Носят ли буддисты бороду

Предлагаем ознакомиться с темой: "носят ли буддисты бороду", включая последние тенденции.

Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?». И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.

носят ли буддисты бороду

Борода и православие: значение бороды в православии

В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом. Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего. Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.

носят ли буддисты бороду

Борода в исламе: что означает борода у мусульман

Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей.  Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они следят и облагораживают ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной.

носят ли буддисты бороду

Борода в буддизме: почему буддисты бреются

Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни».    В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.

носят ли буддисты бороду

Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

носят ли буддисты бороду

Сбривать или не сбривать бороду, конечно же выбор каждого. Но то, что она придает шарма, мужественности и солидности ее обладателю – вне всякий сомнений. Уважаемые мужчины, вне зависимости от религиозных убеждений, будьте мужественными, будьте sborodoy, а где привести бороду в порядок подскажет наш каталог барбершопов. 

Волосам издавна приписывались магические свойства и символизм. Считалось, что они способны увеличивать духовность людей и улучшать связь с Высшими силами. Почти во всех религиях наличие бороды – необходимый признак соблюдения канонов вероисповедания. Исключением является только буддизм, приверженцы которого традиционно сбривают волосы с головы. Повелось это с древнейших времен.

Почему буддисты не носят бороду?

Предание гласит, что Будда, начав свой путь, удалил растительность на голове и подбородке. Таким действием он показал свою непричастность к мирской суете. Его обремененность вещами и заботами сократилась: расческа для бороды или волос, другие средства ухода за внешностью ему стали не нужны. Буддисты считают, что обрести нирвану может лишь человек, который отошел от материального и внешнего и посвятил жизнь познанию себя, максимально упростив быт. Монахи, проповедующие буддизм, всегда лысые и бритые. Ислам же предписывает последователям соблюдать другие правила.

носят ли буддисты бороду

Как должен выглядеть приверженец ислама?

Пророк Мухаммад в VII веке начал рассматривать бороду как необходимый атрибут для принятия ислама. Он утверждал, что все, созданное, Богом, должно оставаться в первозданном виде. Если у мужчин растут волосы на лице, нельзя избавляться от них. Но в то же время он призывал отличаться от представителей других религий отпусканием одной бороды при сбритых усах.

Пророк Мухаммад видел в мужчинах без растительности на лице женоподобных существ и относился к ним пренебрежительно. До сих пор Коран предписывает представителям мужского пола носить длинную бороду, которую запрещается подстригать без важных причин. Долгое хождение без бороды считается греховным, так как в этом случае верующий подпадает под влияние Шайтана. В православии к этому вопросу относятся сходным образом, но обосновывают несколько по-другому.

носят ли буддисты бороду

Почему православным священнослужителям нужно носить бороду?

Бороды священников в Православии должны быть густыми и внушительными, поэтому использование бальзама для бороды будет вполне уместно. Сбривать растительность верующим не разрешается под страхом объявления нарушителя законопреступником в глазах Бога и представителей церкви. Исповедующие православие христиане считают, что исправлять внешность, данную Творцом, проявляя тем самым недовольство, грешно.

Мужчине Бог повелел носить бороду, создав его по своему подобию. Попасть в Царство Божие без растительности на лице мужчинам нельзя. Женщина же обязана отращивать волосы на голове, выражая этим послушание и глубину веры. Смирение и принятие жизни такой, какая она есть – основополагающие постулаты христианства. Практиковать служение им требуется не только в молитвах, но и во внешности.

носят ли буддисты бороду

 

Люди, далекие от религий, не рассматривают наличие или отсутствие у мужчины бороды с точки зрения его правоверности. В обычной жизни отращивание растительности – больше вопрос имиджа и личных предпочтений. Не все могут позволить себе уделять бороде много времени, как того требуют рекомендации по уходу. Для многих оптимальным решением становится ежедневное бритье, к которому прикладывается меньше усилий.

Когда появилась борода? Этот вопрос усложняется тем, что она почти не сохраняется в ископаемом виде, – а на наскальных рисунках много ли разберешь. Впрочем, именно на наскальных рисунках верхнего палеолита бородатые мужи уже хорошо различимы.

