Окладистая борода значение керосиновая лампа значение

Предлагаем ознакомиться с темой: "окладистая борода значение керосиновая лампа значение", включая последние тенденции.

Объясните значение слов и выражений Окладистая(борода);керосиновая лампа

  • Значение слова Окладистый по словарю Ушакова: ОКЛАДИСТЫЙ окладистая, окладистое; окладист, окладиста, окладисто. Широкий и густой (о бороде). Лампа керосиновая — аксессуар, которым пользовались еще в прошлом столетии наши прабабушки и прадедушки. (Керосин (англ. kerosene от греч. воск) горючая смесь жидких углеводородов (от C8 до C15) с температурой кипения в интервале 150250 C, прозрачная, бесцветная (или слегка желтоватая), слегка маслянистая на ощупь

Оценка статьи:

Объясните значение слов и выражений Окладистая(борода);керосиновая лампа Ссылка на основную публикацию

девушки,на вас надежда, как всегда – стенограммку тиснете

ноу проблем:))

09 апреля 2011. Весенняя серия, игра третья.

КОМАНДА АНДРЕЯ КОЗЛОВА 3:6

Е.Александрова, В.Степанов, М.Мун, А.Капустин, М.Поташёв, А.Козлов

1й раунд. Евгения Старова, Выезд, Владимирская область. Рыбацкое приспособление.

Для чего это приспособление может понадобиться рыбаку?

Ответ команды (Алексей Капустин): Мне кажется, что это приспособление может быть использовано для зимней рыбалки, когда нужно перемещать подо льдом от одной лунки к другой, скажем, приманку, которая привязана на крючке.

Правильный ответ: Это придумали любители подлёдного лова. Если рыбак провалился в прорубь, то с помощью таких штырей он может зацепиться за крепкий лёд и вытянуть себя из воды. Приспособление это называют “спасалка”.

0:1

2й раунд. Николай Зайцев, Калуга. Видео корреспондентов.

В одном из своих рассказов Михаил Пришвин описал, как охотники после долгих скитаний в поисках добычи утоляли жажду в болоте, даже если вода была чёрная, грязная и кишела всякой живой нечистью. Как же охотникам удавалось пить из таких водоёмов?

Ответ команды (Владимир Степанов): Предположим, что для того, чтобы отфильтровать воду, так как она вся перемешана с илом, нужно в эту болотистую почву, например, наступить. И вот, остаётся глубокий след, который оставляет сапог, и в этот след фильтруется из окружающей почвы вода, которая получается, видимо, чище, чем если просто её взять из какой-то готовой лунки.

Правильный ответ: Охотники знали, что, отправляясь на такую охоту, надо заблаговременно отрастить бороду. А с окладистой бородой всё становится очень просто – разложил бороду на воде, и через неё цедишь себе воду!

0:2

3й раунд. Татьяна Щербак, Гомель, Белоруссия.

Австрийский режиссёр Вальтер Фельзенштейн однажды попросил Эмму Саркисян сходить в Московский зоопарк и посмотреть на пантеру. Что ставил Вальтер Фельзенштейн в 1969 году в Театре Станиславского и Немировича-Данченко?

Ответ команды (Максим Поташёв): Поскольку театр этот музыкальный, мы полагаем, что ставил он там балет. Правда, балета такого мы не знаем, но, может быть, балет такой случайно есть … “Книга джунглей” или “Маугли”…

Правильный ответ: По мнению режиссёра пластика пантеры нужна для исполнения роли Кармен в одноимённой опере Бизе.

0:3

4й раунд. Михаил Заледеев, Калининград.

В 1941 году Наркоматом обороны была издана директива №220, по которой уже к концу года на фронт было отправлено более 60 000 единиц этого изделия. В этой директиве подчёркивалось, что умелое владение этим послужит скорейшему разгрому врага. Что же за изделие у нас за кулисами?

Ответ команды (Михаил Мун): Рискну предположить, что у вас за кулисами гармонь.

1:3

5й раунд. Алиса Алейникова, Москва. Два чёрных ящика.

В большом чёрном ящике находится прибор, изобретённый в середине XIX века, который своим появлением невольно положил конец массовому истреблению кашалотов. А в маленьком чёрном ящике находится прибор, который своим появлением потеснил прибор, который находится в большом чёрном ящике. Что же в чёрных ящиках?

