Почему мусульмане не бреют бороду 40 дней после смерти?

Предлагаем ознакомиться с темой: "почему мусульмане не бреют бороду 40 дней после смерти?", включая последние тенденции.

Содержание

Приведём некоторые обычаи и традиции, связанные с погребальным обрядом и практикуемые мусульманскими народами, но порицаемые Шариатом.

1. Проведение собраний с целью отметить 40 дней после смерти человека.

При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Траур в Исламе, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), соблюдается 3 дня.

Проведение благочестивых собраний для чтения мавлида за душу покойного, поминание Всевышнего (зикр), мольбы и т. п. является дозволенным и поощряемым в Шариате действом. В частности, если их провести в высокочтимые дни и месяцы, за это можно удостоиться большего вознаграждения. Однако намерение отметить именно 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции именно с указанным намерением порицается Шариатом.

Если время проведения благочестивого маджлиса совпало с этими днями (например, с 40-м днём), то у устраивающего это собрание никак не должно быть намерения совершать это, возвеличивая и отмечая именно этот (40-й) день.

Особенно не соответствуют Шариату, как это принято в настоящее время в некоторых сёлах, собрания, так называемые сороковины (40-й день), на которые приглашаются из городов и сёл все родственники, и которые требуют, соответственно, чрезмерных расходов. Говорят, что в некоторых сёлах, отмечая этот день, даже пьют водку.

Да убережёт нас Всевышний от подобных маджлисов!

Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на угощение и дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, на благоустройство мечети и медресе, то и покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.

2. Соблюдение траура женщинами после смерти родственника более 3 дней.

Немало женщин, которые даже в течение нескольких лет носят траурную чёрную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Для вас будет лучше, если будете следовать указанному Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

3. Отпускание бороды родными и близкими умершего.

Отпускание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отпускание, связанное это именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы народ видел это.

4. Отправление женщин без сопровождения близких родственников-мужчин (сын, муж, отец и т. д.) в другие сёла и города для выражения соболезнования близким, знакомым, родственникам умерших.

Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама.

5. Расходование имущества человека, после смерти которого остались ещё не достигшие совершеннолетия дети (сироты), в качестве милостыни и на другие желательные деяния.

Дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости. Наследство, которое осталось им после смерти отца, является их собственностью и расходуется по усмотрению попечителя исключительно на содержание этих детей (попечитель назначается отцом детей или судьей (кадием)). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия . Поэтому, в частности при проведении поминок, запрещается расходовать деньги сирот для угощения гостей. Однако мать детей и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

Сказано в Священном Коране:

Смысл: «Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте ваше дурное на хорошее сирот. Не используйте имущество сирот не в соответствии с Шариатом в дополнение к вашему, ибо, поистине, это большой грех» (сура «Ан-Ниса», аят 2).

В другом аяте говорится:

смысл: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (сура «Ан-Ниса», аят 10).

Если умерший завещал, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства и если эти расходы на желательные деяния делаются из этой части имущества, то это другое дело. Из имущества человека, который умер, оставив несовершеннолетних детей и не составив завещания, дозволяется делать расходы только на его похороны и на возмещение его долгов перед Всевышним и людьми, а тратить его на желательные (сунна) цели, такие, как милостыня и т. п., является запретным (харам).

Если все без исключения наследники уже совершеннолетние, и дают согласие, то из оставшегося после смерти человека имущества дозволяется делать расходы на благие желательные цели, такие, как подаяние и т. п.

6. Не отдав оставшиеся на покойном долги, будь они связаны со Всевышним или людьми, следуя обычаям других, раздача его оставшегося имущества на желательные (сунна) деяния (милостыня и т. п.).

Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае, если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продаётся что-либо из наследства.

Если на покойном остались невозмещёнными намаз и пост, несовершённый хадж (при наличии возможности), невыплаченный закят или долги, то пока хоть часть из указанного остаётся неисполненной, нельзя из наследства расходовать средства на желательные цели. Поэтому его душеприказчик и наследники в первую очередь должны обратить внимание на возмещение указанных деяний. Если сами они не знают, как это делается, то пусть отправляются к учёным-богословам, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Затем, отложив из его наследства средства, которых достаточно для возмещения этих долгов, из оставшейся части выделяются средства, указанные в его завещании, т. е. не более 1/3 части.

