Почему имамы бреют бороду?

Предлагаем ознакомиться с темой: "почему имамы бреют бороду?", включая последние тенденции.

Обязательным (фард) это категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.

Хадисы о бороде

Приведу хадисы по данной теме:

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре относится следующее: стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водой и обрезание«;

2. ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»;

3. Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!». Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину»;

4. Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»

Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака».

Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида:

«О дети Адама ! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей» (см. Св. Коран, 7:31).

Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями ! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) . Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость».

Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.

Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан).

Авторитетные мнения о бороде богословов 20-го века

Теперь приведу вам несколько авторитетных мнений представителей мусульманского богословия ХХ века.

1.  Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории:

1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр;
2) необязательная сунна (сунна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр;
3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов.

К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Конечно же, следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)».

2. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет.

Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше».

Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно.

К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться, а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.

Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.

Ответы на вопросы о бороде

В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?

Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!

Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин , а также — женщин, старающихся походить на мужчин», но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, . Т. 2. Ч. 3. С. 148.

О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна . Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).

Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра . аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.

Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.

См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.

См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.

Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».

Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар . В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.

Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете «аль-Азхар».

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер . Измир: Ниль, 1991. С. 103.

Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин . В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.

Отношение к отращиванию бороды (араб. ‎‎) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а выращивание — обязательным (ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным (мустахабб), а бритьё порицаемым (макрух), но не запретным (харам) действием. Борода рассматривается мусульманами как символ мужественности, а её отращивание считается частью первозданного естества (фитра) человека.

Отращивание бороды

Ранний ислам

Показ волос пророка Мухаммеда в Чечне (2014)

Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи того времени, отращивал бороду. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников».

В сборнике хадисов имама аль-Бухари сообщается, что во время своего предпоследнего и последнего паломничества, пророк Мухаммед разрешил людям взять его остриженные волосы. Полученные таким образом волосы с головы и бороды Пророка были сохранены, а затем распространены во всех частях исламского мира. Мусульмане хранили эти волосы в бутылках и заворачивали в зелёную материю.

Средневековье

О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм, маликит аль-Хаттаб, ханбалит ас-Саффарини, ханафит Ибн Абидин.

Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави, Закария аль-Ансари и аль-Хатиб аш-Шарбини. Несмотря на это, шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали запретность бритья бороды более правильным мнением.

Современность

В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды. Современные салафитские богословы (Ибн Баз, аль-Усаймин, аль-Албани и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды. Бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани и Мухаммада Ширази. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью».

Ближний Восток

В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции.

По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского Государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды. В Турции отращивание бороды считается сунной и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду.

В период правления Хосни Мубарака в Египте борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (например, патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от тёмно-бордового до ярко-оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду.

Афганистан под властью «Талибана»

После того как 27 сентября талибы без боя взяли Кабул, они ввели на территории новоявленного Исламского Эмирата Афганистан нормы шариата. Среди прочего, мужчины должны были отращивать густые бороды; стали проводиться «проверки бород». Те, чьи бороды были короче длины сжатого кулака, могли быть избиты.

Пакистан

В агентстве Баджаур, расположенном в зоне племён Пакистана, контролируемой талибами, на дверях парикмахерских были развешаны предупреждения о том, что бритьё бороды противоречит исламу и нарушители запрета будут убиты. Несколько парикмахерских были взорваны, после того как отказались соблюдать запрет. Такие же предупреждения были сделаны парикмахерским Вазиристана.

Средняя Азия

Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (1898—1974) и Махмуда Шалтута (1893—1963) и на постановление египетского Управления по фетвам. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман.

В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами».

Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования.

Для того чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удаётся добиться такого разрешения.

Россия

Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу является ваджибом. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)».

По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду, надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30—35 лет, и только по достижении 60-летнего возраста можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза».

Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отметил, что ношение бороды «категорически не является» обязательным (фард) и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута.

На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ношение длинной бороды может служить основанием постановки сотрудниками полиции граждан на «профилактический учёт» в категорию «религиозный экстремизм».

Мужчина с окрашенной бородой

Укорачивание бороды

Большинство богословов разрешали укорачивать бороду, если её длина превышает длину сжатого кулака. Лишь некоторые шафииты (ан-Навави и др.), на основе общих доводов об «отпускании» бороды, считали, что её нельзя стричь. На дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников Мухаммеда Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого (Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Таймия, Ибн Абидин).

