уложения на Руси пошли в письменном виде от Иоана IV  Васильевича, то я тАк понял, что святость бороды пошла со Стоглава, т.е. с 1550-х годов. То, что Иван Грозный с таким усилием внедрял, буквально через 150 лет с не меньшим упорством искоренял Петр I. И что интересно, уже в 1700-х годах это вошло в такую привычку, что казалось завещанным с приснопамятных времен.

Решил проверить, что об этом пишет интернет. Вот, например, что пишет по этому поводу И.С. Кон:

“Митрополит Даниил, популярный московский проповедник эпохи Василия III, в своем двенадцатом поучении сурово осуждает женоподобных молодых людей, которые “… женам позавидев, мужское свое лице на женское претворяеши”: бреют бороду, натираются мазями и лосьонами, румянят щеки, обрызгивают тело духами, выщипывают волосы на теле и т.п.

Столетием позже знаменитый непримиримый протопоп Аввакум навлек на себя страшный гнев воеводы Василия Шереметева, отказавшись благословить его сына, “Матфея бритобрадца”. Комментируя это место аввакумовой автобиографии, известный специалист по древнерусской литературе Н.К. Гудзий писал, что мода брить бороду пришла на Русь с Запада в XVI веке. “Бритье бороды тогда имело эротический привкус и стояло в связи с довольно распространенным пороком мужеложства”.

Конечно, здесь возможны преувеличения: служители церкви всегда были склонны преувеличивать пороки своей паствы, а обвинения в сексуальной ереси помогали скомпрометировать врага. Тем не менее, С.М. Соловьев доверял этим свидетельствам и писал, в свойственном его эпохе морализаторском стиле: “Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех”

Возвращаясь к старообрядцам: они воспринимали бритье бороды, как  постановку штампа в паспорте о нетрадиционной сексуальной ориентации.

Одна интернетовская энциклопедия уточняет (http://www.swarog.ru/b/boroda8.php):

“С точки зрения православных обычаев, Борода — деталь образа Божия. Пострижение Бороды и усов в допетровскую эпоху считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик. Противники Петровских реформ утверждали, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров», поэтому многие сохраняли свои насильно отрезанные Бороды и завещали положить после их смерти в гроб, чтобы предъявить на «том свете». Старообрядцы до сих пор считают, что без Бороды невозможно попасть в царство небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда. У белорусов еще в XIX в. считалось, что на «тот свет» нельзя являться без Бороды, поэтому тяжело больные люди специально отращивали Бороду.

Борода — символ богатства, изобилия и счастья. В Полесье, к примеру, лен и коноплю должен был сеять человек с густой Бородой и волосами, чтобы такими же густыми были всходы. Сербы касались монетой Бороды, желая, чтобы денег было столько же, сколько волос, а македонцы, продав скотину, чесали монетой Бороду, приговаривая: «Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия!» Согласно сербским поверьям, увидеть во сне себя бреющимся или постриженным означает убыток, несчастье, а увидеть себя косматым или бородатым — прибыль и удачу. Словенцы пожелание друг другу счастья, богатства и благополучия выражали фразой: «Длинной бороды, полного кошелька, хорошего настроения!»____________________________________________________________

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Борода предорогая!

Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Попечительна природа

О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.

Борода предорогая!.. и т. д.

Борода в казне доходы

Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

Не напрасно он дерзает,

Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

О коль в свете ты блаженна,

Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если правда, что планеты

Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если кто невзрачен телом

Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!

Борода предорогая!.. и т. д.

О прикраса золотая,

О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?

Борода предорогая!.. и т. д.

Через многие расчосы

Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.

Борода предорогая!.. и т. д.

Ах, куда с добром деваться?

Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.

Борода предорогая!

Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Между концом 1756 и февралем 1757

 

Православные бородачи рассказали о том, почему они категорически не бреются, какие выгоды предоставляет им борода и с какими трудностями приходится иметь дело.

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года – решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

почему староверы не бреют бороду

– Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам – чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого – там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда – кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

– Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

почему староверы не бреют бороду

– К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад – в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

– Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

почему староверы не бреют бороду

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, объявивший в 1698 году специальную пошлину, которой облагался каждый, кто носил бороду. Несколько позднее, в 1705 году, эта пошлина была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

– 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;

– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;
– 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;
– 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.

Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне и то не полностью. Каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. Спустя 10 лет в 1715–ом году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. И лишь спустя несколько десятилетий, в 1772–ом, такой вид налогообложения как пошлина за ношение бороды, был полностью отменён. И всё же, зачем русским была необходима борода? Есть несколько объяснений этому, каждое из которых актуально для своего времени. Итак …

Борода, как пропуск в Рай.

В последние десятилетия 17 века Патриарх Адриан написал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех кто «скоблился» отлучали от церкви. Всё это делалось потому, что согласно Святому Писанию человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в Царствие Небесное.

Борода для демонстрации силы.

В те далёкие времена на Руси любого мужчину встречали по бороде, по её окладистости и густоте. Считалось, что чем гуще растительность у мужчины на лице, тем лучше «порода» этого человека и больше его мужская сила. Те, у кого на лице была редкая “растительность” считались вырожденцами. А вовсе безбородые практически всегда были холосты.

Для сохранения своего достоинства. Считалось, что честь русича – это его борода. Поэтому нанесённый бороде ущерб, автоматически признавался тяжелейшим преступлением против этого человека. Штраф за вырванные из бороды волосы был установлен ещё в период царствования Ярослава Мудрого. Виновник этого за один вырванный клок уплачивал в пользу государственной казны 12 гривен. Во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр – ему выщипывали бороду. Чтобы смыть этот позор, необходимо было либо совершить подвиг, либо уйти в монастырь.

Борода как дар божий.

Борода на Руси приравнивалась к дару Божьему. И в этом смысле русский народ был достаточно одаренным. Другими словами, борода стала национальным богатством, которое оберегалось даже негласным запретом на браки с инородцами. В частности, это касалось тех, кого природа обделила густыми волосами. Очень легко было узнать и тех, кто согрешил с «неверными» – по их потомкам, а точнее – по их редким «козлиным» бородкам. Таких людей прозывали «ублюдками» (производное от «блуд»). А снять этот статус и быть полноценным членом окружающего общества возможности не было.

Борода для гармонии в мирской жизни.

Борода для русского человека была своеобразным балансиром в непростом мире. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата бороды или её части считалась плохим знаком. К выпавшим волосам или случайно вырванным клокам было весьма серьёзное отношение: «облысевшему» мужу приходилось идти на исповедь и держать пост, причём, довольно строгий. Тех же, кто добровольно сбривал бороду, всегда считали одержимыми. Самым, пожалуй, страшным для русского человека всегда было царское «скобление».

Борода – символ независимости.

Но уже с 19 века борода считается признаком вольнодумства. Только бороды, которые носили купцы, старообрядцы и священники всё так же не вызывали никаких нареканий. В ранний период Советов, борода была отличительным признаком богатого крестьянина, академика или священника, а позже и поклонников неформального Высоцкого или чудака Хемингуэя. Можно сказать, что наличие бороды является свидетельством независимости взглядов, и даже революционных человека. Подтверждение тому – бородатые вожди многочисленных мировых революций.

Популярны бороды и сегодня. Яркий пример – движение хипстеров, возникшее в США в конце 40-х – начале 50-х годов. И если еще недавно популярностью у женщин пользовались гладко выбритые мужчины, то сегодня на гребне мужской привлекательности – бородачи, особенно, если борода такого индивида имеет уникальную укладку и эксклюзивный стиль. На фоне «гладких» представителей мужского население, бородатые хипстеры выглядят мужественнее, да и просто брутальнее. Однако, этот вовсе не исключает того, что борода хипстера должна быть хорошо ухожена. Современные хипстеры считают себя двигателем современного искусства. Правда, сегодня, когда носить бороду стало мейнстримом, неохипстеры все сильнее теряют связь со своими предтечами середины XX века.

Во все времена борода считалась признаком зрелости человека и его мужественности. Безбородых даже не пускали на поле битвы, не давая им Божьего благословения. В наше время, размытие чёткой линии гендерной границы, делает наличие бороды ещё одним признаком маскулинности, а для многих творческих личностей борода стала арт-объектом, как, например, для Исаия Уэбб, который представил на суд общественности свой бородатый креатив.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Строго осуждалось и осуждается сегодня брадобритие в старообрядчестве.

