Предлагаем ознакомиться с темой: "объясни значение слов и выражений окладистая борода керосиновая лампа", включая последние тенденции.
ОКЛАДИСТЫЙ ОКЛАДИСТЫЙ
ОКЛА́ДИСТЫЙ, окладистая, окладистое; окладист, окладиста, окладисто. Широкий и густой (о бороде). Мягкая окладистая борода.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
.
Синонимы :
Смотреть что такое “ОКЛАДИСТЫЙ” в других словарях:
-
окладистый — См … Словарь синонимов
-
ОКЛАДИСТЫЙ — ОКЛАДИСТЫЙ, ая, ое; ист. О бороде: широкий и густой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
Окладистый — См. покладистый В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
-
Окладистый — прил. Во всю ширину лица (о бороде). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
окладистый — окладистый, окладистая, окладистое, окладистые, окладистого, окладистой, окладистого, окладистых, окладистому, окладистой, окладистому, окладистым, окладистый, окладистую, окладистое, окладистые, окладистого, окладистую, окладистое, окладистых,… … Формы слов
-
окладистый — окл адистый … Русский орфографический словарь
-
окладистый — … Орфографический словарь русского языка
-
окладистый — ая, ое; дист, а, о. Широкий, во всю ширину лица (о бороде). Гость усмехнулся в окладистую бороду … Энциклопедический словарь
-
окладистый — ая, ое; дист, а, о. Широкий, во всю ширину лица (о бороде) Гость усмехнулся в окладистую бороду … Словарь многих выражений
-
окладистый — ая, ое. 1. Широкий, полный, упитанный. ► Какое болен? Поперек себя толще, и лицо такое, Бог с ним, окладистое. // Тургенев. Записки охотника // 2. Широкий, густой (о бороде). ► Четвертый был мужик, очень красивый, с… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая тетрадь
по литературному чтению
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов
Сайранова Лилия Азатовна
П. Игрим,
2007 – 2010г.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2005г).
Используется для работы с четвероклассниками параллельно с книгой для чтения. Тетрадь организует читательскую деятельность учащихся, помогает глубже усвоить содержание учебника.
Рабочая тетрадь предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий.
Включает систему заданий к произведениям, вошедшим в учебник.
Тетрадь призвана ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.
Разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания вовлекают детей в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь, повышают уровень начитанности и создают условия для дифференцированной работы на уроке.
Тетрадь разработана в чёрно-белом варианте, с целью развития творческого воображения. Ученик при работе с текстом определяет цветовую гамму произведения и самостоятельно оформляет страницу в цвете.
Данная тетрадь направлена:
1) На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
2) На становление всех форм общения, слушания, чтения, говорения, письма;
3) На познание окружающего мира и самого себя
Соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Тетрадь
по литературному чтению
учени__________ класса___
_____________ школы ____
________________________
________________________
Путеводитель:
· Выполни новое задание
· Работай устно
· Запомни!
¶ В помощь возьми карандаш
* Смотри словарь умных слов
** Смотри словарь настроений
· Тебе в помощь
Ј Твоя творческая работа
Т Смотри толковый словарь
· Подсказка
· Это интересно
Летописи, былины, сказания, жития
· Как ты понимаешь слово «летопись»? Найди ответ в учебнике и допиши предложение
Летопись – _____________________________________________________________
· Знаешь ли ты, в какой стране находился Царьград?
Царьград – древнерусское название города Константинополя, ныне Стамбула. Стамбул – крупный город в Турции. В те времена эта страна называлась Византией.
· Собери и прочитай скороговорку
летит по пыль полю
копыт от топота
· Кого из русских богатырей ты знаешь? Напиши
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
T Подбери к устаревшим словам современную «пару»:
Дарован – ___________________________________________________________________
Пуще – ______________________________________________________________________
Надобно – ___________________________________________________________________Испить, выкушать – __________________________________________________________
Прекословить – _______________________________________________________________
Схоронился – _________________________________________________________________
Стольный град – ______________________________________________________________
· Какие произведения из этого раздела ты прочитал?
________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Обведи жанр произведения «Ильины три поездочки»:
А) сказка
Б) быль
В) летопись
Г) былина
· Напиши, какие качества характера Ильи Муромца вызывают у тебя уважение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чудесный мир классики
Пётр Павлович Ершов
· Соедини устаревшее слово-архаизм с его современной «парой»:
Соглядать глаза
Сызнова город
Очи говорить, рассказывать
(Стольный) град увидеть
Сказывать снова, опять
· Объясни выражение
Деньги счётом принимали -_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________
· Как описана кобылица? Впиши пропущенные слова. Подчеркни сравнение
Вдруг о полночь конь заржал
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел ______________,
Кобылица та была
Вся, как ____________________, ____________,
_______________ в землю, _____________________,
В мелки ____________________ завитая.