Окрашивание бороды

Помимо того, что Мухаммед призывал отращивать бороду, чтобы отличаться от язычников, он также призывал окрашивать бороды, чтобы отличаться от иудеев и христиан. Обычно мусульмане окрашивают (хидаб) бороду хной. По мнению ан-Навави мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет. Что касается пророка Мухаммеда, то имеются сообщения о том, что он красил бороду и волосы на голове в жёлтый цвет. Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма».

Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашения врага.

Инциденты с окрашиванием бороды

Халид Шейх Мохаммед, который считается организатором террористического акта 11 сентября 2001 года, во время судебного процесса на американской базе Гуантанамо появился с бородой, покрашенной в ржаво-красный цвет, тем самым озадачив службу безопасности тюрьмы. Заключённым на Гуантанамо запрещено использовать краску для волос, потому что в ней могут содержаться различные химические вещества, такие как аммиак и другие, которые могут быть использованы в качестве оружия. Возникли подозрения, что Халид Шейх Мохаммед мог получить контрабандным путём хну, но, как выяснилось, он использовал для окрашивания бороды фруктовый сок и ягоды из тюремного питания.

Мусульманин с выбритыми усами

Укорачивание усов

Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты (ат-Тахави и др.), под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль), а более поздние говорили, что усы надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.

Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. ) даже запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.

Что касается сподвижников Мухаммеда, то некоторые из них укорачивали усы (Абу Умам аль-Бахили, Микдам ибн Мадикариб, Утба ибн Ауф, Хаджжадж ибн Амир, Абдуллах ибн Бишр и др.), а некоторые сбривали полностью (Абу Саид аль-Худри, Джабир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Абу Усайд аль-Ансари, Салама ибн аль-Акуа, Абу Рафиа и др.).

Примечания

  1. Patrick Hughes, Thomas Patrick Hughes. Dictionary of Islam. — Asian Educational Services, 1995. — P. 40. — 750 p. — ISBN 9788120606722.
  2. Abdelwahab Bouhdiba. Sexuality in Islam. — Routledge, 2013. — P. 34. — 304 p. — ISBN 9781135030377.
  3. Jeffry R. Halverson. Theology and Creed in Sunni Islam: The Muslim Brotherhood, Ash’arism, and Political Sunnism. — Palgrave Macmillan, 2010. — P. 123. — 208 p. — ISBN 9780230106581.
  4. ↑ Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259

    Оригинальный текст (ар.)

    خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ وَفِّرُوا اللِّحَى وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ.

  5. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 63.

    Оригинальный текст (ар.)

