Объясни значение слов и выражений окладистая борода керосиновая лампа

Предлагаем ознакомиться с темой: "объясни значение слов и выражений окладистая борода керосиновая лампа", включая последние тенденции.

ОКЛАДИСТЫЙ ОКЛАДИСТЫЙ

ОКЛА́ДИСТЫЙ, окладистая, окладистое; окладист, окладиста, окладисто. Широкий и густой (о бороде). Мягкая окладистая борода.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы :

Смотреть что такое “ОКЛАДИСТЫЙ” в других словарях:

  • окладистый — См …   Словарь синонимов

  • ОКЛАДИСТЫЙ — ОКЛАДИСТЫЙ, ая, ое; ист. О бороде: широкий и густой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Окладистый — См. покладистый В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • Окладистый — прил. Во всю ширину лица (о бороде). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • окладистый — окладистый, окладистая, окладистое, окладистые, окладистого, окладистой, окладистого, окладистых, окладистому, окладистой, окладистому, окладистым, окладистый, окладистую, окладистое, окладистые, окладистого, окладистую, окладистое, окладистых,… …   Формы слов

  • окладистый — окл адистый …   Русский орфографический словарь

  • окладистый — …   Орфографический словарь русского языка

  • окладистый — ая, ое; дист, а, о. Широкий, во всю ширину лица (о бороде). Гость усмехнулся в окладистую бороду …   Энциклопедический словарь

  • окладистый — ая, ое; дист, а, о. Широкий, во всю ширину лица (о бороде) Гость усмехнулся в окладистую бороду …   Словарь многих выражений

  • окладистый — ая, ое.    1. Широкий, полный, упитанный.    ► Какое болен? Поперек себя толще, и лицо такое, Бог с ним, окладистое. // Тургенев. Записки охотника //    2. Широкий, густой (о бороде).    ► Четвертый был мужик, очень красивый, с… …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Рабочая тетрадь

по литературному чтению

4 класс

Разработала:

учитель начальных классов

Сайранова Лилия Азатовна

П. Игрим,

2007 – 2010г.

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2005г).

Используется для работы с четвероклассниками параллельно с книгой для чтения. Тетрадь организует читательскую деятельность учащихся, помогает глубже усвоить содержание учебника.

Рабочая тетрадь предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий.

Включает систему заданий к произведениям, вошедшим в учебник.

Тетрадь призвана ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

Разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания вовлекают детей в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь, повышают уровень начитанности и создают условия для дифференцированной работы на уроке.

Тетрадь разработана в чёрно-белом варианте, с целью развития творческого воображения. Ученик при работе с текстом определяет цветовую гамму произведения и самостоятельно оформляет страницу в цвете.

Данная тетрадь направлена:

1) На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

2) На становление всех форм общения, слушания, чтения, говорения, письма;

3) На познание окружающего мира и самого себя

Соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Тетрадь

по литературному чтению

учени__________ класса___

_____________ школы ____

________________________

________________________

Путеводитель:

· Выполни новое задание

· Работай устно

· Запомни!

¶ В помощь возьми карандаш

* Смотри словарь умных слов

** Смотри словарь настроений

· Тебе в помощь

Ј Твоя творческая работа

Т Смотри толковый словарь

· Подсказка

· Это интересно

Летописи, былины, сказания, жития

· Как ты понимаешь слово «летопись»? Найди ответ в учебнике и допиши предложение

Летопись – _____________________________________________________________

· Знаешь ли ты, в какой стране находился Царьград?

Царьград – древнерусское название города Константинополя, ныне Стамбула. Стамбул – крупный город в Турции. В те времена эта страна называлась Византией.

· Собери и прочитай скороговорку

летит по пыль полю

копыт от топота

· Кого из русских богатырей ты знаешь? Напиши

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

T Подбери к устаревшим словам современную «пару»:

Дарован – ___________________________________________________________________

Пуще – ______________________________________________________________________

Надобно – ___________________________________________________________________Испить, выкушать – __________________________________________________________

Прекословить – _______________________________________________________________

Схоронился – _________________________________________________________________

Стольный град – ______________________________________________________________

· Какие произведения из этого раздела ты прочитал?

________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Обведи жанр произведения «Ильины три поездочки»:

А) сказка

Б) быль

В) летопись

Г) былина

· Напиши, какие качества характера Ильи Муромца вызывают у тебя уважение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чудесный мир классики

Пётр Павлович Ершов

· Соедини устаревшее слово-архаизм с его современной «парой»:

Соглядать глаза

Сызнова город

Очи говорить, рассказывать

(Стольный) град увидеть

Сказывать снова, опять

· Объясни выражение

Деньги счётом принимали -_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________

· Как описана кобылица? Впиши пропущенные слова. Подчеркни сравнение

Вдруг о полночь конь заржал

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел ______________,

Кобылица та была

Вся, как ____________________, ____________,

_______________ в землю, _____________________,

В мелки ____________________ завитая.