· Какие наказы дала кобылица Ивану? Подчеркни
Наконец она устала.
«Ну, Иван, – ему сказала, –
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною,
Сколько смыслишь. Да смотри,
По три утрени зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку»
· Каких героев сказки ты запомнил?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Собери строфу. Проверь по учебнику
Тут народ зашевелился, ________________________________________________________
И под песню дурака ___________________________________________________________
Но Иван и сам не прост – _______________________________________________________
Крепко держится за хвост. ______________________________________________________
Шапки снял и расступился. _____________________________________________________
Кони пляшут трепака. __________________________________________________________
· «Он свищет посвистом Ильи».
Какого былинного героя вспоминает поэт? Запиши имя героя и название былины.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Александр Сергеевич Пушкин
Стихи
· Подчеркни эпитеты. Соедини стрелками рифмы
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
· Какое время года ты особенно любишь? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¶ Нарисуй рисунок.
Моё любимое время года
· Перечитай стихотворение «Птичка». Впиши слова, с которыми А.С. Пушкин обращается к своей няне.
________________________________________________
________________________________________________
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
· Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин?
1._______________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Найди описание новой царицы
_________________________________________________
_________________________________________________
· Объясни выражение «И умом и всем взяла»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
T Объясни значение слов:
Ломлива – ____________________________________________________________________
Своенравна – _________________________________________________________________
· Подбери синонимы к словам:
Своенравный – ________________________________________________________________
Мерзкий – _____________________________________________________________________
Желанный – ___________________________________________________________________
Грозно – ______________________________________________________________________
Изумлённый – _________________________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Жданный – ___________________________________________________________________
Грешен – _____________________________________________________________________
· Запиши пять наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся
______________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Михаил Юрьевич Лермонтов
Дары Терека
· Терек – река на Северном Кавказе. Впадает в Каспийское море.
· Объясни значение выражения:
Утесистые громады – __________________________________________________________
· Подбери синонимы к словам:
Дикий – ______________________________________________________________________
Лукавый – ____________________________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Вечно – _______________________________________________________________________
Отдохнуть – __________________________________________________________________
Ашик – Кериб
· Ашик – в переводе означает народный певец, музыкант.
Кериб – бедный человек, бедняк.
· Запиши имена героев сказки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Уточни значение некоторых слов:
Пророк – 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов;
2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь
Зарок – клятвенное обещание не делать что-либо
Сааз – турецкая балалайка
Паша – в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших сановников и генералов, а также лицо, носящее этот титул
Намаз – (ислам) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана
· Кто помог Ашик-Керибу вернуться домой? Впиши
Тогда он убедился, что его _____________________ был не кто иной, как _____________ .
· Докажи, какая это сказка: бытовая, о животных или волшебная. Допиши предложение
Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» – ___________________________, потому что в ней ____________________________________________________________________
Лев Николаевич Толстой
Детство
· Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, умер в 1910. Всю свою жизнь он посвятил литературе. Полное собрание сочинений составляет 90 томов. Родился и жил в основном в Ясной Поляне. Там он открыл школу для крестьянских детей. Он сам написал для них учебник.
· Какие события описывает Л.Н. Толстой в главе «Детство»?
· Как ты думаешь, что здесь важнее – описание событий или переживаний мальчика?
_____________________________________________________________________________
· Составь рассказ о своём детстве. Какие эпизоды тебе запомнились? Почему?
_______
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Антон Павлович Чехов
Мальчики
· Знаешь ли ты, что такое Рождество? Это один из главных праздников христианской церкви. В Росси этот праздник отмечают 7 января в память о рождении Иисуса Христа. Накануне Рождества православные верующие соблюдают пост, то есть не едят мясной и молочной пищи.