    جزوا الشوارب، وأرخوا اللحى، خالفوا المجوس

  6. Ahmet Zebidi Zeynüddin. Sahih-i Buhari muhtasarı tecridi sarih tercemesi / Ahmed Naim-Kâmil Miras. — Istanbul, 1926-46. — С. 193—8. — 442 с.
  7. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, Liḥya-Yi S̲h̲erīf.
  8. Ибн Хазм аль-Андалуси. Маратиб аль-иджтима = مراتب الإجماع. — С. 157.
  9. Ибн Хазм аль-Андалуси. Аль-Мухалла = المحلى. — Т. 2. — С. 189.
  10. Аль-Хаттаб. Мауахиб аль-джалиль = مواهب الجليل. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 313.
  11. Ас-Саффарини. Газа аль-альбаб = غذاء الألباب. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 334.
  12. Ибн Абидин. Радд аль-Мухтар = رد المحتار. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 3. — С. 398.
  13. Ибн Хаджар аль-Хайтами. فصل في العقيقة // Тухфат аль-Мухтадж = تحفة المحتاج.
  14. Закария аль-Ансари. Асна аль-Маталиб = أسنى المطالب. — Т. 1. — С. 551.
  15. Аль-Хатиб аш-Шарбини. Мугни аль-Мухтадж = مغني المحتاج. — Т. 6. — С. 186.
  16. ↑ حكم حلق اللحية (ар.). — www.binbaz.org.sa.
  17. Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин. ما حكم حلق اللحية؟ // مجموع فتاوى و رسائل الشيخ محمد صالح العثيمين. — Т. 11.
  18. Насируддин аль-Албани. Этикет бракосочетания = آداب الزفاف. — С. 210—211.
  19. ↑ الاستفتاءات » حلق اللحية (ар.). www.sistani.org. Проверено 1 марта 2015.
  20. Мухаммад Ширази. حلق اللحية (ар.). alshirazi.com. Проверено 1 марта 2015.
  21. ↑ Аятолла Хаменеи признал бороду короля Марокко «недостаточно исламской», Credo.ru (15 марта 2012). Проверено 2 марта 2015.
  22. Priya Elan Who’s That Lebanese Man With A Beard? Hipster Or Jihadi?; 10 Moments That Made Jay-Z – review (англ.). — The Guardian, 13 November 2014.
  23. Pinar Tremblay In Turkey, it’s all about the beard (англ.). — Al-Monitor, 2014.
  24. Ashraf Khalil Decoding facial hair in the Arab world (англ.). — Би-би-си, 2 February 2013.
  25. John F. Burns Islamic Rule Weighs Heavily for Afghans. — The New York Times, September 24, 1997.
  26. Kim Sengupta, Jerome Starkey Taliban in policy shift on beards and burqas (англ.). — The Independent, 2 April 2009.
  27. Mushtaq Yusufzai In tribal Pakistan, a shave may cost your life (англ.). — NBC News, Mar 6, 2007.
  28. ↑ Pakistani barbers receive Taliban-style beard threat (англ.). — Reuters, Feb 12, 2007.
  29. ↑ Обязательно ли отращивать бороду? (казах.) = Сақал қою парыз ба?. — Официальный сайт Петропавловской мечети, 16 января 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  30. ↑ Тұрғанқұлов Таңжарық (казах.). Официальный сайт мечети им. Садуакаса-хаджи Гылмани (08.04.13). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  31. Житель Узбекистана отстоял право на бороду. — Lenta.ru, 9 марта 2010.
  32. Игорь Ротарь Борода – нехороший признак. — Известия, 3 марта 2003.
  33. Умар Одил Борода в Узбекистане – важная улика. — ФерганаНьюс, 08.08.2002.
  34. ↑ Постановления и рекомендации Совета Улемов ДУМКЧР(и не только КЧР). www.elbrusoid.org (09.09.2011). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 3 марта 2015 года.
  35. Виктория Гришина Муфтий Тюменской области: нужно уважать традиции и обычаи страны, в которую ты приехал. — Комсомолькая Правда, 13 марта 2013.
  36. Шамиль Аляутдинов Ношение бороды. — Umma.ru.
  37. Лаптиева Д. Борода экстремизма. За что ставят на профучет на Северном Кавказе. Спектр (5 сентября 2016). Проверено 9 марта 2017.
  38. Гордиенко И. Схватить «экстремиста» за бороду. Новая газета (28 июня 2016). Проверено 9 марта 2017.
  39. ↑ В Дагестане врача поставили на профучет из-за длинной бороды. Наша версия на Северном Кавказе (27 января 2016). Проверено 9 марта 2017.
  40. Халид ибн Сауд аль-Булайхид حكم إعفاء اللحية والأخذ منها (ар.). — www.saaid.net, .
  41. Салих ибн Ахмад аль-Асмари حكم الأخذ من اللحية (ар.). — www.saaid.net.
  42. Haggai Mazuz. The Religious and Spiritual Life of the Jews of Medina. — BRILL, 2014. — P. 81. — 148 p. — (Brill Reference Library of Judaism). — ISBN 9789004266094.
  43. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, K̲h̲iḍāb.
  44. Шабанов, Арсен Его голова // Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (8 сентября 2013). Проверено 3 марта 2015.
  45. Шабанов, Арсен Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (9 сентября 2013). Проверено 2 марта 2015.
  46. Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Фатх аль-Бари. — Т. 6. — С. 499.
  47. Jane Sutton September 11 mastermind’s beard mystery solved: he dyes it with berries (англ.). — Reuters, Oct 23, 2012.

Литература

  • Encyclopaedia of Islam. . — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)

Дополнительная литература

  • Bart // Brockhaus Bilder-Conversations-Lexikon. — Leipzig, 1837. — Т. 1. — С. 186—187.
  • Muhammad al-Jibaly. The Beard Between the Salaf & Khalaf. — Al-Kitaab & as-Sunnah Publishing.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…

 В различных хадисах пришли различные формы приказа отращивать бороду, вот некоторые из них:

➡ Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал:
أحفوا الشوارب وأعفوا اللحى

«Подстригайте усы и отращивайте бороду»📚 Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Малик, Ахмад, ат-Табарани, аль-Байhакъи от Ибн ‘Умара.