· Какие наказы дала кобылица Ивану? Подчеркни

Наконец она устала.

«Ну, Иван, – ему сказала, –

Коль умел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

Дай мне место для покою

Да ухаживай за мною,

Сколько смыслишь. Да смотри,

По три утрени зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

По исходе же трёх дней

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за чёрную, слышь, бабку»

· Каких героев сказки ты запомнил?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Собери строфу. Проверь по учебнику

Тут народ зашевелился, ________________________________________________________

И под песню дурака ___________________________________________________________

Но Иван и сам не прост – _______________________________________________________

Крепко держится за хвост. ______________________________________________________

Шапки снял и расступился. _____________________________________________________

Кони пляшут трепака. __________________________________________________________

· «Он свищет посвистом Ильи».

Какого былинного героя вспоминает поэт? Запиши имя героя и название былины.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Александр Сергеевич Пушкин

Стихи

· Подчеркни эпитеты. Соедини стрелками рифмы

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

· Какое время года ты особенно любишь? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¶ Нарисуй рисунок.

Моё любимое время года

· Перечитай стихотворение «Птичка». Впиши слова, с которыми А.С. Пушкин обращается к своей няне.

________________________________________________

________________________________________________

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

· Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин?

1._______________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

· Найди описание новой царицы

_________________________________________________

_________________________________________________

· Объясни выражение «И умом и всем взяла»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

T Объясни значение слов:

Ломлива – ____________________________________________________________________

Своенравна – _________________________________________________________________

· Подбери синонимы к словам:

Своенравный – ________________________________________________________________

Мерзкий – _____________________________________________________________________

Желанный – ___________________________________________________________________

Грозно – ______________________________________________________________________

Изумлённый – _________________________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Жданный – ___________________________________________________________________

Грешен – _____________________________________________________________________

· Запиши пять наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся

______________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·Михаил Юрьевич Лермонтов

Дары Терека

· Терек – река на Северном Кавказе. Впадает в Каспийское море.

· Объясни значение выражения:

Утесистые громады – __________________________________________________________

· Подбери синонимы к словам:

Дикий – ______________________________________________________________________

Лукавый – ____________________________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Вечно – _______________________________________________________________________

Отдохнуть – __________________________________________________________________

Ашик – Кериб

· Ашик – в переводе означает народный певец, музыкант.

Кериб – бедный человек, бедняк.

· Запиши имена героев сказки

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Уточни значение некоторых слов:

Пророк – 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов;

2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь

Зарок – клятвенное обещание не делать что-либо

Сааз – турецкая балалайка

Паша – в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших сановников и генералов, а также лицо, носящее этот титул

Намаз – (ислам) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана

· Кто помог Ашик-Керибу вернуться домой? Впиши

Тогда он убедился, что его _____________________ был не кто иной, как _____________ .

· Докажи, какая это сказка: бытовая, о животных или волшебная. Допиши предложение

Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» – ___________________________, потому что в ней ____________________________________________________________________

Лев Николаевич Толстой

Детство

· Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, умер в 1910. Всю свою жизнь он посвятил литературе. Полное собрание сочинений составляет 90 томов. Родился и жил в основном в Ясной Поляне. Там он открыл школу для крестьянских детей. Он сам написал для них учебник.

· Какие события описывает Л.Н. Толстой в главе «Детство»?

· Как ты думаешь, что здесь важнее – описание событий или переживаний мальчика?

_____________________________________________________________________________

· Составь рассказ о своём детстве. Какие эпизоды тебе запомнились? Почему?

_______

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·Антон Павлович Чехов

Мальчики

· Знаешь ли ты, что такое Рождество? Это один из главных праздников христианской церкви. В Росси этот праздник отмечают 7 января в память о рождении Иисуса Христа. Накануне Рождества православные верующие соблюдают пост, то есть не едят мясной и молочной пищи.

· Уточни значение некоторых слов:

Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком

Башлык – суконный тёплый головной убор – остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки

Сюртук – род длинного двубортного пиджака, обычно в талию

Самоеды – старое название ненцев и некоторых других северных народов

Пампасы – южноамериканские степи

Мустанг – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий

Москит – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы

Чечевица – растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые, зёрна

Флигель – постройка с боку главного здания или дом во дворе большого здания

Приказчик – 1) наёмный служащий в торговом заведении, продавец;

2) управляющий имением помещика

Урядник – 1) в царской армии: казачий унтер-офицер;

2) в царской России: нижний чин уездной полиции

· Подбери синонимы к словам:

Испуганно – __________________________________________________________________

Озябший – ____________________________________________________________________

Зачинщик – ___________________________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Увлекательный – ______________________________________________________________