· Уточни значение некоторых слов:
Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком
Башлык – суконный тёплый головной убор – остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки
Сюртук – род длинного двубортного пиджака, обычно в талию
Самоеды – старое название ненцев и некоторых других северных народов
Пампасы – южноамериканские степи
Мустанг – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий
Москит – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы
Чечевица – растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые, зёрна
Флигель – постройка с боку главного здания или дом во дворе большого здания
Приказчик – 1) наёмный служащий в торговом заведении, продавец;
2) управляющий имением помещика
Урядник – 1) в царской армии: казачий унтер-офицер;
2) в царской России: нижний чин уездной полиции
· Подбери синонимы к словам:
Испуганно – __________________________________________________________________
Озябший – ____________________________________________________________________
Зачинщик – ___________________________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Увлекательный – ______________________________________________________________
Неустрашимый – ______________________________________________________________
· Составь план рассказа, по которому можно подготовить пересказ текста
_________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Обобщение по разделу
«Чудесный мир классики»
· Узнай произведение из изученного раздела по пословице:
Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся ________________________________________
Хотя с нуждою, а добился чести _________________________________________________
Живи добрее, будешь всем милее ________________________________________________
Чем крепче дружба, тем легче служба _____________________________________________
· Проза – нестихотворная литература, в отличие от поэзии
· Узнай произведение по опорным словам:
Маленький человек ____________________________________________________________
Калифорния __________________________________________________________________
Америка______________________________________________________________________
Бизоны_______________________________________________________________________
Мустанги_____________________________________________________________________
«Монтигомо Ястребиный Коготь»________________________________________________
· Соедини стрелочкой фамилию писателя с его именем и отчеством
1. Ершов Антон Павлович
2. Пушкин Лев Николаевич
3. Лермонтов Михаил Юрьевич
4. Толстой Пётр Николаевич
5. Чехов Александр Сергеевич
Фёдор Иванович Тютчев
Стихи
· Уточни значение некоторых слов:
Воздвигнуться – соорудиться, построиться
Изнемочь – потерять силы, ослабеть
Нега – блаженство
· Прочитай выразительно стихотворения Ф.И. Тютчева
· Объясни выражения:
А воздух уж весною дышит – ___________________________________________________
Сквозь редеющий сон – _________________________________________________________
· Подбери синонимы к словам:
Невольно – ___________________________________________________________________
Влажный – ___________________________________________________________________
Мгновение – __________________________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Весел – ______________________________________________________________________
Побледнел – __________________________________________________________________
· Найди эпитеты* вместе со словами, к которым они относятся. Объясни их значение
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Афанасий Афанасьевич Фет
Стихи
· При помощи пословиц и поговорок узнай, о чём идёт речь:
Без него и трава не растёт.
Мокрому он не страшен.
Будь он – будут и грибки.
______________________
· Отгадай загадку:
Не птичка, а с крыльями ________________________________________________________
· Как ты понимаешь выражения:
В разрыве облак солнце блещет – _________________________________________________
Качаясь, движется завеса – _____________________________________________________
· Подбери синоним к слову
Сверкнув – ____________________________________________________________________
· Подбери антоним к слову
Спешу – ______________________________________________________________________
¶ Нарисуй иллюстрацию к любому из стихотворений А.А. Фета
Евгений Абрамович Баратынский
Стихи
· Прочитай пословицы, объясни их смысл:
Весной что рекой прольёт – капли не видно, осенью ситом просеет – хоть ведром черпай.
Зима не лето – в шубу одета.
Идёт Варюха – береги нос да ухо.
· Подбери синонимы и антонимы к словам:
Слово
Синоним
Антоним
Шумный
Торжествующий
Лазурь
—
Взревев
—
Ропот
—
Бушует
Немеет
· Найди эпитеты* вместе со словами, к которым они относятся:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¶ Нарисуй иллюстрацию к любому стихотворению Е.А. Баратынского
Алексей Николаевич Плещеев
Иван Савич Никитин
Стихи
· При помощи пословиц отгадай, о ком или о чём идёт речь:
Всякая она сети боится.
Всякая она своим пером красуется.
Где она ни летает, а своё гнездо знает.
Ей даны крылья, а человеку – разум.
_______________________________
· Подбери синонимы к словам:
Детки – __________________________________________________
Подруга – ________________________________________________
Грезит – _________________________________________________
Восторг – ________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Звонкий – ________________________________________________
Прохладный – ____________________________________________
Восторг – _______________________________________________
· Найди эпитеты в стихотворении И.С. Никитина. Запиши
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
T Объясни значение слова
Межа – ______________________________________________________________________
Николай Алексеевич Некрасов
Иван Алексеевич Бунин
Стихи
· Подбери синонимы к словам:
Славных – ___________________________________________________________________
Разумен – ____________________________________________________________________
Лиловый – ____________________________________________________________________
Золотой – ____________________________________________________________________
Багряный – ____________________________________________________________________
· Объясни слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
T Объясни значения слов:
Сумерки – ____________________________________________________________________
Салазки – _____________________________________________________________________
¶ Выполни иллюстрацию к любому стихотворению. Дай название своему рисунку
_____________________________________________________________________________
Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь»
· Вспомни поэтов:
В 12 лет поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? ________________________________________________
Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство ________________________________________________
Пушкин сказал о нём: «оригинален – ибо мыслит» ________________________________________________
Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь ________________________________________________
Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города _________________________________________________
От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели _________________________________
Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове ________________________________
· Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это была любимая игра в России в XIX веке
· Напиши по вертикали слово. Попробуй написать свой акростих
Владимир Фёдорович Одоевский
Городок в табакерке
· Восстанови пословицы:
Всякое дело человеком _______________________, человеком и _____________________
Дело не комар: _______________________________________________________________
Доброе дело без ______________________________________________________________
Суди о людях не по словам, ____________________
· А по делам; славится; ставится; награды не останется; от него не отмахнёшься
· Уточни значение некоторых слов:
Табакерка – коробочка для табака
Уверился – убедился, удостоверился
Померкли – постепенно утрачивали яркость, блеск
Затеплилась звёздочка – начала загораться
Мудрено – 1) загадочно, непонятно;
2) трудно, замысловато;
3) трудно, сложно
Право – (разг.) действительно, в самом деле правда
Извольте – 1) обозначает строгое побуждение к соответствующему действию;
2) выражение согласия, хорошо, пусть будет так (разг.)