➡ В другой версии от Ибн ‘ُУмара в двух сахихах:
خالفوا المشركين، وفروا اللحى، وأخفوا الشوارب
«Отличайтесь от язычников, отпускайте бороду и укорачивайте усы»

➡ В версии Абу Хурайры у Муслима:
جزوا الشوارب وأرخوا اللحى خالفوا المجوس
«Подстригайте усы и отпускайте бороду, отличайтесь от огнепоклонников»

Сказал имам Бади’у-Ддин ас-Синди: 

وقد أخبر الصادقُ المصدوقُ أن حلق اللحى من عادات المشركين ، فيجبُ على المسلمين الذين آمنوا بالله ورسولِه وصدَّقُوه المخالفةُ لهم وعدمُ التشبه بهم
Сообщил правдивейший и правдивый, что бритье бороды является обычаем многобожников, и поэтому мусульмане, верующие в Аллаhа и его посланника и принявшие посланника, обязаны противоречить им и отличаться от них».

🔵Единогласный запрет бритья бороды

Видные имамы этой уммы передали единогласие в этом вопросе.

📖 Имам Ибн Хазм аль-Андалуси, да помилует его Аллаh, сказал:
اتفقوا أن حلق جميع اللحية مُثْلة لا تجوز
«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды запрещено».
   📚См. «Маратибу аль-Иджма’ стр. .157

📖 Имам Абу аль-Хасан Ибн аль-Къаттан аль-Фаси аль-Малики, да помилует его Аллаh, сказал:
 واتفقوا أن حلق اللحية مُثْلَة لا تجوز
«Единогласны (все ученые), что бритье бороды — проступок — запрещено».
   📚 См. «Аль-Икъна’ фи Масаили аль-Иджма». 2.3953.

📖 Имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи, да помилует его Аллаh, сказал:
«А что касается удаления бороды больше чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял».
   📚 См «Рад аль-Мухтар» (2.418).

📖 Сказал авторитетный ученый Азхара ‘Али Махфуз в своей книге «аль-Ибда’ фи Мударри аль-Ибтида»:
 وقد اتفقت المذاهب الأربعة على وجوب توفير اللحية وحرمة حلقها
«Единогласны все четыре мазхаба в обязательности оставления бороды и в запрете ее бритья».

Сказал ‘алляма Махмуд ас-Субки: 

فلذلك كان حلق اللحية محرماً عند أئمة المسلمين المجتهدين؛ أبي حنيفة, ومالك, والشافعي, وأحمد, وغيرهم
«И поэтому бритье бороды было запрещенным делом у имамов муджтаhидов, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и другие».

Если я не ошибаюсь, но по моему Ибн аль-Къайим тоже передавал единогласие в этом вопросе. Теперь, с дозволения Всевышнего, быстренько пробежимся по четырем мазхабам и выясним, какое действительное положение среди мазхабов, ведь многие относят себя к мазхабам.

🔵 Ханафитский мазхаб

📖 Сказал имам Шиhабу-Ддин ат-Турбишти аль-Ханафи (661):
قصُّ اللحية كان من صنع الأعاجم وهو اليوم شعار كثير من المشركين كالإفرنج والهنود ومَنْ لاخَلاق له في الدين من الفِرَقَ الكافرةِ ، طَهَّرَ الله حَوْزَةَ الدين منهم
«Укорачивание бороды пришло от иностранцев. Сегодня это знамя многобожников, как европейцы и индусы, а также те, у кого нет религиозного воспитания, из числа неверующих сект. Да очистит Всевышний религию от них».
📚 См. аль-Халяби в  «Хукму ид-Дин фи аль-Лихья уа ат-Тадхин» стр. 24.

📖 Сказал имам Уалийюллаh ад-Деhляуи:
وقصها ـ أي اللحية ـ سنة المجوس, وفيه تغيير خلق الله

Укорачивание бороды сунна зороастрийцев. В этом также изменение творений Аллаh📚 См. Аль-Худжа аль-Балигъа» 

📖 Сказал имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи:
وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ومخنثة الرجال, فلم يبحه أحد, وأخذ كلها فعل يهود الهند, ومجوس الأعاجم
«А что касается удаления бороды больше чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял. Полное ее бритье это из поступков индийских иудеев и зороастрийцев».
   📚 См «Рад аль-Мухтар» (2.418).

🔵 Маликитский мазхаб

Имам аль-‘Адауи передавал, что имам Малик считал бритье бороды поступком зороастрийцев.
   📚 См. «Хашия аль-‘Адауи».