Ответ команды (Алексей Капустин): Нам кажется, что кашалотов истребляли из-за такого ценного вещества как спермацет, из которого делали самые лучшие свечи. Прибор, который спас кашалотов, – это керосиновая лампа, а заменила керосиновую лампу маленькая электрическая лампочка.

2:3

6й раунд. Суперблиц.

1) Яна Савченко из Кемерово просит Вас закончить афоризм русского поэта Александра Блока: “Венеция так относится к Италии, как Петербург – к России, то есть …”. Как?

Ответ Максима Поташёва: “… никак”.

2) Андрей Гуренков из Томска просит Вас закончить афоризм Марка Твена: “Разница между почти верным и верным словом такая же, как между светлячком и …”. Закончите.

Ответ Максима Поташёва: “… звездой”.

Правильный ответ: “… молнией”.

2:4

7й раунд. Елена Григорь, Санкт-Петербург.

В тропических лесах Ямайки водятся жуки-щелкуны. Эти жуки ведут ночной образ жизни. А ещё их называют “огненосные жуки”, потому что у них на теле находятся пятна, которые могут светиться в темноте: на спине – зелёные, на брюшке – оранжевые. Жуки их включают в момент опасности. Но бывает и другая ситуация: некоторые жуки включают свои оранжевые огоньки на лету. Чего они дожидаются?

Ответ команды после помощи Клуба (Михаил Мун): Они ждут, что некий другой жук (предположительно, самка или самец, то есть, это элемент брачных игр), увидев их оранжевый сигнал, включит свой зелёный. . Летит самец, а зелёные огоньки включает самка.

3:4

8й раунд. 13й сектор. Татьяна Козлова, Вязьма.

Если Вы давно не мыли руки, а у Вас чешется глаз, каким пальцем безопаснее всего почесать его и почему?

Ответ команды (Максим Поташёв): Знаете, мой ответ не очень согласуется с вопросом “Почему?”, тем не менее, поскольку я не вижу способа выбрать между пальцами того, кто долго не мыл руки (там почти любой палец можно обосновать), я скажу, что почесать надёжнее всего ЧУЖИМ пальцем, потому что он с большей вероятностью чистый.

Правильный ответ: Мизинцем левой руки. Он не участвует в рукопожатиях, не нажимает кнопки, реже других пальцев касается предметов.

3:5

9й раунд. Владимир Редько. Ставрополь.

Пётр I самолично давал названия новым кораблям русского флота, и порой самые неожиданные. А к названию придумывал девиз. Какое название Пётр I дал кораблю, девиз которого был таким: “Коль вяще биен бываю, толь вяще поднимаюся”, то есть, “Чем больше бит бываю, тем больше поднимаюсь”?

Ответ команды (Елена Александрова): Тесто обладает свойством: чем больше его замешивают, тем потом оно больше поднимается, получается более пышный хлеб.

Правильный ответ: “Мяч¦”.

3:6

Делу – время, потехе – час

Урок 44

. «Сказка о потерянном времени»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством ЕЛ. Швар­ца; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

1. Организационный момент.

Речевая разминка

– Прочитайте загадки, отгадайте.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы.)

– Прочитайте загадки скороговоркой.

2. Вводная беседа о новом разделе.

– Неслучайно наш урок я начала этими загадками. Вспом­ните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом.

– Как вы понимаете его смысл?

– О чем должны быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?

3. Ознакомление с жизнью и творчеством 1. Вводная беседа.

– Прочитайте имя писателя, чью сказку мы будем читать.

– Что вы о нем знаете?

2. Рассказ учителя о писателе.

Евгений Львович Шварц вырос в маленьком провинциаль­ном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земс­кий врач, прекрасно пел, играл на скрипке. И отец и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои кото­рой попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все уто­нут». И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции.

Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел дру­зей, которые остались его друзьями на всю жизнь.

4. Физкультминутка.

5. Знакомство со сказкой.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

Беседа после чтения.

– Ваши впечатления от прочитанного?

6. Итог урока.

– Какой раздел начали изучать?

– С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

– Какое произведение читали?

7. Домашнее задание:

перечитать сказку; найти толкование непо­нятных слов и выражений.

Урок 45

. «Сказка о потерянном времени»

Цели: знакомить детей с жизнью и творчеством ЕЛ. Швар­ца; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; от­рабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка

1. Отработка навыков разных видов чтения.