С сими словами – с этими словами
Учтиво – очень весело
Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие
Досадно – с чувством раздражения, неудовольствия, вследствие неудачи, обиды
Мостовая вымощена перламутром: вымощена – выложена, перламутр – твёрдый внутренний слой раковины некоторых моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской
· Подбери синонимы к слову папенька:
_____________________________________________________________________________
· Раздели сказку на части. Составь план к ней:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·______________
_______________________________________________________________________
Всеволод Михайлович Гаршин
Сказка о жабе и розе
· Отгадай загадки:
Глаза бычьи, а сама с кулак _____________________________________________________
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу
Но с буквою К в огород я пойду
И, если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу _______________________________________________________
· Уточни значение некоторых слов:
Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения
Коровяк – род трав и полукустарников. Коровяк обыкновенный или медвежье ухо. Коровяк лекарственный. Некоторые виды декоративны
Пронизать – резко проникнуть внутрь кого-нибудь, чего-нибудь, сквозь кого-нибудь, чего-нибудь
· Найди сходства и различия:
Сходство
Роза и жаба
Различие
Роза и жаба
· Какие чувства вызывает эта сказка? Напиши
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Дай сказке другое название
_____________________________________________________________________________
· Как мальчик относился к ёжику? Какие слова говорят об этом.
· Есть ли здесь сравнение? Подчеркни
И ёжик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверёк ещё больше съёжился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.
Павел Петрович Бажов
Серебряное копытце
· В какой последовательности происходят события в сказе? Пронумеруй
· Дарёнка и Кокованя отправляются в лес
· Кокованя забирает к себе Дарёнку
· Старик рассказывает про козлика Серебряное копытце
· Дарёнка и кошка остаются одни
· Кокованя вернулся
· Козлик появился
· Камни драгоценные
· О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку
А) Человек должен любить животных
Б) Очень важно быть скромным
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены
· Определи, чем отличаются друг от друга сказка и сказ. Отметь отличия
Сказ Сказка
· Описание реальных событий
· Вымысел
с элементами сказки, вымысла
Главная тема – жизнь и быт
· Сказочные герои и события
рабочих Урала
Главные герои – рабочие, мастера,
· Сказочные предметы
добытчики _________________________________
Есть сказочные герои и события _________________________________
Есть волшебные предметы _________________________________
Рассказчик _________________________________
________________________________ _________________________________
________________________________ __________________________________
________________________________ __________________________________
· Подготовься к устному рассказу о козлике Серебряное копытце по тексту 2-й части: впиши нужные слова
Козлик этот ___________________. У него на правой ___________________ ноге ______________________ копытце. Ростом он не выше ____________________, ножки ______________________, головка _____________________. А рожки у козлика ______________________. Шёрстка у него летом ___________________, а зимой ______________________________. Кормится _____________________________________.
Обобщение по разделу
«Литературные сказки»
· Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
Продаю пиявок. Цена договорная __________________________________________
Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли
_______________________________________________________________________
Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами ______________________________________________
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света _________________________
Сплю и вижу принца _____________________________________________________
Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения _________________________________________________________________
Возьму оброк со всех, даже с чертей ________________________________________
Развлечения для вас: пою песенки, грызу орешки _____________________________
· Отгадай слово. Вспомни, в какой прочитанной сказке из пройденного раздела встречается этот предмет
Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год
Ласточка день начинает, а он кончает
Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка
_______________________________________________________________________
Мал горшок, да её варит
Сам её заварил, сам её и расхлёбывай
Её маслом не испортишь
_______________________________________________________________________
· Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения*?