Сказал имам Ибн Абд аль-Барр у себя в «ат-Тамhид»:
ويحرم حلق اللحية ، ولا يفعله إلا المخنثون من الرجال
«Бритье бороды запрещено. Никто у нас так не поступает кроме женоподобных».

  • Также о запрете говорили такие маликитские имамы как:
  • Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани в «ар-Рисаля».
  • Мухаммад ад-Дусукъи аль-Малики в «Шархе ад-Дардир».
  • Аль-Хаттаб ар-Ру’ейни аль-Малики в «Мауаhибу аль-Джалиль Шарх Мухтасар аль-Халиль».

🔵Шафиитский мазхаб

Вот тут пожалуй по подробней, уж больно по «шафиитски» мы себя ведем в последнее время. Сегодня я намерен раскрепостить ума местных «шафиитов»,  срубить фетвы вековой лжи и освободить их шеи от кандалов фанатизма.

📖 Сказал имам аль-‘Иракъи аш-Шафии:
واستدل الجمهور على أن الأولى ترك اللحية على حالها, وأن لا يقطع منها شيء, وهو قول الشافعي وأصحابه
«Большинство ученых привело доказательство в пользу того, что лучше оставить бороду как есть и не отрезать с нее ничего. Это мнение аш-Шафи’и и его учеников«.
📚 См.»Тарх ат-Тасриб» 2/83

📖 Сказал имам Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби аш-Шафии в «аль-Муфhим»:
«Не разрешается ни брить бороду, ни щипать ее и не укорачивать».

📖 Сказал имам Абу Шама аль-Макъдиси аш-Шафии:
وقد حدث قوم يحلقون لحاهم, وهو أشد مما نقل عن المجوس من أنهم كانوايقصونها
«Люди уже начали брить свои бороды.  Это самое очевидное из того, что было перенято от зороастрийцев, ведь (именно) они укорачивали свои бороды».

📖 Абу аль-Хамид аль-Гъазали в своей книге «Аль-Ихья» сказал:
«Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн Аби Я’ля – судья Медины, что они не приняли свидетельство (на суде) от бреющего свою бороду».

— Он также сказал, упоминая бритье бороды: «…это- является тяжким грехом. Борода является украшением мужчины».

— Он же сказал: «и посредством нее (т.е эспаньолки) отличают мужчину от женщины»
   📚 См. «аль-Ихья» 2/257

📖 Имам ан-Науауи не согласился с имамом аль-Къади ‘Иядом в том, что бороду нежелательно брить, сказав: «…но более верно, что ее надо оставить как есть и не укорачивать«.
Также ан-Науауи сказал:

والمختار تركهاعلى حالها, وألا يتعرض لها بتقصير شيء أصلاً

Предпочитается оставить бороду как есть и не укорачивать ее вообще

📚 Шарх Муслим 2/154

📖 Сказал ‘алляма аш-Ширвани:
«…и теперь ты узнал, что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды. И также ты узнал, что мнение о нежелательности бритья ошибка, согласно словам аль-Азра’и.  Более верно – запрет бритья».

Ахмад бин Къасим аш-Шафии привел слова имама Ибн ар-Риф’а, сказавшего в «Хашияту аль-Кифая»: «Имам аш-Шафии прямо писал у себя в «аль-Умму» о запрете бритья бороды. Также аз-Заркаши аль-Хулейми в «Шу’абу аль-Иман» и его устаз аль-Къаффаль аш-Шаши в «Махасину аш-Шари’а» писали о запрете бритья бороды».
   📚 См. аль-Халяби «Хукму ад-Ддин фи Тадхин уа Лихья» стр. 31.

🔵Ханбалитский мазхаб

📖 Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя сказал:
«Запрещено брить бороду»:
   📚 «Аль-Ихтиярат аль-‘Илмийя» стр. 6

✔ Тоже самое сказал Ибн аль-Къайим. Шамсуддин Ибн Муфлих аль-Ханбали в своей книге «Аль-Фуру» говорил о запрете бритья бороды в ханбалитском мазхабе. Сказал имам Мансур аль-Буhути в «аль-Икъна»: «Запрещено брить бороду». Сказал имам Абу ан-Наджа: «Запрещено брить бороду».