Учебник

Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут. (В. Берестов.)

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

– Прочитайте, разделяя на слоги.

– Прочитайте орфографически.

– Прочитайте орфоэпически.

– Приготовьтесь читать выразительно.

– Как вы поняли смысл стихотворения?

(Слушаются ответы детей.)

– Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник – от учителя или от него самого?

(Показать учащимся, что каким бы талантливым не был учи­тель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

2. Беседа по содержанию стихотворения.

3. Словарно-орфографическая работа

– Дома вы прочитали сказку . Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая.

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА – (керосинка – керосино­вый нагревательный прибор с фитилями) – лампа, освещающая при помощи керосина. (Если у учителя есть, то можно принести показать.)

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спе­реди одежды, например полы пиджака.

4. Физкультминутка.

5. Работа над содержанием сказки.

1. Выборочное чтение.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Прочитайте отрывок, Который соответствует иллюстрации на с. 5.

– Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.

– Прочитайте отрывки, которые раскрывают смысл иллюстрации, данной на с. 9.

2. Беседа по содержанию сказки.

– Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показы­вает, что все люди вокруг трудятся.

– Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков. Прочитайте о превращении стариков в ребят.

3. Характеристика главных героев.

– Одинаково ли было поведение детей? Почему они смогли победить волшебников?

– Как вы относитесь к ребятам? А как к ним относится автор?

6. Работа над пословицами и поговорками.

– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет послови­цы и поговорки? Найдите и объясните их смысл. (

7. Итог урока. – Ребята, чему учит эта сказка?

8. Домашнее задание:

подготовиться к чтению по ролям; нарисо­вать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Урок 46

. «Сказка о потерянном времени»

Цели: знакомить детей с жизнью и творчеством ЕЛ. Швар­ца; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; от­рабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка

Наши руки были в мыле

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

– Прочитайте скороговорку «птичьим базаром».

– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

– Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.-

Кто из вас и как помогает своим родителям дома?

3. Введение в тему урока

– Почему произведение названо сказкой? Что здесь сказочного? (Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И, если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицатель­ных. Не то у Шварца. Отрицательное: трусость, жесто­кость, вероломство – присутствуют в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведениями.

– Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

4. Деление сказки на части. Составление плана.

– Поделим сказку на части и составим план к ней

План сказки.

1. Мальчик Петя Зубов.

2. Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика. .

3. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»

4. В лесном домике.

5. Опасение волшебников.

6. Где же они – дети-старики?

7. Превращенные отыскались.

8. Вежливые школьники.

9. Обратное превращение.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы над сказкой.

. – Какой момент в сказке самый напряженный? Прочитай ­те по ролям эту часть текста.

– Перескажите наиболее интересный, по вашему мнению, эпизод сказки от лица действующего персонажа этого эпизода.

– Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как вы понимаете название сказки?

7. Итог урока.

– Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?

8. Домашнее задание:

сочинить свою сказку о том, как человек избавился от какого-нибудь недостатка.

Урок 47

В. Ю. драгунский. «Главные реки»

Цели: расширить знания детей о творчестве ­кого; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся; учить детей учиться на основе рас­сказа .

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка

Причина

«Причина» – какое удобное слов!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко…

Причину найдешь и дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь… Чего-то там нет,

Но причина-то есть! Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины!

(В. Викторов.)

– Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте шепотом.

– Прочитайте, начиная шепотом, увеличивая силу голоса.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте выразительно.

3. Ознакомление с новым рассказом.

1. Вводная беседа.

– Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина».

– Как вы поняли его смысл? (Высказывания детей.)

– Сейчас мы прочитаем рассказ «Глав­ные реки», который, я думаю, поможет вам избавиться от других недостатков.

2. Первичное чтение рассказа.

Читает учитель и хорошо читающие учащиеся.

3. Беседа после чтения.

– Ваши впечатления от прочитанного?

4. Словарно-лексическая работа

– Подберите синонимы к словам: позор (бесславие, бесчес­тье; стыд (и срам), скандал, позорище; срамота, стыдоба (народно-поэт.); ловко (проворно, юрко; верт­ко (разг.); сноровисто (прост.); 2. удобно.); примчаться (прибежать, приехать); вежливый (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный); бодро (1. молодцом, по-молодецки, лихо (разг.); 2. жизне­радостно.); продекламировать (прочитать, прочесть); вле­пить (поставить, ударить).