Тем не менее борьба с этим явлением в разные эпохи имела разный успех. В константиновскую эпоху к брадобритию относились терпимо. На старинных византийских фресках и иконах можно увидеть немало безбородых персонажей. После эпохи иконоборчества и торжества православного монашества отсутствие бороды постепенно становится символом греховности и противоестественного прелюбодеяния. Очень строго к наличию бороды относились в древней Руси. Бритых поднимали на смех, а вырывание бороды стало одним из жестоких и позорных наказаний.

Во времена никоно-петровских церковных и культурных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить. Был введен налог на ношение бороды,  в среде новообрядческого духовенства появились безбородые священники и епископы.

почему староверы не бреют бороду

Борьба с бородой несколько ослабла во второй половине ХIХ века, когда некоторые российские императоры сами стали носить бороду. Однако тут уже не государственные репрессивные меры, а тенденция светской моды заставляла людей брить бороды.

В советское время брадоношение законодательно не осуждалось, однако ношение бороды могло привести к насмешкам, обвинениям в отсталости, религиозных предрассудках. Были случаи, когда  некоторые священники сбривали бороды, чтобы избежать преследований со стороны безбожников или арестов правоохранительными органами.

почему староверы не бреют бороду

Однако времена, как говорится, меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Так, например, в ХVI-ХVII века бритое лицо называли любодейным образом, потому что часто это свидетельствовало о гомосексуальных наклонностях такого человека. Сегодня ношение или неношение бороды никак не говорит о сексуальной ориентации. В эпоху толерантности, вседозволенности и распущенности наличие бороды не только не свидетельствует о склонностях носителя, но и, как выясняется, не всегда правильно указывает на пол индивидуума.

Тем не менее светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её существованием и высоким социально-физиогномическим статусом.  О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации  давнего партнера сайта «Русская вера» тверской газете «Караван +Я».

Также в публикации дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
 

Почему растительность на лице снова вошла в моду

Борода сегодня в тренде. Считается, что она добавляет мужчинам модной нынче солидности и брутальности.

почему староверы не бреют бороду

Аккуратные метросексуалы, которые бреют даже ноги и грудь, уступили место «классическим» мужикам с окладистой бородой, суровым взглядом и соответственным маскулинным поведением (метросексуалы — мужчины, придающие своей внешности чрезмерное нарциссическое внимание — прим. ред. «Русская вера»).  Даже бородатая Кончита Вурст, бесполый фаворит «Евровидения-2014», не смогла пошатнуть авторитет «настоящих» бородачей. «Караван+Я» спросил у парикмахера, культуролога, старообрядческого священника и прочих небритых людей, что значит борода в жизни мужчины

С начала 2010-х продажи бритв и лезвий падают, а к парикмахерам, умеющим стричь бороды, наоборот, стоят очереди. Бородатые мужчины сбиваются в профессиональные группы и проводят конкурсы на самую лучшую «растительность». Наиболее экстравагантные плетут из бороды косички, украшают ее стразами, красят в ядреные цвета. Те, у кого нет бороды, могут носить накладные — вязаные, соединенные с шапочкой.

Осенью 2013 года тренд дошел до Твери: местные бородачи объединились в сообщество, сначала виртуальное, а потом и реальное. В апреле они организовали субботник на Дорошихе и планируют устроить еще что-то общественно полезное. Корреспондент «Караван+Я» побывал на заседании клуба и понял, что борода — это не просто волосы на лице. У нее куда больше функций. Хорошая борода способна полностью изменить жизнь мужчины.
 

«Мужчину без бороды к иконе не пускают»

почему староверы не бреют бороду

Протоиерей Евгений Чунин, настоятель Покровской старообрядческой церкви (РПСЦ) в г. Ржеве:

— Для старообрядца носить бороду — одно из проявлений его сознательной веры и добровольного принятия на себя обязанности исполнения Закона, данного Господом. Эти требования проистекают из Библии: «Да не бриете брад ваших» (Левит, 19:27).

К сожалению, по грехам и слабостям людским есть исключения. Иные из наших прихожан служат в силовых ведомствах — МО, МЧС или МВД, — где борода запрещена уставами. Но и здесь возможен компромисс: офицер может написать рапорт начальству с просьбой разрешить ему носить бороду. Эти нюансы приходится учитывать.

