Осетинского джигита с усами и бородой

Предлагаем ознакомиться с темой: "осетинского джигита с усами и бородой", включая последние тенденции.

Отличает горца борода, украшает горца борода…

23:41, 15 июня 2012

Ветхозаветный сюжет о Самсоне, герое древнего Израиля, и филистимлянке Далиле едва ли не первое в литературе свидетельство не только о предательстве и коварстве, но и о магической силе мужских волос.  Главная интрига сюжета сводится к тому, как коварная Далила, используя свои женские чары, выведала у богатыря Самсона секрет его недюжинной  силы,  заключавшейся, как оказалось, в его волосах. Едва с головы богатыря «остригли семь кос», он утратил свою мощь и был пленен филистимлянами.  

В  период древности, античности, средневековья и нового времени носить бороду или же брить ее – всегда имело значение. Борода символизировала мужскую силу, достоинство, мудрость, благородство. 

Древние египтяне, шумеры, ассирийцы и персы относились к своим бородам с особым почтением, даже с пиететом. Их холили, лелеяли, тщательно расчесывали, красили, завивали, заплетали в локоны и косички. А египетская царица Хатшепсут, будучи женщиной, заказывала парадные портреты, на которых приказывала изображать себя с характерной бородкой.

Древнегреческие мужчины носили исключительно длинные бороды и усы, Спарта стала последним оплотом этого обычая. Эпоха эллинизма принесла не только бритву, но и смеси, выводящие волосы на лице. Александр Македонский завоевал полмира с солдатами, лица которых были выбриты начисто. 

В Европе гладкий подбородок и пышные бороды были сменяющими друг друга трендами.  Многие императоры вошли в историю под именами, связанными с характерными признаками их бород. Император Священной Римской империи германской нации вошел в историю как Фридрих I Барбаросса, что значит   «рыжая (или красная) бородушка». А  Генрих VIII известен как  «Синяя борода», основатель династии Тюдоров, герой страшной сказки, убивающий своих жен. 

Если в Европе с XVIII в. мужчины предпочитали бриться, но ношение бороды допускалось и определялось личным вкусом владельца или желанием следовать моде, то в России тема бритья бород становится вопросом государственной важности.

О том, как обстояло дело в России с бородачами, можно вообще написать целую книгу. Знаменитый указ Петра I о бритье бород,  пошлины за право носить бороду, мода на бороды в середине XIX века в среде русской интеллигенции и неслуживого дворянства – целая энциклопедия моды, история нравов и «хаоса» на лицах. 

 

Борода во многих культурах вплоть до начала ХХ в. считалась символом мужской силы, мудрости и благородства..

Интересно, что культурологи считают остриженность и выбритость проявлением  социального контроля и обращают внимание на то, что у мужчины, который только что расстался со своей бородой, меняется вся система жестов – исчезают степенность, спокойствие, достоинство, с которым он раньше поглаживал свою бороду, и новое выражение лица, не скрытое бородой, бывает самым неожиданным.

Тема бороды и усов на Северном Кавказе практически не исследована. Хотя описаний внешности горцев в различных источниках более чем достаточно для серьезного культурологического исследования. Пока что остановимся на общеизвестных фактах.

Борода и усы считались символами взрослого зрелого мужчины, демонстрирующими его волю и честь. Например, черкесы определяли зрелость молодого мужчины такими словами – “у него усы-борода сомкнулись”.

осетинского джигита с усами и бородой

Хаджи Керантук Берзег – один из лидеров освободительной войны горцев Западного Кавказа. Фото 1860-х гг. Из коллекции Тимура Дзуганова.

 Все наибы имама Шамиля носили бороды…

 Ученый из Кабардино-Балкарии Хасан Яхтанигов в своей статье «К вопросу о традиционной внешности горцев» приводит архивные данные, в которых указание на цвет бороды является важной строкой при описании внешности. «Эдыг Жилехажев 65 лет – борода седая…, Иналуко Ухов 50 лет – борода русая,… Ибрагим Мирзоев 55 лет, борода русая…, Мусса Губыров борода русая…, Жандар Шортанов 50 лет борода с проседью…, Эрту Жануев 80 лет борода седая, Ачакай Хаджиев 60 лет борода с проседью…, Исхак Байрамуков 35 лет, борода русая…»

 осетинского джигита с усами и бородой

Мужчины отращивали бороду на Кавказе с 35 -40 лет. Фото из коллекции Тимура Дзуганова. Публикуется впервые.