5. Физкультминутка.

6. Работа над содержанием сказки.

– От чьего имени ведется рассказ? Почему?

– К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

– Помогают ли герою – подсказки дру­зей?

7. Чтение рассказа по ролям.

– При чтении постарайтесь передать характер героев, отно­шение автора к своему герою.

8. Проверка домашнего задания.

– Какие сказки вы сочинили дома? (Слушаем несколько человек.)

8. Итог урока.

– Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?

9. Домашнее задание:

подготовить пересказ текста от имени Де­ниса;

вспомнить или найти сведения о жизни и творчестве Драгунского.

Урок 48

. «Что любит Мишка»

Цели: расширить знания детей о творчестве ­ского; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять­

Таня любит танцевать!

– Прочитайте стихотворение с разными интонациями.

– Ребята, а что вы любите больше всего на свете?

3. Работа над новым рассказом В. Драгунского.

1. Первичное чтение рассказа «Что любит Мишка».

– О том, что любят друзья Денис и Мишка, расскажет нам Виктор Драгунский.

(Чтение рассказа цепочкой.)

2. Беседа после чтения

– Смешно ли вам было при чтении этого рассказа?

– Почему учитель пения не похвалил Мишку? Отчего мальчик покраснел?

– Как характеризуют ребят их ответы учителю?

3. Словарно-лексическая работа.

– Подберите синонимы к словам: приветливое (ласковое); поведать (рассказать, изложить, сообщить, пересказать, расписать (разг.)); мир (вселенная, земля, сфера).

– Подберите антоним к слову любовь (ненависть).

4. Беседа о чувстве ненависти. .

– Очень сильное чувство ненависть. А что можно ненави­деть?

(Высказывания детей.)

4. Физкультминутка

5. Слово учителя о писателе

Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914 г., неза­долго до начала Первой мировой войны, семья вернулась об­ратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского.

6. Проверка домашнего задания.

– Расскажите рассказ от имени Дениса.

7. Итог урока.

– Чему учит нас автор?

– О чем задумались? Что вас тронуло?

8. Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение рассказа, читать другие рассказы Драгунского.

Урок 49

. «Никакой я горчицы не ел»

Цели: расширить знания детей о творчестве ­на; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

Драчун Петя

Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат, ­

Сам ты в этом виноват!

Драчунов и нытиков

Пусть исправит

Критика.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

– О чем оно?

– Выучите стихотворение за 1 минуту.

(Учитель следит за временем. Через 1 минуту говорит: «Стоп! Слушаем несколько человек».)

3. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение рассказа .

4. Знакомство с новым писателем.

1. Вводная беседа.

– Прочитайте название рассказа.

– Не показалось ли оно вам странным?

– Как вы думаете, о чем рассказ?

– Кто написал этот рассказ?

2. Рассказ учителя о писателе.

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, меч­тавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись

Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Свой­ственные его прозе: этого периода черты как нельзя лучшие под­ходили дни детского повествования, хотя собственно повество­вания в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл созданного и, благодаря таким изменениям сю­жет рассказа, увенчивается чаше всего парадоксальной острой концовкой. Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Мос­кве (1957 г.), на Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975 г.). В 1990 прошла пер­сональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две жи­вописные работы раннего периода были приобретены Государ­ственным русским музеем.

Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

5. Физкультминутка.

6. Работа над рассказом «Никакой я горчицы не ел»

1. Словарно-лексическая работа.

– Найдите значение слова:

ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исклю­чительное право на изобретение.

Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать и др.); угадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку).

2. Чтение рассказа учащимися.

3. Работа над содержанием.

– От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использу­ет такой прием?

– Почему герой попадает в нелепые ситуации?

– Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор?

4. Выразительное чтение по ролям.

7. Итог урока.

– В чем основная мысль рассказа? – Что бы вы посоветовали герою рассказа?

– Почему автор назвал свой рассказ «Никакой Я горчицы не ел»?

8. Домашнее задание: написать мини-сочинение о прогульщике.

Урок 50

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

Цели: обобщить знания учащихся по данному разделу; вос­питывать трудолюбие, внимательное отношение к окружаю­щим; развивать память, творческие способности учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по разделу, который изучили. Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали. В конце урока под­ведем итог, кто же лучше всех учился, кто лучше знает материал.