В храмах, где дух православия поддерживается на высоте, бритому человеку не позволят приложиться к кресту, подойти к праздничной иконе или к Евангелию. Есть и такие приходы, где, если мужчина преставился без бороды, его тело не внесут в храм и погребение будут совершать на паперти.

Почему сейчас в России снова популярны бороды? Возможно, возвращается понимание, изначально свойственное российскому менталитету: если мужчина солидный, состоявшийся как семьянин, христианин и просто ответственный человек, он должен ходить в том самом виде, какой дал ему Бог.
 

Борода как культурный код

Бородачи собираются в мужском заведении с мужским названием — пиццерии «Папа Джонс». Они заказывают себе мужскую еду: килограммовую пиццу на всех, пиво, колу и квас. Тверские бородачи встречаются каждый месяц 13-го числа — в знак того, что одноименная группа «ВКонтакте» была
создана 13 сентября.

почему староверы не бреют бороду

— Я лично знал нескольких бородачей и однажды подумал: почему бы всем, кто носит бороды, не объединиться? — вспоминает Николай Жданов, серьезный мужчина с пышной угольно-черной бородой. — Хотелось, чтобы люди встречались, заводили новые знакомства, обсуждали актуальные темы.

На заседания приходит разное количество бородачей. Сегодня их пятеро: Юрий, Николай, Александр, Виктор, Илья. Поросль у них на лицах разная: от окладистой бороды, как у Толстого, до легкой небритости, как у доктора Хауса. Группу поддержки обеспечивает хрупкая девушка Ксения.

— Среди нас нет лидера, все равны, — признаются бородачи. — Здесь артель, все вопросы решаются коллективно. Мы люди взрослые и сами отвечаем за свои поступки.

Действительно, за столом жуют пиццу не «юнцы безусые», а зрелые мужчины с серьезным взглядом и богатым лексиконом. У каждого жена, дети, дом. Сами они позиционируют себя как «достопочтенные горожане русского города».

— В Твери давние традиции ношения бороды, — рассказывает Николай, историк по образованию. — Вот в Великом Новгороде историческое население светловолосое, голубоглазое, борода у мужчин почти не растет. А в Тверской губернии — в наших архивах много старинных фото — большинство мужчин с бородами. Так что наша борода — это элемент культурной идентичности.
 

«Борода становится декором» 

Ефим Беренштейн, культуролог:

— Изначально борода — это гендерный код, знак мужской заявленности. В Древней Греции сбрить бороду считалось все равно что стать евнухом. А вот древние римляне бороды тщательно сбривали. Самим словом «борода» мы обязаны Риму: оно однокоренное слову barbarus — «варвары». Мол, только они могут носить бороды.

В Новое время в России и Европе борода определяла социальный статус. Если у тебя обычная, непричесанная борода — ты мужик. Если она окладистая, но в меру организованная — ты купец. Если откорректированная, подстриженная — ты дворянин.

С начала XX века борода становится декоративным элементом. Ее носят в основном творческие люди, богема, чтобы выделиться из толпы.

В СССР, где все люди были среднего пола, борода не приветствовалась. Нормой считалось ежедневное бритье. В этих условиях борода стала симптомом диссидентства. Поэтому я ее и отрастил.

Сегодняшняя мода на бороды, с одной стороны, реакция на давний советский запрет. С другой стороны, она становится украшением, как бусы или сережки в ушах. Вплоть до волшебного «Евровидения», которое вызвало у меня тошноту. Кончита Вурст — это торжество бисексуальности, когда борода перестает быть знаком мужественности и божественности. Это десексуализация, когда не поймешь, где мужчина, где женщина.

Что касается «клубов бородачей», с моей точки зрения, это убогость. Борода растет у всех мужчин, и встречаться по этому поводу, по крайней мере, глупо. Несмотря ни на что, сегодня многомерная символика бороды остается. У гладко выбритых «офисных мальчиков» аналогом бороды выступает галстук. А если его нет, можно расстегнуть рубашку, чтобы показать растительность на груди – она, как и борода, символизирует мужское присутствие.

почему староверы не бреют бороду

Борода как вишенка на торте

 У каждой бороды своя история. Но все владельцы в один голос утверждают, что борода помогла им многое изменить в жизни.

Александр:

— Я ношу бороду около года. До этого то отращивал, то сбривал, то носил одни бакенбарды. С бородой я постоянно экспериментирую: на прошлой неделе она была в два раза больше. Таким образом, я ищу себя, меняюсь внутри и снаружи. Ведь я художник, личность творческая. Борода — это внешнее отражение моих внутренних перемен.