Завещание выполняется при условии, что умерший завещал раздать, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства. Остальные 2/3 части наследства распределяются между теми, кто имеет право получить свою долю из этого наследства, которая указана в Шариате (в книгах о наследстве (мирас)).

Однако до тех пор, пока не возместятся долги покойного, нельзя даже завещанные средства направить на соответствующие цели (на исполнение его завещания).

Некоторые люди завещают, чтобы после их смерти отдали что-либо из имущества одному из наследников. Этого нельзя делать (если остальные наследники с этим несогласны), ибо в хадисе сказано, что завещание не предназначено для наследников. Для наследников есть определённая самим Кораном и хадисами часть имущества покойного.

Оставшаяся после этих процедур часть имущества является собственностью наследников, и поэтому её необходимо соответствующим образом распределить или если все наследники являются совершеннолетними и умственно полноценными, то каждый из них из своей доли по возможности может направить средства на совершение благих, рекомендуемых деяний за душу усопшего. Если среди наследников есть такие, которые ещё не достигли совершеннолетия или умственно неполноценные, то из их доли имущества не следует ничего выделять на желательные деяния.

7. Украшение могилы мрамором или другими дорогостоящими камнями, израсходовав на это большие средства, и установление над могилой роскошной мраморной плиты. Особенно порицаемо, когда на надмогильнойплите рисуют или прикрепляют портрет или фотографию покойного.

От средств, потраченных на украшение таким образом могил, нет никакой пользы ни для покойного, ни для живых, кроме случая со средствами, израсходованными на благоустройство могил святых людей, шейхов, учёных-богословов, за что предусмотрено благое воздаяние, ибо это является возрождением их дорогих святынь (зияратов).

Так пишет имам ан-Навави.

8. Причитание, рыдание и громкий плач при смерти родного или близкого человека.

У нас в республике (в Дагестане) в некоторых сёлах даже мужчины громко рыдают. В Шариате не порицается проливание слёз из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако если плач, крики и рыдания слышны даже снаружи дома, то это является запретным.

9. Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.

Платить таким плакальщицам, кормить их и употреблять средства, которые они получили за оплакивание, является запрещённым по Шариату. Мы раньше упоминали и о хадисах, повествующих о наказании, предназначенном подобным плакальщицам.

10. Проведение времени большинством людей, пришедших на сборы для выражения соболезнования, в разговорах об имуществе, о мирском, в хуле и наговорах на других так, что эти деяния только вредят им самим и покойному, но никак не приносят пользу ни им, ни ему.

Необходимо извлекать пользу от таких собраний, превратив их в благочестивые маджлисы, молясь и читая что-либо из Корана за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.

11. Увидев, как один много расходует на желательные деяния, и беря пример с него, утверждая, что он не хуже, стремление каждого (и бедного, и богатого) изыскать средства, чтобы делать такие же большие расходы на рекомендуемые деяния, т. е. не ради Всевышнего, а напоказ.

Добровольные пожертвования делаются каждым человеком, исходя из его возможностей. Совершение чего-либо благого, следуя традициям и обычаям людей, не приносит никакой пользы на том свете, ибо Всевышний не принимает деяние раба, если его намерение неискреннее.

Последовав этим традициям, совершая их напоказ, ради мирских целей, мало ли людей оказались в больших долгах и безвыходном положении?! Не лучше ли совершить добровольные расходы, исходя из собственных возможностей, чем, боясь разговоров, следовать обычаям, приносящим вред как в этом мире, так и в мире вечном?! Не нужно бояться сплетен, пусть говорят. Ведь они никак не повредят тебе, напротив, принесут пользу, ибо их благие деяния сплетников сотрут из их книг деяний и перенесут в твою книгу деяний.