· Приведи примеры __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ј Моя сказка
Тебе предлагаются слова, связанные известным тебе сюжетом, и одно постороннее слово: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолёт
___________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Евгений Львович Шварц
Сказка о потерянном времени
· Отгадай загадки:
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его ____________________________________________
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас _________________________________________________
· Уточни значение некоторых слов:
Окладистая (борода) – широкая и густая
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина
Ходики – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями
Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды
· Подбери синонимы к словам:
Хмурый – _____________________________________________________________________
Сберечь – _____________________________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Состариться – ________________________________________________________________
Трудиться – ___________________________________________________________________
· Найди пословицы и поговорки в сказке. Запиши
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Составь план сказки:
___________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ј Моя сказка
Сочини сказку о том, как человек избавился от какого-нибудь недостатка
_______________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Виктор Юзефович Драгунский
Главные реки
Что любит Мишка
Виктор Владимирович Голявкин
Никакой я горчицы не ел
· Подбери синонимы к словам:
Приветливое – ________________________________________________________________
Поведать – ___________________________________________________________________
Мир – ________________________________________________________________________
Помочь – _____________________________________________________________________
Угадать – ____________________________________________________________________
· Подбери антоним к слову мир _________________________________________________
Т Найди значение слова:
Патент – _____________________________________________________________________
· Как ты понимаешь выражения?
Гляди-ка, парень как рот раскрыл
Попусту не катайся
· Какие рассказы ты прочитал? Выбери ответ или напиши свой
· исторический ______________________________________________
· юмористический ______________________________________________
· фантастический ______________________________________________
Обобщение по разделу
«Делу время – потехе час»
· К каким произведениям раздела можно отнести пословицы?
Поздно поднялся – день потерял,
В молодости не учился – жизнь потерял
_____________________________________________________________________________
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня
_____________________________________________________________________________
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет
_____________________________________________________________________________
Ученику – удача, учителю – радость
_____________________________________________________________________________
· По одной фразе узнай произведение
«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»
__________________________________________________________________________
«Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное»
__________________________________________________________________________
«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу»
__________________________________________________________________________
«Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»
__________________________________________________________________________
Ј Моё сочинение
Напиши мини-сочинение о прогульщике
_________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Борис Степанович Житков
Как я ловил человечков
· Уточни значение некоторых слов:
Корма – задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств
Мачта – вертикальная конструкция на палубе, сооружение в виде укреплённого столба для разных технических целей
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна
· Объясни выражение:
«Я сейчас вернусь, живым духом» ________________________________________________
· Найди описание пароходика
Он был совсем _____________________, только ____________________. У него была ____________________: ____________________ и на ней два ____________________ пояса. И две ___________________. А от ___________________ шли к бортам _____________________ ____________________. На корме стояла ____________________, как ___________________. _____________________, с _________________________ и ______________________. А уж совсем на корме – __________________ _______________ ____________________. Снизу под кормой – __________________. И блестел перед рулём _____________________, как медная _______________________. На носу два __________.
Ј Мой рассказ
Представь себе, что мальчик нашёл в пароходике человечков. Придумай свой конец рассказа
__________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Константин Георгиевич Паустовский
Корзинка с еловыми шишками
Т Объясни значение слов:
Аккорд – ______________________________________________________________________
Симфонический – ______________________________________________________________
Ботфорты – __________________________________________________________________
Парча – ______________________________________________________________________
· Подбери синонимы к словам:
Швырнуть – __________________________________________________________________
Смущение – ___________________________________________________________________
Волноваться – ________________________________________________________________
Щедро – _____________________________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Волновались – ________________________________________________________________
Щедрость – _________________________________________________________________
· Вспомни писателей, которые очень любили природу, много писали о ней
_____________________________________________________________________________
Найди описание дома композитора
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Составь план
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
· Найди в тексте эпитеты* и олицетворения*. Запиши в тетрадь
Эпитеты: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Михаил Михайлович Зощенко
Ёлка
· Объясни значение выражения «золотушный»
· Подбери антонимы и синонимы к словам:
Синонимы
Антонимы
Длинновязая
Худенькие
· Назови главных героев рассказа
· Дай характеристику ребятам
Минька
Лёля
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
· Какие слова в рассказе ты считаешь самыми главными? Запиши
¶ Нарисуй иллюстрацию к рассказу
Обобщение по разделу
«Страна детства»
· Как ты знаешь произведения из раздела «Страна детства»?
Какое произведение открывает раздел?
__________________________________________________________________________
Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года
Эта девочка вдохновила великого композитора _______________________________
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет ____________________
Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки __________________
Этот инструмент мог петь обо всём _________________________________________
· Где это было?
Где проводил осень Эдвард Григ? _________________________________________
Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? ___________________________
В каком городе родился Константин Георгиевич Паустовский? _________________
Где провёл детство Борис Житков? _________________________________________
В Санкт-Петербурге, в семье художника родился _____________________________
· Изменив одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание
По лесу надо с корзинкой ходить _________________________________________________
Скучен день до вечера, коли делать уроки _________________________________________
Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать _______________________________________
Испокон века телевизор растит человека __________________________________________
Первая двойка прощается _______________________________________________________
На шпаргалке далеко не уедешь __________________________________________________
· Запиши два вопроса по произведениям раздела
· О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести?