Писатель – декабрист А.А. Бестужев – Марлинский написал об усах на Кавказе так: «Усы кавказских джигитов – это настоящие мостики любви – это не то, что наши петербургские – обрезанные также как и наши идеалы».

осетинского джигита с усами и бородой

Молодые мужчины до 30-35 лет бороды не носили, но отращивали усы.

В XIX веке все горцы, начиная с детского возраста, и до глубокой старости брили голову. Лишь молодые люди  (до 25– 30  лет) оставляли на макушке хохолок — это было характерно для многих народов региона от Кабарды до Дагестана. С 35–40 лет мужчины отпускали бороду, и это было знаком перехода в возрастную категорию «старших». Более молодым отпускать бороду считалось неприличным — это воспринималось как претензия на не соответствующий возрасту и незаслуженный статус. 

На фото – Александр Хромаев. Дигория. Начало ХХ в. Фото предоставлено Азаматом Берзеговым, правнуком Александра Хромаева. Публикуется впервые. 

Бывали случаи,  когда молодой мужчина отпускал бороду —  если умирали отец и старшие братья, и он становился главой семьи.

С наступлением совершеннолетия оставляли усы и тщательно с ними ухаживали. Авторы  книги «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» Шапи Казиев и Игорь Карпеев пишут об особой суповой ложке, которая позволяла не пачкать усы и бороду во время приема пищи.

Люди в возрасте на Восточном Кавказе иногда красили усы и бороду хной.  В случае нападения на аул его защитники с крашеными бородами хотя бы издалека выглядели молодым и сильным войском, пишут Ш. Казиев и И. Карпеев.

В конце XIX и начале XX веков горская интеллигенция и те военные, которые служили в России, стали брить бороды, как это было принято среди российского военного класса.

О горцах с бородой или без – в СССР, в период моды на бородку Де Ниро после фильма «Схватка», о бородах, предписанных исламом и о политизации темы бороды на Северном Кавказе – читайте дальше..

Таймураз Мамсуров против бородыalan_tskhurbaevJuly 31st, 2010

 К разговору из последнего поста о кодексах поведения, вспомнил, что ТД Мамсуров уже ведь описал свой взгляд на кодекс поведения современного осетина в книжке, которая имеет название «Построй свою башню». Если кто не читал еще, то попробуйте, «башню» сносит неслабо.

Это такой свод мудростей, которым должен следовать осетин 21 века. Дотошные блоггеры уже нашли несколько цитат из этой книги просто переписанных из книг других авторов и обвинили автора в плагиате, но я не хочу в это вдаваться. Большая часть изречений действительно просто древние, всем известные истины, но я хочу обратить внимание на несколько весьма сомнительных, на мой взгляд, мудростей.

Первое, что настораживает это обилие повелительного наклонения в книге. «Ты должен» и так далее… не знаю почему ТДМ решил, что он знает как должно быть и тем обязывать следовать этим советам, но поспорить здесь с ним нужно.

Не может молодой человек считать себя осетином, если он не мыслит по-осетински, не чувствует глубину родных корней, не опирается на вековую мудрость поведения своих предков…Еще как может. Осетин это совсем не тот, кто знает язык, болтает на каждом углу о великой истории Алан и знает наизусть все тосты. Я больше чем уверен, что можно совсем не знать осетинского языка и с гордостью считать себя осетином, доказывать это другими поступками. Надо уже думать о том, как бы осетинам сохранит свою самобытность если через лет 50 язык будет потерян для большинства жителей Осетии. Это возможно, примеры есть, и это хоть и печальный сценарий, но не смертельный. Или скажите, убийца вор и наркоман прекрасно владеющий языком может считать себя осетином?