Юрий:

— Появление бороды связано для меня со вторым счастливым браком, рождением ребенка, повышением по службе. Я отпустил бороду, и все пошло в гору. Правда, перед этим я здорово изменился внутренне.

Илья:

— Меня мой друг из Химок подвиг носить бороду. А через полгода я себя уже другим не представлял. Жена меня активно поддержала, у нее отец бородатый. Если я побреюсь, она будет против. Да и дети, у меня их трое, уже привыкли к моей бороде. Один раз на празднике мне даже предлагали Деда Мороза сыграть.

Виктор:

— Я ношу бороду со старших классов школы. В 16 лет я начал работать, все коллеги в офисе были старше меня. Борода добавила возраста и солидности. Сейчас для меня это норма. Как говорил Козьма Прутков, «не все стриги, что растет».

Мужчины признаются, что борода — это как вишенка на торте, дополнительный штрих к портрету. Она придает индивидуальности и отражает характер. Однако мало отрастить бороду — о ней надо заботиться.

— Если не будешь ухаживать за бородой, станешь как бомж, — говорит один бородач, и все согласно кивают.

Парикмахерам свое сокровище доверит не каждый. Многие сами ухаживают за бородой. Из средств ухода рекомендуют репейное масло: оно сделает вашу бороду густой, послушной и быстрорастущей.
 

Борода как медитация 

Интересуюсь, какие еще функции может выполнять борода. Отвечают наперебой:

— Зимой она защищает от ветра и мороза. А летом с бородой прохладно: там своя микрофлора.

— Есть еще медитативная функция. Когда поглаживаешь бороду, лучше думается. Я сначала стал подбородок гладить, а потом бороду отпустил.

— С бородой сразу видно — серьезный человек. Настоящий мужчина. У моего друга не растет борода, вылезает 10-15 волосков, это генетическое отклонение. Он сильно страдает.

— Есть и негативный момент: бородачей часто останавливает полиция. Когда я еду на машине, в кепке и с бородой, это вызывает подозрения. Но гаишники отходят, когда я на чистом русском отвечаю:

— Какие документы, ребята? Это моя родная борода!

У «тверских бородачей» есть планы на будущее, но пока они четко не оформлены:

— Может, следующим нашим мероприятием будет субботник или фестиваль. Мы ждем активных людей, которые хотят проводить время интересно и полезно. Ведь некоторым, кроме бороды, и похвастаться нечем. А с нами они смогут обрести себя.

— Бывают плохие бородачи? — спрашиваю напоследок.

— Я не встречал, — серьезно отвечает Николай. — Обычно мы спокойные, добрые. Ведь если борода начинает расти, юношеская дурость и раздолбайство проходят.
 

«В моду вошли бороды ala лесоруб»

Илья Молчанов, арт-директор парикмахерской «Чоп-Чоп», мастер-модельер:

— Борода — это символ брутальности. Единственная черта, которую женщины не могут у нас забрать. Борода отделяет шею от челюсти, делая ее более массивной: это спасает мужчин, у которых узкий подбородок. Форм бороды существуют тысячи. Парикмахер подбирает оптимальный вариант, чтобы скрыть недостатки внешности. Например, широкое лицо удлиняют вертикальные линии бороды, а узкое «расширят» горизонтальные.

Как часто надо стричь бороду?

— Если человек сам не ухаживает за бородой, ему надо раз в пять дней чистить ее контуры. Форму бороды равняют один раз в три недели, чтобы убрать топорщащиеся волоски. Клиентов у нас хватает: до работы в парикмахерской я не думал, что в Твери так много бородачей.

Какие бороды сейчас популярны?

— В моде брутальные бороды a la лесоруб. Такие классические, окладистые русские народные бороды. Эспаньолок никто не выбривает.

Сколько стоит уход за бородой? Предлагаете ли вы оригинальные услуги например, украсить бороду стразами или заплести из нее косички?

— Пока этого никто не спрашивал (смеется). По желанию клиента мы делаем стайлинг: укладываем бороду воском или маслом, забираем усы вверх или из одной массивной бороды делаем две тонкие. Все услуги по уходу за бородой стоят 400 рублей.

Любовь Кукушкина

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here