Ворота открыты, а он в подворотню лезет
За тараканом – с барабаном, за комаром – с топором
Зачем туда с топором, где нож положен
Валерий Яковлевич Брюсов
Сергей Александрович Есенин
Марина Ивановна Цветаева
Стихи
Т Объясни значения слов:
Дебри – _______________________________________________________________________
Гиппопотам – _________________________________________________________________
Опостылеть – _________________________________________________________________
· Подбери синоним к словам:
Упрямо – _____________________________________________________________________
Притворяться – _______________________________________________________________
Даль – ________________________________________________________________________
· Подбери антоним к словам:
Возмущать – _________________________________________________________________
Загалдеть – __________________________________________________________________
Сон – ________________________________________________________________________
· Из стихотворения Марины Ивановны Цветаевой выпиши эпитеты* вместе со словами, к которым они относятся
· Найди олицетворения*
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Приёмыш
· Уточни значение некоторых слов:
Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение;
2) тяжеловесное снаряжение
Протока – 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма;
2) узкая соединительная полость, канал
Сайма – рыбацкая стоянка
Т Найди значения слов:
Лесничий – ____________________________________________________________________
Егерь – _______________________________________________________________________
· Дай краткую характеристику Тарасу
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что было бы правильнее? Выбери ответ:
А) поступить так, как это сделал Тарас;
Б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;
В) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей
Ј Мой рассказ
Придумай, что случилось с Приёмышем дальше
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Александр Иванович Куприн
Барбос и Жулька
· Уточни значение некоторых слов:
Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья
Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного
Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью
Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды
· Объясни выражение: «бывал унизан колючими «репяхами»»
_____________________________________________________________________________
· Подбери синонимы к словам:
Льстивый – ___________________________________________________________________
Мучение – _____________________________________________________________________
· Подбери антоним к словам:
Сходство – ___________________________________________________________________
Взволнован – __________________________________________________________________
· Охарактеризуй Барбоса и Жульку. Докажи цитатами из текста
Барбос
Жулька
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
· Какие отношения сложились между собаками? Докажи выдержками из текста
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Какие из пословиц можно отнести к нашему рассказу? Отметь знаком
·
· Легко подружиться, тяжело разлучиться
· Кто не испытал дружбы, тот не жил
· Будь верен до смерти
· При верном псе и сторож спит
Михаил Михайлович Пришвин
Выскочка
· Расположи слова в правильном порядке. Прочитай пословицы
Человек, пером, а, птица, умом, красна ____________________________________________
Голова, ног, ума, не, у, просит ___________________________________________________
Дурак, а, умный, любит, учит, учиться
· Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у неё легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у неё зоркий.
Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет ещё глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.
Самка откладывает 5-8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит её, а затем и появившихся птенцов. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами.
Птица эта осторожна, но постоянна на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая. Горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или ещё где-нибудь/
Ј Мой рассказ
Напиши свою историю из наблюдений за животными
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виктор Петрович Астафьев
Стрижонок Скрип
· Прочитай пословицы, догадайся, о ком в них говорится
Птица рада весне, а дитя – ей
Сердце её лучше солнца греет
Роднее её родни нет
_________________________
· Уточни значение некоторых слов:
Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости
Заполошно – (прост.) суматошно, неспокойно, взбалмошно
Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному
Яр – крутой берег, обрыв
· Составь план к рассказу
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
· Дай характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Прочитай самостоятельно рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Выпиши в две колонки эпитеты для описания лебедей и стрижей
Лебеди
Стрижи
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Обобщение по разделу
«Природа и мы»
· Соедини автора с его произведением
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Выскочка»
Александр Иванович Куприн «Кабан»
Виктор Петрович Астафьев «Приёмыш»
Евгений Иванович Чарушин «Стрижонок Скрип»
Михаил Михайлович Пришвин «Барбос и Жулька»
· Назови произведение
Какое произведение открывает раздел? ___________________________________________
В этом произведении сорока лишилась хвоста _____________________________________
Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя
_____________________________________________________________________________
Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей
_____________________________________________________________________________
Они были разными, но дружба их – крепкой _______________________________________
Он был приёмным членом семьи, но очень любимым
_____________________________________________________________________________
· Узнай по описанию:
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, – он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица!
________________________________________________________________________
Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди
________________________________________________________________________
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит
________________________________________________________________________
Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать
________________________________________________________________________
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок
________________________________________________________________________
Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов
________________________________________________________________________
Борис Леонидович Пастернак
Золотая осень
Сергей Антонович Клычков
Весна в лесу
Дмитрий Борисович Кедрин
Бабье лето
Николай Михайлович Рубцов
Сентябрь
Сергей Александрович Есенин
Лебёдушка
Т Объясни значение слов:
Чертог – _______________________________________________________________
Каталог – ______________________________________________________________
· Какие сравнения* и выразительные слова использует Б.Л. Пастернак в своём стихотворении?