3. Обсуждение названия раздела.

– Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название?

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Откладывай безделье, да не откладывай дела.

(На размышление дается 2 минуты.)

4. Работа над пословицами и поговорками.

– Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

Поздно поднялся ­

День потерял,

В молодости не учился ­

Жизнь потерял.

Чтобы научиться трудолюбию,

нужны три года,

что­бы научиться лени –

только три дня.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

А тот, кто слушает и разумеет.

Ученику – удача, учителю – радость.

5. Повторение. «Узнайте произведение»

– Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения.

Вам нужно определить их только по одной фразе.

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят». (­кин. «Никакой Я горчицы не ел».)

2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень при­ветливое и радостное». (. «Что любит Миш­ка».)

3. «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е. Л Шварц. «Сказ­ка о потерянном времени».)

4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. (. «Главные реки».)

6. Разгадывание кроссворда

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Трудолюбие. 2. Шварц. 3. Некрасов. 4. Драгунс­кий. 5. Пожарный. 6. Голявкин. 7. Смешно. 8. Время. 9. Метла.

7. Работа по вопросам учебника.

1. Составление рассказа о творчестве (вопрос 4., с. 35).

2. Вопросы 9, 10, с. 36.

8. Проверка домашнего задания.

– Какие мини-сочинения вы написали? (Слушаются несколько из них.)

– Можно ли их включить в данный раздел?

9. Итог урока.

– Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?

10. Домашнее задание:

читать веселые рассказы о детях.

Уроки 51

. «Как я ловил человечков»

Цели: расширить знания детей о творчестве ; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл со­держания рассказа Б. с. Житкова; учить характеризовать глав­ного героя, его поступки; развивать память, речь, мышление.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

(В. Лунин)

– Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

– Прочитайте, разделяя на слоги.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с радостной интонацией.

– Прочитайте с восхищением.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте тихо.

– Прочитайте громко.

– Прочитайте скороговоркой.

– Прочитайте выразительно.

3. Введение в тему.

1. Беседа по содержанию стихотворения В. Лунина.

– Как бы вы озаглавили стихотворение В. Лунина?

– От чьего имени ведется рассказ?

– Почему столько чудес приснилось мальчику? (Скорее всего, он фантазер.)

2. Первичное знакомство с новым разделом.

– Мы начинаем новый раздел. Прочитайте, как он называ­ется. («Страна детства».)

– Как вы понимаете это название?

– Произведения, о ком и о чем повествующие, могут быть помещены в этот раздел?

Произведением какого автора открывается новый раздел?

Что вы о нем помните, какие произведения читали? («Храбрый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку» и др.)

4. Слово учителя о .

Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентяб­ря) 1882 г. в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был к. и. Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революцион­ных событиях. Окончил естественное отделение Новороссий­ского университета (1906 г.) и кораблестроительное – Петер­бургского политехнического института (1916 г.). Был штурма­ном парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроите­лем, преподавателем физики и черчения, руководителем тех­нического училища; много путешествовал.

Печатался с 1924 г., сначала адресуясь ко взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частно­сти, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ле­нинские искры» и др.

Творчество Житкова – классика отечественной детской и, анималистической словесности (продолжение традиции и АЛ. Чехова). Наряду с и Житкова можно считать основоположником на­учно-художественного жанра в детской литературе. Его про­изведения оказали существенное влияние на многих детских писателей.

Умер Житков 19 октября 1938 г.

5. Физкультминутка.

6. Ознакомление с рассказом

1. Первичное чтение учителем и учащимися.

2. Беседа после чтения.

– Понравился ли вам рассказ?

– Какие чувства вы испытали при чтении?

7. Итог урока.

– Какой рассказ прочитали?

– О ком и о чем рассказывает автор?

8. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение расска­за, чтение без ошибок.

Уроки

. «Как я ловил человечков»

Цели: расширить знания детей о творчестве ; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл со­держания рассказа ; учить характеризовать глав­ного героя, его поступки; развивать память, речь, мышление.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое.

Кто это – гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

(В. Лунин)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

– Прочитайте жужжащим чтением.

– Прочитайте шепотом.

– Прочитайте тихим голосом, с ускорением.

– Прочитайте выразительно.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

– О чем это стихотворение, как вы поняли?

– Кто из вас любит фантазировать? О чем? Поделитесь.