Знай, что чрезмерная забота о красоте одежды – большая глупость, но вместе с тем ещё большая глупость – не заботиться об одежде вообще.Вот только не надо о внешнем виде здесь. В городе, где большинство магазинов продают одежду как будто для похорон это неуместный разговор. Оставьте людям право одеваться так, как они хотят, выражать себя хотя бы через внешний вид, не надо никого одергивать за узкие джинсы и так далее… в последнее время ситуация немного улучшилась, появилось больше сильно одетых людей, но по большому счету Осетия всегда испытывала проблемы с красиво, смело одетой молодежью. И очень плохо, потому что шмотки это гораздо больше, чем можно подумать. Для кого-то история это политика и войны, а для других мода и прически.

Не должен осетин отпускать бороду при живом отце, а также, если её не носит старший брат.Давайте я просто сам буду это решать, хорошо? И со своим отцом тоже я сам поговорю, ок? кстати, интересно, «профессорские» бородки попадают под запрет?

читать дальше и комментировать

В знаменитом фильме “Не бойся, я с тобой” есть момент, когда в театре разгорается скандал, грозящий закончиться кровопролитием, а все из-за того, что один из зрителей, не знающий местных обычаев, попросил другого снять папаху и нанес ему тем самым смертельное оскорбление…

Нет, хорошо все же, что времена столь трепетного отношения к головному убору на Кавказе прошли. А вот теперь азербайджанские мужчины вообще практически не носят ни головных уборов, ни усов, ни бороды. Хотя когда-то это были неотъемлемые атрибуты мужественности и даже чести и достоинства.

Что ж, общественные установки меняются и часто – самым что ни на есть кардинальным образом. Но давайте отвлечемся от морально-этической составляющей – рискну настаивать, что честь и мужественность все же имеют весьма косвенное отношение к тому, что человек носит на голове и как часто бреется… А поговорим об этих элементах мужской внешности с точки зрения моды.

Бородатый анекдот

Справедливости ради надо сказать, что, судя по увеличивающему числу усато-бородатых молодых людей на улицах Баку, эта модная тенденция постепенно возвращается (что, впрочем, вообще свойственно модным тенденциям). Хотя это по-прежнему остается в основном прерогативой и даже своеобразной отличительной чертой представителей творческих профессий. Так что, даже если вы не знаете, как держать в руках кисть, и думаете, что нот не 7, а 12, но носите при этом бороду, то вас, скорее всего, будут принимать за художника или музыканта. Ну, или, в крайнем случае, за человека, желающего соригинальничать…
 

Даже если вы не знаете, как держать в руках кисть, и думаете, что нот не 7, а 12, но носите при этом бороду, то вас, скорее всего, будут принимать за художника

Да, усы и борода, которые носили едва ли не все поголовно наши предки, теперь скорее придает лицу мужчины оригинальность. Хотя в соседних Турции и Грузии, например, бородатых мужчин в толпе можно встретить гораздо чаще, чем бритых. Возможно, в нас, даже тех, кто родился уже в конце 80-х, все еще живо советское представление о том, что борода и усы – это “пережиток прошлого”, символ консервативности и т.д. СССР сделал примерно то же, что в свое время Петр I – сбрил боярам бурную растительность на лице, сохранив “право” на них только пенсионерам, геологам и уже упомянутой творческой богеме.

С усами, правда, дело обстояло несколько иначе – ставшая чуть ли не легендарной “ниточка” над верхней губой (тут впору вспомнить другой известный фильм – “В одном южном городе”) и не менее легендарная “щеточка”, с помощью которой КВН-щики изображают кавказцев, мирно просуществовала на лице азербайджанцев все 70 лет Советского Союза, но успела завоевать себе довольно-таки сомнительную славу, так что теперь вряд ли найдется молодой мужчина или парень, который захочет отрастить себе такое украшение. Нет, теперь в моде, например, романтические “эспаньолки” или что-нибудь в стиле Хемингуэя, если его чуток подстричь. Ну, в крайнем случае – Таркана и прочей поющей турецкой братии… Это уж кому что больше нравится.
 

Теперь в моде романтические “эспаньолки” или что-нибудь в стиле Хемингуэя, если его чуток подстричь

Ну а кто может лучше оценить мужскую внешность, чем… женщина? Потому-то мы и решили взять несколько комментариев у представительниц прекрасного пола.