Антропологи предполагают, что бородой могли щеголять уже австралопитеки – предки рода Люди, жившие в период с 4 млн до менее чем 1 млн лет назад.

носят ли буддисты бороду

БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ БОРОДЫ

До сих пор остается вопросом не вполне решенным биологический смысл бороды – его по-своему трактуют разные гипотезы. Есть, например, «гипотеза о шарфе» – она предполагает, что борода – это такой натуральный шарф для защиты первобытного мужского горла от холода, который мог подстерегать его на охоте.

Тут есть два возражения. Первое: нашему предку с обрывком шкуры мамонта вокруг могучей талии никто не мешал обмотать другой обрывок вокруг шеи. И если уж «ледниковым» охотникам так требовался согревающий волосяной покров, им не было смысла «лысеть» по всему телу.

Возражение второе: представьте, скажем, бородатого чукчу. (Не с пучком волос на подбородке, а прямо заросшего.) Не рекомендую забивать это словосочетание в поисковике: он предположит, что вы имеете в виду нечто нетолерантное, и выдаст такие же нетолерантные картинки, потому что других почти нет. Бородатого эскимоса тоже представить трудно – а ведь он живет в арктическом климате, и если бы борода служила для защиты от переохлаждения, эскимосы по ее густоте могли бы соперничать с кавказцами. В кавказских субтропиках, кстати, борода куда полезнее с теплоизоляционной точки зрения: ее волосы улавливают пот и за счет его испарения увеличивают охлаждающий эффект.

Словом, в мире наших предков роль бороды едва ли была адаптивной (иначе, кстати, она не была бы исключительно мужским «атрибутом». А ее «качество» не различалось бы так сильно у разных рас). А значит, на правду больше похожа версия о поповом отборе, которому в культивировании бороды принадлежала ключевая роль. Это подтверждается и тем, что аналоги человеческой бороде есть у животных – львиная грива, например, или бороды обезьян – орангутанов или шимпанзе. (Между прочим, окраска двухцветной, например, седеющей бороды тоже роднит самцов приматов: белое пятно под нижней губой, темные волосы по бокам: внимание концентрируется на зоне рта.) Возможно, особое значение появилось у бороды в конце каменного века, когда мужик стал в буквальном смысле мельчать (как и женщина, впрочем): вместе с былой массивностью скелета и черепа ушли важные признаки полового диморфизма (анатомического различия), и мужественности потребовались дополнительные иллюстрации.

КЛЯНУСЬ СВОЕЙ БОРОДОЙ

Одно из старинных поверий повествует об оригинальном способе попадания в загробный мир: бог втаскивает женщин на небо за косу, а мужчин – за бороду. Утрата длинных волос на голове, таким образом, лишала наших предков шансов на вечное спасение и райскую жизнь…

Почему тогда среди пословиц о бородачах есть не только уважительные: «Про то ведают большие, у кого бороды пошире», но и пренебрежительные: «Бороду вырастил, а ум выпустил»? А иногда люди и новее ценили растительность на подбородке дороже головы: «Режь наши головы, не трожь наши бороды!»

Пожалуй, ни одной детали внешности человека не уделялось столько внимания. Отношение к бороде в разные эпохи менялось от полного неприятия до превозношения. Эта быстро меняющаяся мода была подвержена влиянию двух соседних цивилизаций – западной и восточной.

Документальные свидетельства об отношении к бороде, начиная с труда «Брадоненавистник», написанного Юлианом в 353 году, досконально изучены благодаря этнографам. Это позволяет воссоздать в мельчайших подробностях достоверную картину далеких эпох. Из сочинения Валериана «О пользе бороды у священников» (1531 г.) можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся жизни служителей культа. На страницах Ветхого и Нового Заветов борода представлена как доказательство зрелости, символизируя божью благодать, верховную власть и подчинение закону.