В некоторых населённых пунктах появилась традиция раздавать в качестве милостыни каждой семье по килограмму сахара, риса или определённую часть мяса, хотя на самом деле нет таких возможностей. А в других селах, помимо того, что раздают мясо на душу населения, раздают его и за пределами села, в соседних сёлах. Чем расходовать 100 000 рублей, следуя таким традициям, лучше и высокочтимее потратить 100 рублей в пользу бедных и нуждающихся, отдать в медресе, учащимся религиозных учебных заведений, на издание и распространение религиозной литературы и на другие подобные цели. Особенно если понести указанные огромные расходы с намерением следовать традиции и обычаям, то за такие пожертвования хозяева не получат вознаграждения.

12. Посещая кладбища в высокочтимые дни, посещение их мужчинами и женщинами совместно.

Однако если женщины отправляются на кладбища со своими близкими родственниками (махрам), дабы посетить могилы родных и близких, шейхов, праведников, учёных-богословов, и если они одеты согласно требованиям Шариата, то в этом не будет ничего предосудительного.

Женщинам, особенно молодым, в одеяниях, выявляющих их прелести, очень порицаемо отправляться на кладбище.

13. Собрание женщин над телом покойного, для оплакивания перед выносом его из дома.

Для родственников желательно посмотреть на умершего. А для чужих, не являющихся махрамами для покойного, открыть лицо умершего и стоять над ним вместе является запретным. Также запрещается стоять над покойной женщиной мужчинам, не являющимся для неё махрамами, так же, как запрещено и толпиться над покойным мужчиной женщинам, не являющимся для него махрамами.

14. После вынесения носилок с телом умершего из дома остановка в пути и чтение зикра (поминания Всевышнего) или по пути на кладбище открывание его лица и его поглаживание.

15. Откладывание захоронения покойного после сооружения могилы, обмывания и заворачивания, т. е. после выполнения всех необходимых обрядов до тех пор, покане закончат чтение Корана за душу умершего или пока не приедет издалека его какой-то родственник.

В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) повелел быстро готовить умершего и хоронить».

16. Говорят, что в некоторых сёлах Дагестана принято, стоя возле могилы покойного, выпивать спиртное под предлогом поминания усопшего.

Это уподобление неверующим. Спиртное, которое и так Шариат запретил, нельзя даже близко подпускать к кладбищу.

17. Говорят также, что в некоторых населённых пунктах нашей республики бытует обычай: мать покойного, его сестра, супруга, т. е. близкие родственницы, в течение целого дня стоят посредине комнаты для того, чтобы встречать женщин, приходящих соболезновать.

Это недостойный обычай, который может только утомлять, но никак не польза ни для покойного, ни для живых. Напротив, необходимо проявлять сочувствие и милосердие к родным и близким покойного, и именно их в эти дни не следует беспокоить, они нуждаются в покое. Поэтому всему джамаату таких населенных пунктов необходимо отказаться от подобного обычая.

18. Люди, отправившиеся на кладбище хоронить покойных, проходят над могилами, сидят или стоят на них, проявляя беспечность и ведя себя ненадлежащим образом.

Хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Муслимом, гласит: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».

При возникновении крайней необходимости, т. е. если нет другого пути, то не запрещено ходить через могилы.

19. Некоторые не огораживают кладбище вокруг, вследствие чего туда ходят собаки и т. п., которые оскверняют могилы, а также туда попадает мусор.

Сказано, что жителей такого населённого пункта непременно настигает какое-либо несчастье.

В хадисе говорится: «Всё, что приносит мучение, вред и тяготы живому человеку, приносит их и покойному». Поэтому, дорогие братья и сёстры, необходимо держать кладбище на подобающем уровне чистоты и относиться к этому со всей серьёзностью.

Шейх Ислама и крупный имам Давуд аль-Аший прислал письмо джамаату одного из селений Дагестана, в котором написано: «До нас дошло, что ваше кладбище заброшено и загрязнено, что там водится скот. Вы обязаны, даже заплатив соответствующие средства, сделать так, чтобы животные не обитали там, очистить кладбище от нечистот, исходя из своих возможностей. В этих могилах покоятся ваши отцы, матери, братья, сёстры и дети. Бойтесь Аллаха в совершении чего-либо, что может нанести им вред. Причинять вред покойному строго запрещено. Берегитесь бед и наказания со стороны Всевышнего.