Неустрашимый – ______________________________________________________________

· Составь план рассказа, по которому можно подготовить пересказ текста

_________________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Обобщение по разделу

«Чудесный мир классики»

· Узнай произведение из изученного раздела по пословице:

Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся ________________________________________

Хотя с нуждою, а добился чести _________________________________________________

Живи добрее, будешь всем милее ________________________________________________

Чем крепче дружба, тем легче служба _____________________________________________

· Проза – нестихотворная литература, в отличие от поэзии

· Узнай произведение по опорным словам:

Маленький человек ____________________________________________________________

Калифорния __________________________________________________________________

Америка______________________________________________________________________

Бизоны_______________________________________________________________________

Мустанги_____________________________________________________________________

«Монтигомо Ястребиный Коготь»________________________________________________

· Соедини стрелочкой фамилию писателя с его именем и отчеством

1. Ершов Антон Павлович

2. Пушкин Лев Николаевич

3. Лермонтов Михаил Юрьевич

4. Толстой Пётр Николаевич

5. Чехов Александр Сергеевич

Фёдор Иванович Тютчев

Стихи

· Уточни значение некоторых слов:

Воздвигнуться – соорудиться, построиться

Изнемочь – потерять силы, ослабеть

Нега – блаженство

· Прочитай выразительно стихотворения Ф.И. Тютчева

· Объясни выражения:

А воздух уж весною дышит – ___________________________________________________

Сквозь редеющий сон – _________________________________________________________

· Подбери синонимы к словам:

Невольно – ___________________________________________________________________

Влажный – ___________________________________________________________________

Мгновение – __________________________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Весел – ______________________________________________________________________

Побледнел – __________________________________________________________________

· Найди эпитеты* вместе со словами, к которым они относятся. Объясни их значение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Афанасий Афанасьевич Фет

Стихи

· При помощи пословиц и поговорок узнай, о чём идёт речь:

Без него и трава не растёт.

Мокрому он не страшен.

Будь он – будут и грибки.

______________________

· Отгадай загадку:

Не птичка, а с крыльями ________________________________________________________

· Как ты понимаешь выражения:

В разрыве облак солнце блещет – _________________________________________________

Качаясь, движется завеса – _____________________________________________________

· Подбери синоним к слову

Сверкнув – ____________________________________________________________________

· Подбери антоним к слову

Спешу – ______________________________________________________________________

¶ Нарисуй иллюстрацию к любому из стихотворений А.А. Фета

Евгений Абрамович Баратынский

Стихи

· Прочитай пословицы, объясни их смысл:

Весной что рекой прольёт – капли не видно, осенью ситом просеет – хоть ведром черпай.

Зима не лето – в шубу одета.

Идёт Варюха – береги нос да ухо.

· Подбери синонимы и антонимы к словам:

Слово

Синоним

Антоним

Шумный

Торжествующий

Лазурь

Взревев

Ропот

Бушует

Немеет

· Найди эпитеты* вместе со словами, к которым они относятся:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¶ Нарисуй иллюстрацию к любому стихотворению Е.А. Баратынского

Алексей Николаевич Плещеев

Иван Савич Никитин

Стихи

· При помощи пословиц отгадай, о ком или о чём идёт речь:

Всякая она сети боится.

Всякая она своим пером красуется.

Где она ни летает, а своё гнездо знает.

Ей даны крылья, а человеку – разум.

_______________________________

· Подбери синонимы к словам:

Детки – __________________________________________________

Подруга – ________________________________________________

Грезит – _________________________________________________

Восторг – ________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Звонкий – ________________________________________________

Прохладный – ____________________________________________

Восторг – _______________________________________________

· Найди эпитеты в стихотворении И.С. Никитина. Запиши

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

T Объясни значение слова

Межа – ______________________________________________________________________

Николай Алексеевич Некрасов

Иван Алексеевич Бунин

Стихи

· Подбери синонимы к словам:

Славных – ___________________________________________________________________

Разумен – ____________________________________________________________________

Лиловый – ____________________________________________________________________

Золотой – ____________________________________________________________________

Багряный – ____________________________________________________________________

· Объясни слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

T Объясни значения слов:

Сумерки – ____________________________________________________________________

Салазки – _____________________________________________________________________

¶ Выполни иллюстрацию к любому стихотворению. Дай название своему рисунку

_____________________________________________________________________________

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь»

· Вспомни поэтов:

В 12 лет поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? ________________________________________________

Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство ________________________________________________

Пушкин сказал о нём: «оригинален – ибо мыслит» ________________________________________________

Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь ________________________________________________

Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города _________________________________________________

От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели _________________________________

Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове ________________________________

· Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это была любимая игра в России в XIX веке

· Напиши по вертикали слово. Попробуй написать свой акростих

Владимир Фёдорович Одоевский

Городок в табакерке

· Восстанови пословицы:

Всякое дело человеком _______________________, человеком и _____________________

Дело не комар: _______________________________________________________________

Доброе дело без ______________________________________________________________

Суди о людях не по словам, ____________________

· А по делам; славится; ставится; награды не останется; от него не отмахнёшься

· Уточни значение некоторых слов:

Табакерка – коробочка для табака

Уверился – убедился, удостоверился

Померкли – постепенно утрачивали яркость, блеск

Затеплилась звёздочка – начала загораться

Мудрено – 1) загадочно, непонятно;

2) трудно, замысловато;

3) трудно, сложно

Право – (разг.) действительно, в самом деле правда

Извольте – 1) обозначает строгое побуждение к соответствующему действию;

2) выражение согласия, хорошо, пусть будет так (разг.)

С сими словами – с этими словами

Учтиво – очень весело

Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие

Досадно – с чувством раздражения, неудовольствия, вследствие неудачи, обиды

Мостовая вымощена перламутром: вымощена – выложена, перламутр – твёрдый внутренний слой раковины некоторых моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской

· Подбери синонимы к слову папенька:

_____________________________________________________________________________

· Раздели сказку на части. Составь план к ней:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·______________

_______________________________________________________________________

Всеволод Михайлович Гаршин

Сказка о жабе и розе

· Отгадай загадки:

Глаза бычьи, а сама с кулак _____________________________________________________

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь – поставь меня в вазу

Но с буквою К в огород я пойду

И, если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу _______________________________________________________

· Уточни значение некоторых слов:

Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения

Коровяк – род трав и полукустарников. Коровяк обыкновенный или медвежье ухо. Коровяк лекарственный. Некоторые виды декоративны

Пронизать – резко проникнуть внутрь кого-нибудь, чего-нибудь, сквозь кого-нибудь, чего-нибудь

· Найди сходства и различия:

Сходство

Роза и жаба

Различие

Роза и жаба

· Какие чувства вызывает эта сказка? Напиши

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Дай сказке другое название

_____________________________________________________________________________

· Как мальчик относился к ёжику? Какие слова говорят об этом.

· Есть ли здесь сравнение? Подчеркни

И ёжик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверёк ещё больше съёжился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.

Павел Петрович Бажов

Серебряное копытце

· В какой последовательности происходят события в сказе? Пронумеруй

· Дарёнка и Кокованя отправляются в лес

· Кокованя забирает к себе Дарёнку

· Старик рассказывает про козлика Серебряное копытце

· Дарёнка и кошка остаются одни

· Кокованя вернулся

· Козлик появился

· Камни драгоценные

· О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку

А) Человек должен любить животных

Б) Очень важно быть скромным

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены

· Определи, чем отличаются друг от друга сказка и сказ. Отметь отличия

Сказ Сказка

· Описание реальных событий

· Вымысел

с элементами сказки, вымысла

Главная тема – жизнь и быт

· Сказочные герои и события

рабочих Урала

Главные герои – рабочие, мастера,

· Сказочные предметы

добытчики _________________________________

Есть сказочные герои и события _________________________________

Есть волшебные предметы _________________________________

Рассказчик _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ __________________________________

________________________________ __________________________________

· Подготовься к устному рассказу о козлике Серебряное копытце по тексту 2-й части: впиши нужные слова

Козлик этот ___________________. У него на правой ___________________ ноге ______________________ копытце. Ростом он не выше ____________________, ножки ______________________, головка _____________________. А рожки у козлика ______________________. Шёрстка у него летом ___________________, а зимой ______________________________. Кормится _____________________________________.

Обобщение по разделу

«Литературные сказки»

· Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?

Продаю пиявок. Цена договорная __________________________________________

Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли

_______________________________________________________________________

Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами ______________________________________________

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света _________________________

Сплю и вижу принца _____________________________________________________

Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения _________________________________________________________________

Возьму оброк со всех, даже с чертей ________________________________________

Развлечения для вас: пою песенки, грызу орешки _____________________________

· Отгадай слово. Вспомни, в какой прочитанной сказке из пройденного раздела встречается этот предмет

Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год

Ласточка день начинает, а он кончает

Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка

_______________________________________________________________________

Мал горшок, да её варит

Сам её заварил, сам её и расхлёбывай

Её маслом не испортишь

_______________________________________________________________________

· Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения*?