_____________________________________________________________________________
· Уточни значение некоторых слов:
Утренник – 1) утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей);
2) утренний мороз весной или осенью
Рудый – 1) красный;
2) рыжий
Лом – ломаные или годные только для переработки предметы
Никнуть – 1) опускаться, пригибаться;
2) (перен.) ослабевать, становиться вялым, бессильным
Клохтать – о курах и самках некоторых других птиц: кудахтать, издавать короткие, повторяющиеся звуки
Сойка – пёстрая лесная птица
Свирелка – свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника
· Подбери синонимы к словам:
Рёв – _________________________________________________________________________
Кружиться – __________________________________________________________________
Чудный – _____________________________________________________________________
Зябкий – ______________________________________________________________________
Быстрый – ____________________________________________________________________
· Подбери антонимы к словам:
Мягкий – _____________________________________________________________________
Никнуть – ____________________________________________________________________
Зябкий – ______________________________________________________________________
Поздний – _____________________________________________________________________
· Из стихотворения Д.Б. Кедрина «Бабье лето» найди эпитеты*, к которым они относятся
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ј Моё сочинение
Напиши мини-сочинение о бабьем лете
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Найди сравнения*, олицетворения* в стихотворении Н.М. Рубцова «Сентябрь»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Перечитай строчки стихотворения. Подчеркни слова, которые помогают понять, как меняется настроение автора
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября
· Как С.А. Есенин показывает в своём стихотворении, что лебёдушка была хорошей матерью? Выпиши слова из произведения
___________________________________________________________________________
· Какие враги есть у лебедей?
____________________________________________________________________________
Обобщение по разделу
«Поэзии прекрасные страницы»
· По двум строчкам узнай произведение (напиши автора и название):
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка
________________________________________________________________________
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали – резвилися
________________________________________________________________________
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой
________________________________________________________________________
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня
________________________________________________________________________
Как гуляет перед бором
Чудный страничек в кустах
________________________________________________________________________
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
________________________________________________________________________
Паутинок лёгких пряжа
Обвилась вокруг сучка
________________________________________________________________________
Липы обруч золотой –
Как венец новобрачной
________________________________________________________________________
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие
________________________________________________________________________
Над опушкою лесною
Гаснут звёзды наверху
________________________________________________________________________
Иван Саввич Никитин
Русь
Спиридон Дмитриевич Дрожжин
Родине
Анатолий Владимирович Жигулин
О, Родина!
Борис Абрамович Слуцкий
Лошади в океане
· Составь из данных частей предложений пословицы:
Родина – мать, что соловей без песни
Человек без Родины, во сне снится
На чужбине родная землица умей за неё постоять
· Подбери слова, близкие по значению к слову Родина
_____________________________________________________________________________
· Найди слова в стихотворении «Русь» И.С. Никитина, которые подтверждают то, что никто не мог завоевать русскую землю
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Составь план стихотворения «Русь»:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
· Найди слова, которые находит С.С. Дрожжин для того, чтобы передать чувства к своей Родине
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Найди цитаты, которые выражают отношение Б.А. Слуцкого к гибнувшим лошадям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обобщение по разделу
«Родина»
· Назови полное имя поэта
Дрожжин ______________________________________________________________
Слуцкий _______________________________________________________________
Никитин _______________________________________________________________
Жигулин _______________________________________________________________
· По двум строчкам узнай произведение и его автора
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли
________________________________________________________________________
А в каждом шелест листов
Твой голос узнаю
________________________________________________________________________
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё
________________________________________________________________________
Посмотрю на юг –
Нивы зрелые
________________________________________________________________________
¶ Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся стихотворению
Евгений Серафимович Велтистов
Приключения Электроника
· Знаешь ли ты, что слово фантастика произошло от слова фантазия? Слово фантазия греческое по происхождению и обозначает воображение
· Прочитай стихотворение Г. Сапгира «Люди и машины»
Люди очень долго думали
И додумались, придумали,
Чтоб машины тоже думали,
Помогая людям, думали.
И машины эти думали,
Что на самом деле думали.
А на самом деле думали
Люди – те, что их придумали.
· Подчеркни в стихотворении строчки, в которых выражается точка зрения автора на проблему «люди и машины»
· А если бы у тебя был робот-двойник, в какой роли ты бы хотел его видеть?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Сравни робота и человека. Сделай вывод
Робот
Человек
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Слова для справок: машина, чувствует, не может чувствовать, существует сам по себе, одинок, ему не нужны другие
· Сделай вывод, какого героя называют фантастическим
Фантастический герой связан с достижениями _______________________________,
Он необычен, часто похож на _________________________, писатель воплощает в нём свою мечту о _________________________________________________________________.
¶ Нарисуй своего робота-двойника. В чём он обязательно должен быть похож на тебя?