Большинство несчастий настигает людей из-за того, что они причиняют покойным мучение, вред. Наступать на могилы, топтать их людям или животным запрещено Кораном и хадисами.

В большинстве случаев причиной того, что людей и животных настигает чума, является неуважительное отношение к покойным, причинение им мук. И мольбу покойных Аллах принимает, потому бойтесь Всевышнего, о обладатели разума, дабы обрести счастье. И да снизойдёт приветствие Аллаха на тех, кто следует прямым путём!» («Фатави аль-Чухи», с. 64).

Немало у нас в республике населёенных пунктов, жители которых не препятствуют животным ходить и топтать кладбище и осквернять его. Им тоже необходимо хорошо поразмыслить над содержанием указанного письма.

20. Выявление недостатков покойного.

В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Упоминайте только хорошие деяния усопших».

21. Сенокос на кладбище.

Трава или дерево, растущие на могиле, пока они зелёные и невысохшие, нежелательно косить или рубить, а ибн Хаджар пишет, что это даже запретно.

Пока подобные растения или дерево зелёные, они совершают славословие (тасбих) Всевышнему, туда нисходят ангелы, и то, что растёт на могиле, является собственностью обитателя данной могилы, и поэтому нельзя совершать что-либо, приносящее ему вред. Однако косить или рубить их можно после того, как они высохнут. Разрешается также косить траву, растущую между двумя могилами, но не над могилой. На это также необходимо обратить особое внимание тем, кто совершает подобное.

22. Неверно убеждение ваххабитов, которые запрещают посещать могилы пророков и святых людей для благословения.

Посещение могил пророков или святых людей для благословения является благим делом (сунной).

23. Неверно мнение людей, которые после смерти человека выключают в комнате свет и не включают его в течение 40 дней, считая, что душа умершего посещает это место. Некоторые люди запрещают молиться в доме умершего, что тоже является неверным.

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нам разрешено молиться на любом чистом участке земли». Хадис передал имам Муслим.

Примечание. Некоторые люди, когда у них умирает кто-либо, собирают множество своих родных, близких, друзей, знакомых и незнакомых, однако среди них бывает очень мало таких, кто совершает погребальный намаз по усопшему.

Для покойного нет более дорогого и высокочтимого дара от нас, чем совершение заупокойной молитвы. Человеку, который хотя бы немного беспокоится и скорбит по покойному, следует в первую очередь совершить заупокойный намаз, и тому, кто ещё не умеет совершать его, необходимо обучиться ему.

Также все мусульмане села ходят на могилу умершего утром и в предвечернее время, однако если услышат призыв на намаз, в мечеть мало кто отправляется. Это также свидетельствует о том, что большинство людей ходит на соболезнование и на могилу покойного не ради Всевышнего, а ради людей.

Посещение кладбища, чтение там Корана и т. д. являются желательными деяниями, однако посещение мечети для совершения коллективного намаза является в тысячи раз более важным и высокочтимым действом.

Да поможет нам Аллах провести похоронные обряды так, как указано в Шариате, дабы они принесли пользу и живым, и покойным! Амин.

Похоронно-поминальная обрядность народов Северного Кавказа до настоящего времени остается одним из наименее этнографически изученных разделов семейной обрядности. Внимание исследователей, особенно в XX в., в значительно большей степени привлекали свадебная и детская обрядность, о чем говорит и число публикаций, посвященных этой тематике. Похоронно-поминальная обрядность, как правило, представлена лишь в работах, посвященных монографическому исследованию культуры того или иного народа. Видимо, одна из причин этого явления – тесная связь похоронно-поминальной обрядности с религией, особенно у тех народов региона, которые исповедуют ислам. Как известно, еще сравнительно недавно публикация таких материалов, особенно относящихся к современности, была затруднена или вообще невозможна. Неслучайно наиболее полно представлена в литературе похоронно-поминальная обрядность осетин, сохранившая в основном связь с языческими верованиями.