· Приведи примеры __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ј Моя сказка

Тебе предлагаются слова, связанные известным тебе сюжетом, и одно постороннее слово: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолёт

___________________________________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Евгений Львович Шварц

Сказка о потерянном времени

· Отгадай загадки:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его ____________________________________________

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас _________________________________________________

· Уточни значение некоторых слов:

Окладистая (борода) – широкая и густая

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина

Ходики – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

· Подбери синонимы к словам:

Хмурый – _____________________________________________________________________

Сберечь – _____________________________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Состариться – ________________________________________________________________

Трудиться – ___________________________________________________________________

· Найди пословицы и поговорки в сказке. Запиши

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Составь план сказки:

___________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ј Моя сказка

Сочини сказку о том, как человек избавился от какого-нибудь недостатка

_______________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Виктор Юзефович Драгунский

Главные реки

Что любит Мишка

Виктор Владимирович Голявкин

Никакой я горчицы не ел

· Подбери синонимы к словам:

Приветливое – ________________________________________________________________

Поведать – ___________________________________________________________________

Мир – ________________________________________________________________________

Помочь – _____________________________________________________________________

Угадать – ____________________________________________________________________

· Подбери антоним к слову мир _________________________________________________

Т Найди значение слова:

Патент – _____________________________________________________________________

· Как ты понимаешь выражения?

Гляди-ка, парень как рот раскрыл

Попусту не катайся

· Какие рассказы ты прочитал? Выбери ответ или напиши свой

· исторический ______________________________________________

· юмористический ______________________________________________

· фантастический ______________________________________________

Обобщение по разделу

«Делу время – потехе час»

· К каким произведениям раздела можно отнести пословицы?

Поздно поднялся – день потерял,

В молодости не учился – жизнь потерял

_____________________________________________________________________________

Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня

_____________________________________________________________________________

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет

_____________________________________________________________________________

Ученику – удача, учителю – радость

_____________________________________________________________________________

· По одной фразе узнай произведение

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

__________________________________________________________________________

«Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное»

__________________________________________________________________________

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу»

__________________________________________________________________________

«Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

__________________________________________________________________________

Ј Моё сочинение

Напиши мини-сочинение о прогульщике

_________________________________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Борис Степанович Житков

Как я ловил человечков

· Уточни значение некоторых слов:

Корма – задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств

Мачта – вертикальная конструкция на палубе, сооружение в виде укреплённого столба для разных технических целей

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна

· Объясни выражение:

«Я сейчас вернусь, живым духом» ________________________________________________

· Найди описание пароходика

Он был совсем _____________________, только ____________________. У него была ____________________: ____________________ и на ней два ____________________ пояса. И две ___________________. А от ___________________ шли к бортам _____________________ ____________________. На корме стояла ____________________, как ___________________. _____________________, с _________________________ и ______________________. А уж совсем на корме – __________________ _______________ ____________________. Снизу под кормой – __________________. И блестел перед рулём _____________________, как медная _______________________. На носу два __________.

Ј Мой рассказ

Представь себе, что мальчик нашёл в пароходике человечков. Придумай свой конец рассказа

__________________________________________________________________________________________________________________________

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Константин Георгиевич Паустовский

Корзинка с еловыми шишками

Т Объясни значение слов:

Аккорд – ______________________________________________________________________

Симфонический – ______________________________________________________________

Ботфорты – __________________________________________________________________

Парча – ______________________________________________________________________

· Подбери синонимы к словам:

Швырнуть – __________________________________________________________________

Смущение – ___________________________________________________________________

Волноваться – ________________________________________________________________

Щедро – _____________________________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Волновались – ________________________________________________________________

Щедрость – _________________________________________________________________

· Вспомни писателей, которые очень любили природу, много писали о ней

_____________________________________________________________________________

Найди описание дома композитора

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Составь план

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

· Найди в тексте эпитеты* и олицетворения*. Запиши в тетрадь

Эпитеты: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Михаил Михайлович Зощенко

Ёлка

· Объясни значение выражения «золотушный»

· Подбери антонимы и синонимы к словам:

Синонимы

Антонимы

Длинновязая

Худенькие

· Назови главных героев рассказа

· Дай характеристику ребятам

Минька

Лёля

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

· Какие слова в рассказе ты считаешь самыми главными? Запиши

¶ Нарисуй иллюстрацию к рассказу

Обобщение по разделу

«Страна детства»

· Как ты знаешь произведения из раздела «Страна детства»?

Какое произведение открывает раздел?

__________________________________________________________________________

Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года

Эта девочка вдохновила великого композитора _______________________________

Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет ____________________

Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки __________________

Этот инструмент мог петь обо всём _________________________________________

· Где это было?

Где проводил осень Эдвард Григ? _________________________________________

Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? ___________________________

В каком городе родился Константин Георгиевич Паустовский? _________________

Где провёл детство Борис Житков? _________________________________________

В Санкт-Петербурге, в семье художника родился _____________________________

· Изменив одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание

По лесу надо с корзинкой ходить _________________________________________________

Скучен день до вечера, коли делать уроки _________________________________________

Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать _______________________________________

Испокон века телевизор растит человека __________________________________________

Первая двойка прощается _______________________________________________________

На шпаргалке далеко не уедешь __________________________________________________

· Запиши два вопроса по произведениям раздела

· О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести?