3. Работа над рассказом .

– Найдите описание пароходика. Прочитайте об этом.

– Какое впечатление произвело на героя увиденное?

– Най­дите строки, подтверждающие ваш ответ.

– Какие хитрости придумывал Боря, чтобы увидеть чело­вечков?

– Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик?

– Как эти чувства его характеризуют?

4. Физкультминутка.

5. Продолжение работы над рассказом.

1. Характеристика героя.

– Просмотрите текст еще раз, дайте характеристику герою.

– Какой момент рассказа вы считаете самым напряженным?

– Мальчик поступил так, потому что был: жестоким, любознательным, завистливым, жадным?

– Как вы сами относитесь к мальчику?

– А что о своем поступке он думал сам?

2. Творческая работа.

– Представьте себе, что мальчик нашел в пароходике чело­вечков.

Придумайте свой конец рассказа.

– Как вы думаете, что было, когда бабушка узнала о поступке Бори?

6. Итог урока.

– Определите основную мысль произведения Житкова.

– Почему автор придумал именно такое название?

7. Домашнее задание:

подготовить пересказ текста от имени глав­ного героя.

Урок 53

. «Корзинка с еловыми шишками»

Цели: расширить знания детей о творчестве ­ского; помочь детям понять смысл произведения; обучать пра­вильному выразительному чтению; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Пересказ текста от имени главного героя.

3. Введение в тему.

1. Слово учителя о композиторе.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дип­ломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.

В столице Норвегии Григ выступал и в качестве обществен­ного деятеля – в 1871 г. он основал музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии.

В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произве­дений – фортепианный концерт, который называли даже гим­ном Норвегии.

Скончался он 4 сентября 1907 г.

2. Вводная беседа.

– Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем на­чать читать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?

– Прочитайте имя автора.

– Прочитайте название произведения. О чем будет рассказ?

– писал не только о природе. Он встре­чался со многими известными людьми: писателями, по­этами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся.

4. Физкультминутка.

5. Ознакомление с рассказом «Корзина с еловыми шишками»

1. Словарно-лексическая работа.

– Объясните значения слов:

АККОРД – сочетание нескольких музыкальных зву­ков различной высоты, воспринимаемых как звуко­вое единство.

СИМФОНИЧЕСКИЙ – от слова «симфония» – боль­шое музыкальное произведение для оркестра.

БОТФОРТЫ – высокие кавалерийские сапоги.

ПАРЧА – плотная узорчатая шелковая ткань с пере­плетающимися золотыми, серебряными нитями.

ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА – фетр – плотный вяленый материал из высококачественных сортов шерсти.

– Подберите синонимы к словам: швырнуть (бросить); сму­щение (смущенность, замешательство, конфуз, стыд, стес­нение; неловкость, неудобство); волноваться (1) быть в вол­нении, приходить в волнение, горячиться, нервничать, пси­ховать; 2) тревожиться; 3) колыхаться); щедрость (тороватость (устар., прост.)); щедро (не скупясь, по-цар­ски).

– Подберите синонимы к словам: волновались (успокаива­лись); щедрость (скупость).

2. Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.

– Ваши впечатления от прочитанного?

6. Итог урока.

– Что узнали о великом норвежском композиторе?

– Что произвело на вас самое большое впечатление?

7. Домашнее задание:

перечитать текст; вспомнить произведения , основные события его жизни.

Урок 54

. «Корзинка с еловыми шишками»

Цели: расширить знания детей о творчестве ­ского; помочь детям понять смысл произведения; обучать пра­вильному выразительному чтению; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

В гости к лету.

Мы идем лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца.

Может, мы идем за солнцем?

Что же!

Может, и за солнцем!

Может, белка попадется,

Может, ежик ждет нас где-то …

Мы идем гурьбой веселой

Ясным утром

В гости к лету!

(В. Викторов)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

– Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Прочитайте медленно.

Прочитайте с ускорением, выразительно.

2. Беседа после чтения.

– Ребята, а вы любите гулять в лесу, в саду или в парке?

– Чем вас привлекают эти прогулки? О чем вы думаете или мечтаете?

3. Жизнь и творчество .

1. Вводная беседа.

– Назовите писателей, которые очень любили природу, много писали о ней.

– Что вы знаете о жизни и творчестве ?

2. Слово учителя о писателе.