В данной статье использованы материалы, собранные во время экспедиции 1989 г. в нескольких республиках Северного Кавказа. Конечно, далеко не все стороны похоронно-поминальной обрядности представлены здесь достаточно подробно. Тем не менее, на наш взгляд, приводимый ниже полевой материал может быть использован для дальнейших исследований данной темы.

Черкесы (сел. Хабез, Адыге-Хабль)

почему мусульмане не бреют бороду 40 дней после смерти

Чегемское ущелье. Чегем. Северный Кавказ

Похороны принято устраивать на следующий день после смерти, но если ждут приезда кого-то из родственников, то по согласованию со старшими – через два-три дня. Обмывают и облачают покойного в саван те, кто умеет читать молитвы. Саван для мужчин и женщин делается одинаковым. Могилу роют соседи или родственники; для женщины – немного глубже, чем для мужчины.
О смерти человека оповещает кто-нибудь из соседей или родственников. Около покойного обязательно читают Коран, и чем больше человек это делают, тем лучше для души умершего. На похоронах обязательно присутствует эфенди. Он дает распоряжение близким прощаться с покойным и выносить его. Хоронят обычно в середине дня (14 час.). За один-два часа до этого устраивают обряд искупления грехов (деур), для которого выделяют 250–400 руб. (иногда эта сумма оговаривается в завещании, как и то, сколько следует истратить на похороны и поминки). Из этой суммы часть (по 10 руб.) причитается тем, кто обмывал покойного, и по 5 руб. раздают бедным. На похороны приходят эфенди из разных аулов и обычно через них передают деньги для бедных. В каждом ауле имеются списки беднейших жителей.

Женщины провожают похоронную процессию до ворот, на кладбище не идут. (Им разрешается посещать кладбище в день, назначенный эфенди, когда они убирают и приводят в порядок могилы близких.) Носилки с покойным нельзя ставить на землю, до кладбища их несут на плечах, сменяя друг друга. На кладбище два близких родственника спускаются в могилу и принимают покойного, которого подают им вниз на брезенте. Укладывая тело в нишу, они развязывают узлы на саване и кладут в саван по горсти земли. Нишу закрывают досками.
По возвращении с похорон устраивают угощение для приехавших издалека, но не в доме умершего (там не готовят пищу в течение трех дней), а в доме родственников (если он находится не в этом же дворе) или соседей. На похороны приходят только женатые мужчины (вообще посещать кладбище мальчикам разрешается с 12–13 лет).
Памятник на могиле ставят в головах, иногда это делается сразу же, в день похорон (нередко он представляет собой асбестовую трубу с надписью).

В знак траура мужчины не бреются (обычно в течение недели, самые близкие – до 40-го дня), женщины носят темную одежду, темные платки. Телевизор в доме, где соблюдается траур, не включают до месяца и дольше.

Так, один из наших информантов после смерти матери год не пил спиртных напитков, не посещал свадьбы и другие застолья.
Сорок дней по умершему полагается читать Коран. В течение месяца после смерти принято каждый четверг жарить в масле лепешки (локумы) и раздавать их детям. При возможности это можно делать целый год или несколько лет.
В 40-й день устраиваются многолюдные поминки, на которые приходит почти столько же человек (в том числе и из соседних сел), как в день похорон. Большую помощь семье в этот день оказывают родственники. Часть баранины раздают бедным людям в несколько соседних сел в качестве милостыни (садака). Женщины приносят кур, сладости, мужчины могут принести деньги.

Для поминального стола готовят мясо с бульоном (ляпе), заправленное зеленью, чесноком, луком; пасту; плов – рис с изюмом (его жарят с сахаром) и сливочным маслом; курятину с подливой (джедлибже); домашнюю лапшу (хингал), подаваемую с вареными яйцами, чесноком и сметаной или кислым молоком; халву и различные сладости, пирожки, жареные лепешки (локумы). В этот день обязательно кормят детей и раздают им кульки со сладостями.
Годовые поминки (илгэс сэдэкъэ) менее многолюдны, чем устраиваемые на 40-й день. По свидетельству информантов, эти поминки стали устраивать повсеместно лишь в последние 10 лет.