Ворота открыты, а он в подворотню лезет

За тараканом – с барабаном, за комаром – с топором

Зачем туда с топором, где нож положен

Валерий Яковлевич Брюсов

Сергей Александрович Есенин

Марина Ивановна Цветаева

Стихи

Т Объясни значения слов:

Дебри – _______________________________________________________________________

Гиппопотам – _________________________________________________________________

Опостылеть – _________________________________________________________________

· Подбери синоним к словам:

Упрямо – _____________________________________________________________________

Притворяться – _______________________________________________________________

Даль – ________________________________________________________________________

· Подбери антоним к словам:

Возмущать – _________________________________________________________________

Загалдеть – __________________________________________________________________

Сон – ________________________________________________________________________

· Из стихотворения Марины Ивановны Цветаевой выпиши эпитеты* вместе со словами, к которым они относятся

· Найди олицетворения*

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Приёмыш

· Уточни значение некоторых слов:

Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение;

2) тяжеловесное снаряжение

Протока – 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма;

2) узкая соединительная полость, канал

Сайма – рыбацкая стоянка

Т Найди значения слов:

Лесничий – ____________________________________________________________________

Егерь – _______________________________________________________________________

· Дай краткую характеристику Тарасу

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Что было бы правильнее? Выбери ответ:

А) поступить так, как это сделал Тарас;

Б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

В) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей

Ј Мой рассказ

Придумай, что случилось с Приёмышем дальше

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Александр Иванович Куприн

Барбос и Жулька

· Уточни значение некоторых слов:

Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды

· Объясни выражение: «бывал унизан колючими «репяхами»»

_____________________________________________________________________________

· Подбери синонимы к словам:

Льстивый – ___________________________________________________________________

Мучение – _____________________________________________________________________

· Подбери антоним к словам:

Сходство – ___________________________________________________________________

Взволнован – __________________________________________________________________

· Охарактеризуй Барбоса и Жульку. Докажи цитатами из текста

Барбос

Жулька

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

· Какие отношения сложились между собаками? Докажи выдержками из текста

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Какие из пословиц можно отнести к нашему рассказу? Отметь знаком

·

· Легко подружиться, тяжело разлучиться

· Кто не испытал дружбы, тот не жил

· Будь верен до смерти

· При верном псе и сторож спит

Михаил Михайлович Пришвин

Выскочка

· Расположи слова в правильном порядке. Прочитай пословицы

Человек, пером, а, птица, умом, красна ____________________________________________

Голова, ног, ума, не, у, просит ___________________________________________________

Дурак, а, умный, любит, учит, учиться

· Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у неё легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у неё зоркий.

Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет ещё глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.

Самка откладывает 5-8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит её, а затем и появившихся птенцов. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами.

Птица эта осторожна, но постоянна на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая. Горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или ещё где-нибудь/

Ј Мой рассказ

Напиши свою историю из наблюдений за животными

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виктор Петрович Астафьев

Стрижонок Скрип

· Прочитай пословицы, догадайся, о ком в них говорится

Птица рада весне, а дитя – ей

Сердце её лучше солнца греет

Роднее её родни нет

_________________________

· Уточни значение некоторых слов:

Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости

Заполошно – (прост.) суматошно, неспокойно, взбалмошно

Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному

Яр – крутой берег, обрыв

· Составь план к рассказу

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

· Дай характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Прочитай самостоятельно рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Выпиши в две колонки эпитеты для описания лебедей и стрижей

Лебеди

Стрижи

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Обобщение по разделу

«Природа и мы»

· Соедини автора с его произведением

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Выскочка»

Александр Иванович Куприн «Кабан»

Виктор Петрович Астафьев «Приёмыш»

Евгений Иванович Чарушин «Стрижонок Скрип»

Михаил Михайлович Пришвин «Барбос и Жулька»

· Назови произведение

Какое произведение открывает раздел? ___________________________________________

В этом произведении сорока лишилась хвоста _____________________________________

Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

_____________________________________________________________________________

Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

_____________________________________________________________________________

Они были разными, но дружба их – крепкой _______________________________________

Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

_____________________________________________________________________________

· Узнай по описанию:

Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, – он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица!

________________________________________________________________________

Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди

________________________________________________________________________

Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит

________________________________________________________________________

Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать

________________________________________________________________________

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

________________________________________________________________________

Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов

________________________________________________________________________

Борис Леонидович Пастернак

Золотая осень

Сергей Антонович Клычков

Весна в лесу

Дмитрий Борисович Кедрин

Бабье лето

Николай Михайлович Рубцов

Сентябрь

Сергей Александрович Есенин

Лебёдушка

Т Объясни значение слов:

Чертог – _______________________________________________________________

Каталог – ______________________________________________________________

· Какие сравнения* и выразительные слова использует Б.Л. Пастернак в своём стихотворении?