БОРОДА ПО НАСЛЕДСТВУ

В древнем Египте правом носить бороду пользовались лишь представители царской семьи и сам фараон. (Что, в общем-то, было оправдано знойным климатом, с которым простые смертные соприкасались куда активнее.) Если приглядеться к изображениям фараонов, можно заметить, что крючок на их подбородке мало похож на волосы. Секрет в том, что бороды фараонов были фальшивыми. Это были искусственные «бороды-парики», которые изготавливались из шерсти и волос, перевитых золотыми нитями. Их прикрепляли к подбородку с помощью специальной ленты, завязываемой на затылке. Фараон не появлялся без этого украшения ни на одном публичном мероприятии. Если он умирал, борода переходила по наследству к царице, которая была обязана носить почетный аксессуар до конца своих дней.

Все остальные египтяне выщипывали бороды или сбривали их бритвами из заточенной бронзы или отшлифованного кремния.

БОРОДА ВРЕМЕН РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Во времена расцвета римской империи бритые лица расценивались как показатель высокого культурного уровня и просвещенности, а обладатели бород были представителями полупервобытных народностей. Мода на бритый подбородок, существовавшая несколько столетий, сделала резкий поворот благодаря банальному стремлению одного-единственного человека скрыть свои физические недостатки. Император Адриан (117-138) прятал шрамы и бородавки на лице с помощью растительности, положив начало новому культу и эпохе. Борода стала считаться показателем физической и моральной силы, особым знаком свободы, а в качестве самого страшного унижения применялось ее принудительное отрезание. Точно так же, как индейцы охотились за скальпами своих врагов, античные воины в качестве трофеев срезали бороды побежденных противников.

ГРЕЧЕСКАЯ БОРОДА

Мужчины древней Греции не только поголовно носили бороду, но и ухаживали за ней: завивали локонами и спиралями, пропитывали ароматическими маслами, посыпали мелом и окрашивали цветной глиной. Первые парикмахерские эксперименты по высветлению бороды были предприняты теми же греками: они задирали голову, подставляя покрытые щелочью бороды горячему солнцу. В это же время представители высших сословий придумали бриться для идентификации своего положения в обществе.

Первые ритуалы стрижки бород назывались «барбатория» и «капиллатаурия». Сакральный смысл обряда заключался в официальном превращении подростка в полноценного мужчину, а бреющий и бритый обретали особую духовную связь, похожую на взаимоотношения крестного и крестника. Стиль бороды знаменовал определенный этап в жизни: борода была дополнительным маркером принадлежности к возрастной группе. По классификации французского теолога Алана Лилльского, четырем основным возрастам мужчины соответствуют четыре типа бород: первый пушок, поросль на подбородке, густое руно и борода, нуждающаяся в стрижке.

БЕЗБОРОДЫЕ

Миряне, переходя в монашество, лишались своей бороды, и выражение «сбрить бороду» стало устойчивым синонимом аскетизма. Борода рассматривалась как источник жизни и концентрация жизненной силы. Принося волосы в жертву, будущие монахи отрекались от прошлого, переходя в новый мир, чистый и возвышенный. Святые отшельники и затворники через много лет отращивали длинную бороду в качестве символа полной независимости от внешнего мира и награды за все лишения и страдания.

Безбородыми становились те, кто пытался своим внешним видом передать высшую степень своей печали или предсмертное состояние. В данном случае обривание бороды заменяло посыпание головы пеплом, означало бесконечную скорбь. Потеря бороды воспринималась трагически – ее сравнивали с утратой крови и окончанием жизни. Во многих случаях бритье было способом социального контроля. Солдаты и заключенные чаще всего бороды не имели, символизируя повиновение.

Документальные факты подтверждают чередование европейских стандартов мужской красоты и выявляют интересную особенность: чем длиннее борода, тем скромнее наряды; чем она короче, тем пышнее прически и сильнее изощрения в одежде.

Большинство королей раннего Средневековья носили усы и короткую бородку, а в эпоху раннего Ренессанса мужчины старались выглядеть как гладколицые юноши. Борода внушала почтение, создавала суровый и мужественный образ, а ее отсутствие ассоциировалось с юностью, склонностью к романтизму. Считалось, что внешнее обновление в виде сбривания волос ведет и к внутреннему, духовному перерождению.