Карачаевцы (сел. Верхняя Теберда, хутор Дружба)

Похороны происходят в день смерти или на следующий день, если ожидают приезда родственников.
Могилу для женщины делают более глубокой, чем для мужчины. Для савана (кебин) используют отрез белой ткани (одинаковой длины для мужчин и женщин).

Принято, чтобы на похороны односельчанина (или для выражения соболезнования после похорон) приходили все взрослые члены семьи (с 17–18 лет). В доме умершего кто-нибудь из близких родственников-мужчин принимает соболезнования. Семье умершего оказывается денежная помощь (20–50 руб.). Некоторые приносят платки, которыми покрывают тело покойного. Часть этих платков оставляют в доме, часть раздают.
Перед захоронением устраивают обряд выкупа грехов покойного (деур). Часть выделенных для этого денег раздают старшие родственники в виде милостыни (садака). Деур не полагается делать для девочек, умерших до 14 лет, и мальчиков, не достигших 16 лет, поскольку в этом возрасте они считаются безгрешными.
Женщины в день похорон на кладбище не ходят. Исключение делают в тех случаях, когда кто-то из ближайших родственниц (сестра, мать) не успел проститься с покойным и приехал в тот момент, когда процессия уже находится на кладбище. Тогда женщину допускают на кладбище, мужчины отходят в сторону и дают ей возможность проститься с близким человеком. В другие дни женщинам разрешается заходить на кладбище, убирать могилы.

Существует представление, что женщина, отправляясь на кладбище, должна надеть ниже пояса не менее семи одежд (то есть ее тело ниже пояса должно быть закрыто семью слоями ткани).

После похорон устраивают поминки, особенно если покойный оговорил это в завещании. Для угощения режут барана, кур. Три дня после похорон ворота остаются открытыми; три дня из очага не должен выходить дым (то есть нельзя в доме готовить пищу). Пищу для членов семьи в эти дни приносят соседи (любые блюда, без ограничений).
В течение трех дней мужчины-родственники, соседи (с 25 лет, женатые – с 20 лет) по утрам поднимаются на кладбище, читают у могилы Коран.
На 3-й день после похорон режут корову и раздают мясо (схат). Обязательно наделяют мясом родственников и ближайших соседей, насколько хватит. По словам пожилых информантов, прежде мясо давали в первую очередь тем, кто читал Коран, и раздача мяса происходила в скромных масштабах. Так, в 1930-е годы богатые люди старались совершить этот обряд еще при жизни, но даже самые зажиточные резали овцу, а не корову, хотя скота в хозяйстве было много (например, тот, кто владел всего одной коровой, считался бедным, и ему полагалось давать милостыню). Сейчас некоторые эфенди выступают против этого обычая, так как о нем не говорится в священных книгах.
По пятницам (джума) в доме готовят жареные лепешки (локъумы) и раздают детям и соседям как поминальное угощение. Самые многолюдные поминки (несколько сот человек) устраивают на 52-й день (кемик дуа). В этот день раздают бедным милостыню-садакъа (деньги, муку, сахар), а также устраивают угощение. Стараются пригласить как можно больше детей, говорят: «Дети – святые, и если их покормишь, то у покойного грехи смываются». Угощение для детей относят и в школу. Особый почет оказывается в этот день престарелым односельчанам.

В годовщину смерти также устраивают поминки (джыл аш). Поминки устраивают только по тем умершим, что достигли совершеннолетия (те же возрастные границы, что и при обряде выкупа грехов). Если ребенок родился живым, то, как бы мало он ни прожил, в случае его смерти читают заупокойную молитву джаназу.
Для поминального угощения режут корову, барана. Готовят мясо с картошкой (шорпа), манты, пельмени (суу берек), тонкие пироги с начинкой из мяса, сыра, картошки (хычыны), несколько видов халвы (сахан халуа, чакъгъан халуа, бал халуа), варят и жарят кур. Халву приносят также соседи. На поминки готовили и различные блюда из риса (баста) – рис с изюмом, рис со сметаной, рис с айраном, рис с маслом, рис с большими кусками вареного мяса. В последние годы эти блюда не всегда готовят на поминки, так как они не пользуются популярностью и считаются непрестижными. Спиртные напитки на поминках не подают.