_____________________________________________________________________________

· Уточни значение некоторых слов:

Утренник – 1) утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей);

2) утренний мороз весной или осенью

Рудый – 1) красный;

2) рыжий

Лом – ломаные или годные только для переработки предметы

Никнуть – 1) опускаться, пригибаться;

2) (перен.) ослабевать, становиться вялым, бессильным

Клохтать – о курах и самках некоторых других птиц: кудахтать, издавать короткие, повторяющиеся звуки

Сойка – пёстрая лесная птица

Свирелка – свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника

· Подбери синонимы к словам:

Рёв – _________________________________________________________________________

Кружиться – __________________________________________________________________

Чудный – _____________________________________________________________________

Зябкий – ______________________________________________________________________

Быстрый – ____________________________________________________________________

· Подбери антонимы к словам:

Мягкий – _____________________________________________________________________

Никнуть – ____________________________________________________________________

Зябкий – ______________________________________________________________________

Поздний – _____________________________________________________________________

· Из стихотворения Д.Б. Кедрина «Бабье лето» найди эпитеты*, к которым они относятся

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ј Моё сочинение

Напиши мини-сочинение о бабьем лете

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Найди сравнения*, олицетворения* в стихотворении Н.М. Рубцова «Сентябрь»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Перечитай строчки стихотворения. Подчеркни слова, которые помогают понять, как меняется настроение автора

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября

· Как С.А. Есенин показывает в своём стихотворении, что лебёдушка была хорошей матерью? Выпиши слова из произведения

___________________________________________________________________________

· Какие враги есть у лебедей?

____________________________________________________________________________

Обобщение по разделу

«Поэзии прекрасные страницы»

· По двум строчкам узнай произведение (напиши автора и название):

И зари вишнёвый клей

Застывает в виде сгустка

________________________________________________________________________

И когда гроза скрывалася,

Снова бегали – резвилися

________________________________________________________________________

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой

________________________________________________________________________

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня

________________________________________________________________________

Как гуляет перед бором

Чудный страничек в кустах

________________________________________________________________________

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

________________________________________________________________________

Паутинок лёгких пряжа

Обвилась вокруг сучка

________________________________________________________________________

Липы обруч золотой –

Как венец новобрачной

________________________________________________________________________

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие

________________________________________________________________________

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху

________________________________________________________________________

Иван Саввич Никитин

Русь

Спиридон Дмитриевич Дрожжин

Родине

Анатолий Владимирович Жигулин

О, Родина!

Борис Абрамович Слуцкий

Лошади в океане

· Составь из данных частей предложений пословицы:

Родина – мать, что соловей без песни

Человек без Родины, во сне снится

На чужбине родная землица умей за неё постоять

· Подбери слова, близкие по значению к слову Родина

_____________________________________________________________________________

· Найди слова в стихотворении «Русь» И.С. Никитина, которые подтверждают то, что никто не мог завоевать русскую землю

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Составь план стихотворения «Русь»:

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________

· Найди слова, которые находит С.С. Дрожжин для того, чтобы передать чувства к своей Родине

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Найди цитаты, которые выражают отношение Б.А. Слуцкого к гибнувшим лошадям

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщение по разделу

«Родина»

· Назови полное имя поэта

Дрожжин ______________________________________________________________

Слуцкий _______________________________________________________________

Никитин _______________________________________________________________

Жигулин _______________________________________________________________

· По двум строчкам узнай произведение и его автора

Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли

________________________________________________________________________

А в каждом шелест листов

Твой голос узнаю

________________________________________________________________________

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё

________________________________________________________________________

Посмотрю на юг –

Нивы зрелые

________________________________________________________________________

¶ Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся стихотворению

Евгений Серафимович Велтистов

Приключения Электроника

· Знаешь ли ты, что слово фантастика произошло от слова фантазия? Слово фантазия греческое по происхождению и обозначает воображение

· Прочитай стихотворение Г. Сапгира «Люди и машины»

Люди очень долго думали

И додумались, придумали,

Чтоб машины тоже думали,

Помогая людям, думали.

И машины эти думали,

Что на самом деле думали.

А на самом деле думали

Люди – те, что их придумали.

· Подчеркни в стихотворении строчки, в которых выражается точка зрения автора на проблему «люди и машины»

· А если бы у тебя был робот-двойник, в какой роли ты бы хотел его видеть?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Сравни робота и человека. Сделай вывод

Робот

Человек

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Слова для справок: машина, чувствует, не может чувствовать, существует сам по себе, одинок, ему не нужны другие

· Сделай вывод, какого героя называют фантастическим

Фантастический герой связан с достижениями _______________________________,

Он необычен, часто похож на _________________________, писатель воплощает в нём свою мечту о _________________________________________________________________.