Несмотря на то что мужчина без бороды или с редкой бородкой воспринимался слабым, похожим на женщину и даже бесплодным, отсутствие волос на лице не осуждали, а связывали с невинностью и покаянием. Волосы, символизирующие всевозможные пороки, удалялись для очищения души. Ангелы всегда изображались безбородыми, как и прародитель человечества Адам.

ИЗМЕНЧИВАЯ МОДА

Мода на бороду или ее отсутствие, всегда наполненная глубоким философским смыслом, так часто менялась, что общество не успевало подстроиться под новые тенденции. То слышались вопли, что все «…посходили с ума и носят маленькие бородки, признавая тем самым, что подобно козлищам смердящим, они погрязли в мерзких вожделениях» (Ордерик Виталий. «Церковная история»), то борода вызывала благоговение: «Бородой отмечен мужчина сильный; наличие бороды подразумевает человека молодого, энергичного, активного, быстрого» (Августин. «Толкование на псалмы»).

Ритуал обривания часто был связан с изгнанием и наказанием, и в это же время длинная борода нередко воспринималась как вызов всему обществу. Две крайности отношения к бороде – полное ее состригание или небрежность в уходе – свидетельствовали о напряженных отношениях личности и социума.

В восточную Европу мода на длинную бороду пришла после крещения Киевской Руси. Древнерусские мужчины почитали свои бороды как святыню, а Ярослав Мудрый даже ввел внушительный штраф за нанесение ей умышленного ущерба. Иван Грозный объявил привычку бриться тяжким грехом, искушением сатаны.

НАЛОГ НА БОРОДУ

Узаконенная традиция брадоношения, усиленная религиозным подтекстом, распространялась и укреплялась ровно до того времени, пока жаждущий модернизации Петр I не отменил ее одним указом. Осенью 1698 года был принят новый закон о налоге на бороды для горожан. Отращивать растительность на лице позволялось лишь крестьянам и старцам, а молодые бородачи объявлялись вольнодумцами. Общество по своему обыкновению восприняло нововведение осуждением – ведь требовалось отойти не только от христианской традиции, но и от привычного уклада жизни. Однако денежные штрафы помогали расстаться с бородой лучше любого морального стимула. В 1715 году вместо дифференцированных в зависимости от сословия поборов за бороду была введена единая годовая пошлина на православных бородачей. Ослушников, не имеющих возможности уплатить 50 рублей, били кнутом и ссылали на каторгу для отработки этой денежной суммы.

Екатерина Вторая отменила этот налог, дискриминирующий мужское население, сохранив обязанность оставлять свое лицо «босым» только чиновникам. После семи десятков лет в опале растительность вернулась на свое законное место. Два последних русских императора, Александр III и Николай II уже красовались ухоженными бородками.

В отличие от канонов православия, католическим священникам не позволялось иметь на лице никакой растительности, но это предписание игнорировали даже многие папы с XVI по XVIII век.

БОРОДА В ИУДАИЗМЕ

В иудаизме бороде уделяли повышенное внимание. Наивысшим знаком уважения и дружбы считалось целование бороды собеседника, а вот схватиться за нее – означало смертельно его оскорбить. Тора запрещает уничтожать бороду, но запрет этот касается только применения лезвия. Относительно иных приспособлений раввины спорят до сих пор: есть авторитеты, разрешающие использовать ножницы и электрическую бритву. Обычно ортодоксальные евреи носят бороду, пейсы – длинные пряди на висках, и непременно головной убор.

Разное отношение к ношению бороды встречается в общинах каббалы, одного из течений эзотерического иудаизма, претендующего на знания тайных откровений. Некоторые не придают бороде никакого значения, а другие воспринимают ее сбривание решением о бесповоротном разрыве с общиной.

В политеистическом индуизме нет четких предписаний насчет внешнего вида его последователей. Исключением являются индийские сикхи (среди них преобладают жители индийского штата Пенджаб). Никогда в течение всей жизни ножницы не прикасаются к волосам сикха не только на голове, но и на всем теле. Длинные волосы считаются признаком мужества и силы. Классический вариант прически – пучок на голове, а борода либо свободно развевается по ветру, либо намотана на специальный шнурок и убрана под тюрбан.