Траур соблюдают до 52-го дня или до года. В этот период не посещают общественных увеселений, не смотрят телевизор. Мужчины не бреются до 52-го дня.

Если по соседству с домом, соблюдающим траур, готовится свадьба, которую нельзя отложить, то у семьи просят разрешения на проведение свадьбы, которая в таком случае проходит без музыки и танцев.

Кабардинцы (сел. Урвань, Чегем)

Мужчины – близкие родственники покойного – принимают соболезнования от мужчин во дворе; женщины находятся в доме, где их и посещают пришедшие женщины. Приходящие выразить соболезнование приносят деньги (не менее 10 руб., родственники и близкие – до 200 руб.). Денежную помощь семье оказывают и сослуживцы покойного. Приносят также отрезы, шелковые платки (любого цвета, но не черные), полотенца, мыло, духи (некоторые муллы говорят, что приносить все это – грех).

Умершую женщину накрывают поверх савана платками, мужчину – буркой. Ткань на саван, а также вещи, которые следует раздать чтецам Корана, бедным и т.д., пожилые люди готовят заранее. Шелковые платки, отрезы впоследствии раздают тем, кто читает по покойному Коран, вдовам, сиротам. Читающим Коран, кроме того, посылают также нательное белье (мужчинам), ночные рубашки (женщинам), угощение.
Коран начинают читать на следующий день после погребения и читают до 40-го дня. Считается, чем больше людей читают по покойному Коран, тем лучше. Поскольку не в каждом селе можно найти человека, знающего арабскую грамоту, обращаются и в другие села. Сейчас читают Коран дома, хотя ранее это полагалось делать на кладбище.

почему мусульмане не бреют бороду 40 дней после смерти

Кладбище в кабардинском селении Шалушка.

Соболезнование семье умершего можно выразить, если не успевают до похорон, в течение всей следующей недели. Три дня в доме, где умер человек, остаются открытыми ворота: все это время близкие родственники-мужчины, принимающие соболезнования, каждый день собираются во дворе дома покойного.
Похороны обычно происходят на следующий день после смерти. Об этом стараются всех оповестить. Обычно хоронят в середине дня, примерно за час до этого (около 12 часов) в доме устраивают обряд выкупа грехов (деур), для чего выделяется от 200 до 500 руб. (в некоторых селах по решению мулл деур ограничен 200 руб.). После исполнения этого обряда покойного выносят из дома. На кладбище идут только мужчины (юноши – лет с 20, как говорят, «те, кто уже отслужил в армии»).

Современный надмогильный памятник

Если село делится на несколько кварталов-джамаатов (прежде в каждом квартале были своя мечеть и кладбище), то на похороны в своем джамаате ходят обязательно, хотя нередко посещают в подобных случаях и другие джамааты.
Единичны случаи таких новшеств, как похороны с музыкой (так хоронят только «ответственных и партийных работников») или в гробу. Не приняты цветы, траурные венки. Нишу в могиле закрывают досками, в последние годы – кирпичом. Когда остается положить последние кирпичи или последнюю доску, снимают платок, которым был покрыт покойный, и отдают его бедным.
В день похорон женщины в знак траура обязательно должны быть в платках, мужчины – в головных уборах. В последние 10–15 лет женщины стали носить в знак траура черную одежду. Прежде в период траура женщины не носили одежду без рукавов, а мужчины не брились.
В день похорон по обычаю, который сохраняется в некоторых селах и сейчас, не принято устраивать угощение. Вообще 3 дня очаг в доме не зажигают, пищу членам семьи приносят соседи. В день похорон режут корову или быка (3–4-годовалого) и раздают милостыню (садака) родственникам и бедным односельчанам (1 кг мяса, 1 кг риса, 1 кг пшена, 1 кг сахара, прежде также – по 3 м ситца). Относят продукты также в больницу, в дом престарелых, на предприятие, где работал покойный. Однако сейчас нередко вместо раздачи продуктов в день похорон устраивают угощение (пищу готовят не в доме, а во дворе) – и для мужчин, и для женщин. Режут баранов, крупный рогатый скот. Подают на стол вареное мясо, бульон с мясом, пасту, соус (щипс) с чесноком, сыр, калмыцкий чай, лимонад, жареные лепешки (гадык-эрыпщ).