¶ Нарисуй своего робота-двойника. В чём он обязательно должен быть похож на тебя?

Кир Булычев

Путешествие Алисы

· Прочитай выразительно стихотворение

В чудной стране,

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране

Ты почему не веришь мне?

(И. Токмакова)

· Запиши имена существительные, которые действуют, как живые

_____________________________________________________________________________

· Найди многозначное слово ___________________________________________________

· Охарактеризуй Алису. Какой она была?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¶ Составь картинный план к произведению

Обобщение по разделу

«Путешествие по стране фантазии»

· Что общего между фантастической литературой и сказкой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Узнай их

Сильная боязнь имеет большие органы зрения

________________________________________________________________________

Скорость движения обратно пропорционально пройденному расстоянию

________________________________________________________________________

Количество настоящих друзей в экстремальных условиях увеличивается в два раза

________________________________________________________________________

При увеличении числа идущих в два раза расстояние, которое требуется пройти, во стольку же раз сокращается

________________________________________________________________________

· Узнай автора:

Первой научно-фантастической публикацией этого писателя стала повесть «Приключения на дне моря»

________________________________________________________________________

Назовите настоящее имя Кира Булычева

________________________________________________________________________

¶ Нарисуй рисунок на космическую тему

Джонатан Свифт

Путешествие Гулливера

· Когда произошли описанные события? Допиши предложение

На первой странице этой книжки было написано: «___________________________________________________________________________»

· Уточни значение слова:

Колчан – футляр для стрел

· Какое слово вошло в наш язык благодаря Джонатан Свифту и что оно означает?

_____________________________________________________________________________

· Что ты узнал о Гулливере? Заполни таблицу

Полное имя

______________________________________

______________________________________

Профессия

______________________________________

______________________________________

Страна, в которой жил

______________________________________

______________________________________

Семья (жена, дети)

______________________________________

______________________________________

Начало путешествия, название корабля

______________________________________

______________________________________

Время возвращения, имя капитана

______________________________________

______________________________________

Новое имя, название империи

______________________________________

______________________________________

Отношение к лилипутам. Имя императора Лилипутии

______________________________________

______________________________________

______________________________________

· Перечитай эпизод, в котором описывается первая трапеза Гулливера. Впиши пропущенные слова

Не прошло и ______________ часа, как ________________ сгорбленных носильщиков потащили по этим лестницам корзины с едой.

В корзинах были ________________ хлебов _________________ с ______________,

______________________ – с _____________________, жареные __________________ – ______________________ нашей ____________________.

Гулливер проглотил разом ____________________ вместе с ___________________.

Он съел ________________________________, _____________________________________,

_____________________________________________________________________________

и ______________________________ цыплят и гусей.

Ј Мой рассказ

Придумай рассказ о том, что произошло, когда ты на время стал великаном

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Марк Твен

Приключение Тома Сойера

· Запиши настоящее имя и фамилию писателя

_____________________________________________________________________________

· По ходу чтения записывай, каким показывает Марк Твен своего героя Тома Сойера

Том Сойер – __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Подчеркни слова, которые говорят об отношении автора к своей героине. Запиши её имя

Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков, потом вздёрнула очки на лоб и глянула из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь, как мальчишка, потому что это были её парадные очки, гордость её сердца: она носила их только «для важности»; на самом же деле они были ей совсем не нужны, с таким же успехом она могла бы глядеть сквозь печные заслонки. В первую минуту она как будто растерялась и сказала не очень сердито, но всё же довольно громко, чтобы мебель могла её слышать:

– Ну, попадись только! Я тебя

_____________________________________________________________________________

· Объясни выражение

Бить баклуши – ________________________________________________________________

· Марк Твен рисует пейзаж в начале второй главы. Подчеркни эпитеты

Наступила суббота. Летняя природа сияла – свежая, кипящая жизнью. В каждом сердце звенела песня, а если сердце было молодое, песня изливалась из уст. Радость была на каждом лице, каждый шагал упруго и бодро. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Кардифская гора, возвышавшаяся над городом, покрылась зеленью. Она была как раз на таком расстоянии, чтобы казаться обетованной землёй – чудесной, безмятежной, заманчивой.

· Найди в тексте пословицы и запиши одну из них

_____________________________________________________________________________

· Запиши правильно имена детей, о которых рассказал Марк Твен

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Обобщение по разделу

«Зарубежная литература»

· Вспомни произведение:

В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком

________________________________________________________________________

А в этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви

________________________________________________________________________

Главного героя этого произведения учитель часто наказывал

________________________________________________________________________

· Из какого произведения эти вещи?

Персик – _______________________________________________________________

Острый нож – ___________________________________________________________

Длинные лестницы – _____________________________________________________

Грифельная доска – ______________________________________________________

· Придумай и запиши два вопроса к данному разделу:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

13PAGE 15

13PAGE 145015

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here