АРАБСКАЯ БОРОДА

Арабов отличает особая забота о своей бороде как о главном украшении. Ее значение выражается в том. что бородой торжественно клянутся. Выражая почтение, говорят: «Да хранит Аллах твою бороду!»

Проповедующих ислам поощряют отпускать бороду такой длины, чтобы она могла уместиться в кулак. Безбородые мужчины воспринимаются женоподобными и недостойными благословения Пророка Мухаммеда. Правда, сейчас взгляды на брадобритие в исламе стали более лояльными, многие адепты не носят бороды, и это уже не считается преступлением против веры.

БОРОДА И БУДДИЗМ

Единственная религия, которая никогда не меняла свои взгляды на брадобритие – это буддизм. Подражая Будде, монахи бреют не только бороду, а всю голову в знак отречения от чувственных удовольствий и всего мирского.

ХИПСТЕРСКИЕ БОРОДЫ

Что ж, это все идеология. А откуда взялись, скажем, хипстерские бороды, торчащие в авангарде современной моды? Изначально ни о какой моде речи не шло: явление было прямо-таки противоположное. В начале 1950-х годов в джазовом Нью-Йорке хипстерами называли себя те, кто «плыл против течения» и «был в теме» (жаргонное – tu be hip). Борода была обязательным атрибутом этих «сопротивленцев». Сегодняшние взлелеянные хипстерские бороды – атрибут скорее популярный, чем идеологический. Здесь размер, как говорится, значения не имеет. Значение приобретает внешний вид, то есть лук (от глагола to look). Борода стала своеобразным пространством для творчества и способом выразить свою «непохожесть» на других. А впрочем, что объединяет бороды советских бардов, вдохновенных ученых или староверов из русской глубинки? Это признак принадлежности к определенной философии жизни.

Ну, а меняющееся отношение к бороде ярче всего демонстрирует высказывание католического философа и теолога Беренгария Турского: «Носи такую же бороду, как и твой сосед».

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

БУДДИЗМ

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову —  в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.

носят ли буддисты бороду

Буддистские монахи

Бритая голова вообще — это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем — это один из путей достижения нирваны. К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос — отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

Православные священники, в том числе и православные монахи, в традиции отращивать волосы и бороду следуют примеру Христа, а буддистские монахи — примеру Сиддхартха Гаутамы.

ИНДУИЗМ

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров — неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества — Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры – набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.

носят ли буддисты бороду

Индийские сикхи

ИСЛАМ

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога – раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!».

носят ли буддисты бороду

Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

ИУДАИЗМ

В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.

В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены).

носят ли буддисты бороду

В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках), бороду и непременно головной убор.

В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).

Общим для всех евреев (включая нерелигиозных), является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго — всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

носят ли буддисты бороду

Папа Юлий II

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

носят ли буддисты бороду

Папа Клемент VII

Последующие Папы решили, что борода — это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.

носят ли буддисты бороду

Папа Александр VII

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.

носят ли буддисты бороду

Папа Клемент XI

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду — начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра — выстриженные кругом на макушке волосы.

В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо (круг на голове, символизировавший терновый венец). Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся «гуменцом» или «скуфьей». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.

носят ли буддисты бороду

ПРАВОСЛАВИЕ

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.

носят ли буддисты бороду

Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия.

Бритье бороды (брадобритие) — по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с.

Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они «остризают браду». То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита «О пострижении брады», л. 388 на об. и 389).

В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе), не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя», или, чтобы было понятно, — нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться — значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина — муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.

Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства, представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.

носят ли буддисты бороду

Икона «Спас Нерукотворный»

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Традиция православных священников носить бороду

В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками — это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.

Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5). Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им… Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами». Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят «в капищах… с обритыми головами и бородами». 

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли — настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды – это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? — вопрос другой.

ИСТОЧНИК

просмотров (145)

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here