Через неделю после похорон раздают одежду покойного – на память о нем. В 40-й день отдают близким вещи покойного (например, кинжал, если умер мужчина, ножницы – если умерла женщина).

В течение 40 дней каждый вечер раздают в своем квартале (в первую очередь детям, старикам, больным) жареные лепешки и конфеты (это называется жъарымэ). После 40-го дня продолжают раздавать подобное угощение (до 50-го дня обязательно, а далее по желанию) лишь в четверг вечером (марем пщыхъащхъэ). Это время считается предназначенным для раздачи поминального угощения независимо от того, как давно умер член семьи. Кроме того, чтобы покойному было хорошо (псапа), в четверг вечером дают молоко тем соседям, у которых нет коровы, можно давать жареные лепешки, конфеты, овощи и др.

Старинные надмогильные памятники у кабардинского селения Курп

В 40-й день режут быка или несколько баранов, раздают близким, родственникам, соседям мясо, круто сваренную пшенную кашу (паста), жареные лепешки и др. Угощают только тех, кто помогает готовить: подают на стол бульон, мясо, подливку, колбасу из печени с чесноком, луком и красным перцем (тхъэмщ-ыгъуныбэ) и др.
На поминки в 50-й день раздают жареные лепешки и конфеты. В этот день в дом умершего приходят только самые близкие родственники, для угощения которых режут кур. В первой половине дня (с 10 до 14 час.) в отдельной комнате несколько человек читают молитвы. После этого их угощают и дают угощение с собой.
На годовщину смерти устраивают раздачу продуктов и угощение, как в день похорон (один стол устраивают для взрослых, другой – для детей). Дети приходят с родителями или самостоятельно. В этот день режут двух быков, несколько баранов, 20–25 кур. В отдельных семьях в течение многих лет в день смерти человека (особенно молодого, безвременно погибшего) готовят поминальное угощение и раздают его соседям (кур, конфеты, жареные лепешки, лимонад и др.).
Временный памятник (с указанием имени, дат жизни) ставят на могиле в день похорон; окончательно же памятник устанавливают обычно на 40-й день. Сейчас нередко на памятнике помещают и фотографию (у стариков на могилах памятники не имеют фотографий).

Мужское (слева) и женское (справа) захоронения 1960-х годов

Расходы на похороны и поминки составляют около 2,5–3 тыс. руб. Считается, что все деньги, принесенные в семью, обязательно должны быть потрачены на покойного.
В конце 1980-х годов практически повсеместно отмечалось оживление религиозной жизни, стремление вернуться к истокам народных традиций. Более доступным и привлекательным стало религиозное образование. Новые, образованные священнослужители, в отличие от прежних, «доморощенных», зачастую усматривали в бытовавших обрядах нарушение строгих, истинно правоверных канонов. Но, как правило, эти требования (уменьшить пышность поминок, сократить суммы, выделяемые для проведения обряда выкупа грехов умершего и т.д.) не исполнялись, поскольку общественное мнение было на стороне освященных временем традиций.
Однако материалы последних лет показывают, что тенденции изменения похоронной обрядности во многих регионах Северного Кавказа оказались стойкими: некоторые из обрядов были практически отменены или существуют в сильно модифицированном виде (деур и др.), сократилось число поминальных дней и формы их проведения и т.д. Насущным становится исследование современного состояния этой сферы семейной обрядности, и представленные в данной статье материалы помогут проследить происходящие в ней изменения.

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here