Хаяла Мустафаева, 26 лет, офис-менеджер: “Обожаю парней с бородой. Только не просто с усами, а именно с бородой. Причем, любой длины и формы. Это придает им более мужественный и интересный вид. По-моему, если парень совершенно гладко выбрит, это смотрится даже неприятно… Наверно, некоторые не решаются отрастить бороду, потому что за ней слишком трудно ухаживать”.

Лейли Гараева, 34 года, стоматолог: “Все зависит от того, подходит ли борода этому конкретному мужчине… И еще – умеет ли он ее носить. Ведь это тоже своего рода искусство, как, например, ношение костюма. Иногда видишь, что какой-то паренек отпустил бороду, но толком и не знает, что с ней делать, и она смотрится на его лице, как накладная, будто он на карнавал собрался или от врагов прячется. Кстати, мой муж тоже пытался одно время отрастить бороду, но потом понял, что ему это не идет, и сбрил”.

Яна Байрамова, 30 лет, домохозяйка: “Мне гораздо больше нравится, когда мужчина аккуратно выбрит. Бородачи, на мой взгляд, выглядят как-то неопрятно. К тому же, это старит молодых людей, так что и не определишь, сколько им лет. Хорошо, когда лицо открыто, и человек выглядит цивилизованно и современно, а не так, будто только что из похода вернулся. Да и вообще, честно говоря, по-моему, это все сплошное позерство – хотят быть похожими на Бабека или Че Гевару, а ведь дело-то тут не в бородах, а в других качествах…”.
 

Это все сплошное позерство – хотят быть похожими на Бабека или Че Гевару, а ведь дело-то тут не в бородах, а в других качествах

Айша Сеидзаде, 21 год, студентка: “Мужчины с бородой лично у меня вызывают доверие. Они кажутся надежнее и серьезнее. Наверное, потому, что ассоциируются с сильными и смелыми героями исторических фильмов. Хотя умом я, конечно, понимаю, что это совсем не гарантия”…

Правда, большинство работодателей женской восторженности по этому поводу не разделяют и категорически запрещают своим сотрудникам приходить на работу небритыми. А значит, если даже кому-то из них хочется походить на Че Гевару, сделать это довольно проблематично. У Че Гевары-то, поди, не было строгого HR-менеджера…

Дело в шляпе, а шляпа в прошлом

А теперь – про головные уборы. Здесь все будет гораздо проще и короче. Каракулевые папахи, как уже было сказано, как ветром сдуло с мужских голов, и теперь сильный пол в Азербайджане носит головные уборы очень редко и исключительно в “отопительных” целях – чтобы не подхватить менингит и не отморозить уши в зимние холода. Да и в этих целях используют просто обычную неприметную вязаную шапочку. А все остальное исчезло без следа. Причем, вне зависимости от стиля, социальной принадлежности и т.д.: шляпы, в которых в то самое советское время ходила интеллигенция, кепки-аэродромы (опять “В одном южном городе”) и даже бейсболки встречаются довольно редко.
 

Скорее всего, половина Торговой будет коситься на него с явным неодобрением

Разве что какой-то франт решит вдруг облачиться в кепочку а-ля Доктор Ватсон, берет или шляпу с короткими полями. Да и то, скорее всего, половина Торговой будет коситься на него с явным неодобрением… Почему-то к экспериментам с мужским гардеробом у нас относится не так снисходительно, как к экспериментам прекрасной половине человечества.

Да и кто тому же… Учитывая бакинский ветер, ношение чего-либо на голове, кроме волос, – дело хлопотное и неблагодарное. Так что фразу “как ветром сдуло” можно считать почти буквальной. Правда, в начале 20-го века, говорят, ветра в столице были куда сильнее, а наши предки все же как-то умудрялись носить свои папахи… Мистика.

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

ВНЕШНОСТЬ ОСЕТИНА  

По материалам книги Казбека Челахсаты “Осетия и осетины”  

Осетины были красивы и стройны, арабы тянулись за их красотой. В Аравии славились осетинки. Их забирали для того, чтобы сделать красивым свое поколение.  

3. ЧИЧИНАДЗЕ  

У них (скифов) правильные черты лица. Лица часто суровы. Прямые длинные волосы спускаются до плеч. У большинства бороды и усы. 