Кир Булычев
Путешествие Алисы
· Прочитай выразительно стихотворение
В чудной стране,
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране
Ты почему не веришь мне?
(И. Токмакова)
· Запиши имена существительные, которые действуют, как живые
_____________________________________________________________________________
· Найди многозначное слово ___________________________________________________
· Охарактеризуй Алису. Какой она была?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¶ Составь картинный план к произведению
Обобщение по разделу
«Путешествие по стране фантазии»
· Что общего между фантастической литературой и сказкой?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Узнай их
Сильная боязнь имеет большие органы зрения
________________________________________________________________________
Скорость движения обратно пропорционально пройденному расстоянию
________________________________________________________________________
Количество настоящих друзей в экстремальных условиях увеличивается в два раза
________________________________________________________________________
При увеличении числа идущих в два раза расстояние, которое требуется пройти, во стольку же раз сокращается
________________________________________________________________________
· Узнай автора:
Первой научно-фантастической публикацией этого писателя стала повесть «Приключения на дне моря»
________________________________________________________________________
Назовите настоящее имя Кира Булычева
________________________________________________________________________
¶ Нарисуй рисунок на космическую тему
Джонатан Свифт
Путешествие Гулливера
· Когда произошли описанные события? Допиши предложение
На первой странице этой книжки было написано: «___________________________________________________________________________»
· Уточни значение слова:
Колчан – футляр для стрел
· Какое слово вошло в наш язык благодаря Джонатан Свифту и что оно означает?
_____________________________________________________________________________
· Что ты узнал о Гулливере? Заполни таблицу
Полное имя
______________________________________
______________________________________
Профессия
______________________________________
______________________________________
Страна, в которой жил
______________________________________
______________________________________
Семья (жена, дети)
______________________________________
______________________________________
Начало путешествия, название корабля
______________________________________
______________________________________
Время возвращения, имя капитана
______________________________________
______________________________________
Новое имя, название империи
______________________________________
______________________________________
Отношение к лилипутам. Имя императора Лилипутии
______________________________________
______________________________________
______________________________________
· Перечитай эпизод, в котором описывается первая трапеза Гулливера. Впиши пропущенные слова
Не прошло и ______________ часа, как ________________ сгорбленных носильщиков потащили по этим лестницам корзины с едой.
В корзинах были ________________ хлебов _________________ с ______________,
______________________ – с _____________________, жареные __________________ – ______________________ нашей ____________________.
Гулливер проглотил разом ____________________ вместе с ___________________.
Он съел ________________________________, _____________________________________,
_____________________________________________________________________________
и ______________________________ цыплят и гусей.
Ј Мой рассказ
Придумай рассказ о том, что произошло, когда ты на время стал великаном
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Марк Твен
Приключение Тома Сойера
· Запиши настоящее имя и фамилию писателя
_____________________________________________________________________________
· По ходу чтения записывай, каким показывает Марк Твен своего героя Тома Сойера
Том Сойер – __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Подчеркни слова, которые говорят об отношении автора к своей героине. Запиши её имя
Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков, потом вздёрнула очки на лоб и глянула из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь, как мальчишка, потому что это были её парадные очки, гордость её сердца: она носила их только «для важности»; на самом же деле они были ей совсем не нужны, с таким же успехом она могла бы глядеть сквозь печные заслонки. В первую минуту она как будто растерялась и сказала не очень сердито, но всё же довольно громко, чтобы мебель могла её слышать:
– Ну, попадись только! Я тебя
_____________________________________________________________________________
· Объясни выражение
Бить баклуши – ________________________________________________________________
· Марк Твен рисует пейзаж в начале второй главы. Подчеркни эпитеты
Наступила суббота. Летняя природа сияла – свежая, кипящая жизнью. В каждом сердце звенела песня, а если сердце было молодое, песня изливалась из уст. Радость была на каждом лице, каждый шагал упруго и бодро. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Кардифская гора, возвышавшаяся над городом, покрылась зеленью. Она была как раз на таком расстоянии, чтобы казаться обетованной землёй – чудесной, безмятежной, заманчивой.
· Найди в тексте пословицы и запиши одну из них
_____________________________________________________________________________
· Запиши правильно имена детей, о которых рассказал Марк Твен
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обобщение по разделу
«Зарубежная литература»
· Вспомни произведение:
В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком
________________________________________________________________________
А в этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви
________________________________________________________________________
Главного героя этого произведения учитель часто наказывал
________________________________________________________________________
· Из какого произведения эти вещи?
Персик – _______________________________________________________________
Острый нож – ___________________________________________________________
Длинные лестницы – _____________________________________________________
Грифельная доска – ______________________________________________________
· Придумай и запиши два вопроса к данному разделу:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
13PAGE 15
13PAGE 145015