📖 Сказал Шамсуддин ас-Сафарайни аль-Ханбали:
المعتمد في المذهب ، حُرمَةُ حَلْقِ اللحية
«Принято в мазhабе (ханбалитов), что бритье бороды запрещено»
📚 См. «Гъизау аль-Альбаб» 1/376

📖 Сказал имам ‘Абд ар-Рахман бин Къасим аль-‘Асими аль-Ханбали (1392):
وما لهم قاتلهم الله أنى يؤفكون, أمرهم الله بالتأسي برسوله-صلى الله عليه وسلم فخالفوه, وعصوه, وتأسوا بالمجوس والكفرة, وأمرهم بطاعة رسوله , وقد قال: أعفوا اللحى, أوفوااللحى, أرخوا اللحى, أرجوا اللحى, وفّروا اللحى. فعصوه وعمدوا إلى لحاهم فحلقوها, وأمرهم بحلق الشوارب فأطالوها, فعكسوا القضية
«Что же с ними? Да уничтожит их Всевышний, как же они лгут! Аллаh приказал им следовать примеру Его посланника, мир ему и благословение, а они вошли в противоречие с ним и ослушались его, последовали примеру зороастрийцев и кафиров. Он приказал им подчиниться посланнику. Ведь он сказал: Отпускайте бороду, отращивайте бороду… а они ослушались его…он приказал им подстричь бороду, а те отрастили их и перевернули все на оборот…»
   📚См. «Тахриму халькъи-Ллиха» стр 13.

📖 Мухаммад бин Ибраhим аль-Ханбали сказал:
«Тот, кто сбрил свою бороду после того, как ему стало известно о запрете и он упорствует в этом, совершил большой грех».
   📚 См «Фатауа  уа расаиль» 2/54

🔵 Бритье бороды ниже хвата кулака

Все что ниже хвата кулака не запрещено удалять. Т.е если человек схватит бороду в кулак, и все то, что выйдет за кулак по мнению некоторых имамов удалять дозволяется. Это то, что передается от Ибн ‘Умара. На этом мнении имам Малик, ‘Ата, Ибн ‘Абд аль-Барр, Ибн Теймийя и другие.

🔵 Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить

Об этом  можно почитать и послушать здесь.

В заключение воздаем хвалу Всевышнему!

почему имамы бреют бороду

Почему у мусульман принято брить усы, но оставлять бороду?

В исламе большое внимание уделяется не только нормам поведения, но и внешнему виду. и соблюдению норм гигиены. Все главные правила, связанные с этой стороной жизни, изложены в самом Коране и хадисах (преданиях, изречениях) пророка Мухаммада.

Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников»

Чистоплотность — важнейший закон жизни

В мусульманском мире очень много внимания уделяется духовному воспитанию, но не меньше и практическому укладу жизни. Вопросы гигиены стоят чуть ли не на первом месте, поскольку несоблюдение телесной чистоты оскорбляет Аллаха и его Пророка.

В некоторых хадисах даже указывается, что истинный мусульманин отличается от неверующих особой чистоплотностью и своим облагороженным видом. В хасидах есть четкие поучения относительно того, как и сколько раз в сутки правоверный мусульманин должен мыть тело, чистить зубы, как стричь волосы на голове, ухаживать за растительностью на лице.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

В отношении усов тоже есть вполне конкретные указания в учении Пророка. По мусульманскому закону усы можно оставлять на лице или полностью сбривать. Бороду при этом трогать нельзя вообще. Главное требование к усам касается гигиены. Если мужчина носит усы, он должен их аккуратно подстригать таким образом, чтобы во время принятия пищи жир не пачкал их. В идеале растительность над губой должна быть подстрижена так, чтобы между нею и кромкой верхней губы оставалась небольшая полоска. Усы, как и бороду, нужно регулярно мыть, расчесывать, а в праздники умащивать благовониями.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы

Не все мусульмане полностью сбривают усы. Некоторые их носят, и это не является нарушением законов Аллаха, но только в том случае, если мужчина тщательно заботится о чистоте лица и растительности на нем. Взлохмаченный и неухоженный внешний вид является нарушением заветов Аллаха. При этом некоторые поборники ислама все же предпочитают сбривать усы и носить одну только бороду

Ислам, как и многие другие мировые религии, имеет множество ответвлений и течений. Среди мусульман есть хариджиты, сунниты, мутазилиты, шииты и мурджииты. У представителей каждого течения приняты свои правила. Одни считают бритье усов обязательной процедурой, другие — желательной. Это рекомендация, которой каждый может следовать по своему усмотрению. Сбриванием усов многие мусульмане демонстрируют свое особое рвение в следовании учению Аллаха.

}?>

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here