Я. В. ДОМАНСКИЙ  

Так говорил Макент, и одеждой и языком подобный аланам. Ибо и то и другое одинаково у алан и у скифов; только аланы не носят таких длинных волос, как скифы, однако Макент, чтобы походить на них, подстриг свои волосы, сколько нужно было, чтобы уничтожить разницу между аланом и скифом. 

ЛУКИАН. II в.  

Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни… 

Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения. 

А. МАРЦЕЛЛИН. IV в  

Осетины крепки физически, прекрасные ходоки по горам, высоки ростом, с правильно развитой грудной клеткой, обладают хорошими умственными способностями и даром слова. 

К. ЛЯХОВ. 1902 г.  

Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2—4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство. 

Ю. КЛАПРОТ. 1807—1808 гг.  

Здесь (во Владикавказе.— К- Ч.) даже не увидишь мужчин в папахах и женщин в платках. Женщины одеваются модно и делают прически. Пожилые мужчины, с седоватыми шевелюрами и значительными лицами, напоминают персонажей из западных кинофильмов. Осетины имеют совершенно европейский облик… Осетины раньше других северокавказских народов стали на путь современного развития… 

Осетины по своему антропологическому облику в общем сходны с другими кавказцами. Но все же они несколько отличаются от своих соседей-вайнахов (чеченов) на востоке, кабардинцев на западе, грузин на юге… Мужчины ростом выше среднего, плотного телосложения, с массивным черепом и крупными, выразительными чертами лица. Мужчины большей частью черноволосы; среди женщин, как и у других кавказских горцев, много шатенок, порой с рыжеватым оттенком волос, но здешние женщины более яркие, по-европейски интересны. 

А. Ф. ГОЛЬДШТЕЙН. 1977 г.  

Лицо при большой правильности черт интересно, и если даже осетин не стремится к образованию, то все-таки в нем чувствуется живое понимание всего, что происходит. Светлые или каштановые волосы покрывают его скорее круглую, чем удлиненную голову, и открывают небольшой, но и не маленький лоб. В большинстве голубые и большие глаза имеют у женщин какое-то мягкое, а у мужчин, напротив, какое-то спокойное выражение. Дикий взгляд, которым отличаются черкесы, как и все кавказские жи¬тели, отсутствует у осетин… 

Таковы осетины из внутренних местностей страны, таковы и кешелты (чесельтцы.— К.Ч.), кудари, дигорцы и др. Их приятный вид усиливается еще приветливостью, я бы сказал любезностью, с которой они встречают каждого чужеземца. Все их движения закругленные, они ходят твердым шагом. Я видел в Кола (селение в Джавском районе.— К- Ч.) 16-летнюю девушку, которая гнала перед собой быков, одетую в лохмотья, и, несмотря на это, я был восхищен ее осанкой, походкой и всеми ее движениями больше, чем ее ослепительной красотой… 

…Ко мне подошел старый, полный достоинства осетин, приглашая к себе. Я не счел возможным отказаться, и мы отправились в его дом, расположенный на противоположной возвышенности Проне и входящий в селение Торманеули… 

С радостью смотрел я на красивые высокие фигуры молодых женщин, одетых в несравненные синие платья и занятых приготовлением хлеба. Если бы Дюбуа и Шегрен видели их так, как видел их я, то они не допустили бы ошибку признать финское происхождение осетин. Женщины ходили с достоинством и все их движения были красивы. Мне было бесконечно жаль, что они удалились после того, как хлеб выпекся… 

К. КОХ. 1837—1838 гг.  

В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы… Тело осетин здо¬ровое и сильное. 

Е. ЗИЧИ  

Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резкo отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. «Как это может быть,— воскликнул русский,— чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин… Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков». 

М. ВАГНЕР. 1850 г.  

Но что во Владикавказе поражает более всего приезжего из России, так это типы настоящих горцев. Иной и одет бедно, и лошадь -то у него не Бог весть чего стоит, а вся фигура всадника, с его оригинальной посадкой, закутанного в башлык, в бурке, надетой на бок, с винтовкой за плечами, шашкой и кинжалом,— так и просится на картину. 

М. ВЛАДЫКИН. 1885 г.  

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here