Константин Георгиевич Паустовский родилсямая 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. Пос­ле нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовс­кий учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу ре­петиторством.

В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» (1967 г.) Паустовский писал: «Желание необыкновен­ного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чув­ства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А. Грин.

О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерс­ком краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством напи­санных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона».

Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968г.

4. Работа над содержанием текста.

– Как познакомились герои произведения? О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки? Какое впечатление производила музыка на слушателей? Почему? Найдите описание дома композитора. Найдите описание осени, зимы, белых ночей.

– По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась? Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвя­щена ей?

– Только ли потому, что было названо ее имя?

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы над текстом.

1. Выделение частей, составление плана.

2. Пересказ текста по составленному плану.

7. Итог урока.

– Почему Эдвард Григ решил сделать подарок Дагни Пе­дерсен?

– Что сделало Эдварда Грига бессмертным?

8. Домашнее задание: найти в тексте, выписать в тетрадь эпитеты и олицетворения.

Урок 55

. «Елка»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством ; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

– Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной воздух, ше­лест листьев, горные леса, осенний наряд и др.)

– Какие олицетворения вы встретили в тексте? (Эхо – как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись… и др.)

3. Введение в тему. Актуализация знаний

1. Вводная беседа.

– Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Елка)

– Сегодня мы познакомимся с рассказом «Елка».

О писателе.

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в семье художника в Петербурге (по другим сведениям в Полта­ве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербур­гский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов; командовал бата­льоном; был трижды ранен, отравлен газами, окончил войну в чине штабс-капитана….

Умер Зощенко 22 июля 1958 г. в Ленинграде; похоронен в Сестрорецке.

4. Физкультминутка

5. Работа над рассказом

1. Чтение рассказа учителем.

– Я вижу, что рассказ вам понравился. А что особенно? (Дети делятся впечатлениями.)

2. Словарно-лексическая работа.

– Объясните значение выражения «золотушный». (Больной, истощенный ребенок.)

– Подберите синонимы к словам: длинновязая (высокая, высоченная, длинная); худенькие (худощавые, сухие, исху­далые, жилистые, тощие, костлявые, отощалые).

3. Характеристика героев.

– Кто главные герои рассказа? Как наряжали елку сто лет назад? Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?

– Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

– Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными?

– Зачем Зощенко его написал?

6. Итог урока

– Были ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать? Чему они вас научили?

Домашнее задание:

подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы; нарисовать иллюстрации к тексту.

Урок 56

Обобщение по разделу «Страна Детства»

Цели: повторить и обобщить изученный материал; разви­вать навыки сравнения, сопоставления, логического мыш­ления.

Ход урока

1. Организационный момент

– Прежде чем начать урок, вспомним, как называется раз­дел, произведения которого мы закончили изучать.

2. Конкурсная программа

– Разделимся на 2 команды.

– Придумайте названия и девиз. Они должны быть созвучны с темой раздела.

– Какое произведение открывает раздел? («Как я ловил че­ловечков».)

– Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года. (Минька и Леля.)

– Эта девочка вдохновила великого композитора. (Дагни.)

– Обиженная тетя предсказала Миньке будущее, что он будет… (разбойником).

– Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки. (Леденец.)

– Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? (К бабушке.)

– В каком городе родился ? (В Москве.)

– Где провел детство Б. Житков? (В Одессе.)

3. «Модернизированные пословицы и поговорки»

– Изменив всего лишь одно или два слова, верните совре­менным пословицам и поговоркам их прежнее звучание. Объясните их смысл.

По лесу надо с корзинкой ходить. (По лесу надо с умом ходить.)

Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. (Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

Испокон века телевизор растит человека. (Испокон века книга растит человека.)

Первая двойка прощается. (Первая вина прощается.) На шпаргалке далеко не уедешь. (На обмане далеко не уедешь.)

4. «Проверь себя»

1-я команда готовит ответы на вопросы 3, 9, с. 65-66.

2-я команда готовит ответы на вопросы 7,8, с. 65-66.

5. «Назовите произведение и его автора»

– Отгадайте загаданное слово в пословицах и поговорках, догадайтесь, к какому произведению оно является клю­чевым.

1-й команде:

Поздний он гложет кость.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выго­нишь.

Незваный он хуже татарина. (Гость. «Елка». .)

2- й команде:

Не вся та она, что звучит.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here