Красивая мусульманская борода

Предлагаем ознакомиться с темой: "красивая мусульманская борода", включая последние тенденции.

Борода с давних времен считалась символом мужественности. В некоторых культурах чисто выбритое лицо даже вызывало отвращение и становилось объектом насмешек. Но с течением времени отношение к бородатым мужчинам менялось, и сейчас каждый человек имеет возможность самостоятельно выбирать, каким будет его внешний вид. Однако в определенных религиозных течениях существуют особые правила по поводу того, как должен выглядеть истинно верующий представитель конфессии. Довольно острой темой для споров, особенно среди молодежи, является борода. В исламе на этот счет нет единства мнений, поэтому мы попробуем немного прояснить данную тему.

красивая мусульманская борода

Ислам: традиционное отношение к бороде

Важность бороды в исламе особо подчеркивается многими религиозными деятелями. Они ссылаются на то, что еще пророк Мухаммад повелевал мужчинам носить бороды, чтобы отличаться от язычников. Поэтому и воспринимается эта рекомендация как правило, которому необходимо следовать, чтобы заслужить одобрение Аллаха.

Но не стоит так просто и поверхностно рассматривать ношение бороды в исламе. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо иметь некоторые знания о том, каким образом формировалось это религиозное течение, а также в какой временной промежуток это происходило. Дело в том, что в период жизни пророка Мухаммада аккуратная растительность считалась неизменным атрибутом настоящего мужчины. Отращивание бороды было тем действием, которое позволяло юноше ощутить себя взрослым и самостоятельным мужчиной. Только в этом случае ему было позволено заводить семью и жить своим домом.

Подобное отношение к растительности на лице было не только у мусульман. Например, в Древней Руси мужчина должен был тщательно следить за собой и ни в коем случае не брить бороду и усы. Это считалось большим позором, хотя и не имело никакого отношения к религиозным обрядам. Историки относят данный факт скорее к культурным традициям.

А вот для мусульманина растительность на лице – это особенный атрибут, доказывающий его веру в Аллаха. Вот только, несмотря на понимание того, насколько важна борода в исламе, обязательно ли ее ношение, вам никто не скажет. Будет ли грехом избавление от нее? Как определить грань между выполнением заветов пророка Мухаммада и правилами, которые диктует современное общество? Попробуем разобраться.

Хадисы: что этот такое?

Способны помочь узнать, насколько важна борода в исламе, хадисы. Каждый правоверный мусульманин хорошо знает, что это такое. Но если вы не сильны в религиозных терминах, то мы готовы восполнить данный пробел.

Хадисами называют предания о словах пророка Мухаммеда, которые регулируют все стороны жизни правоверного мусульманина. Хадисы передавали мнения и высказывания пророка о тех или вещах, а их достоверность подтверждалась порядочностью и богобоязненностью человека, передающего данные слова.

Если человек не вызывал у общины доверие, то хадисы не могли считаться достоверными и тщательно перепроверялись. Порой их вовсе отвергали как источник сведений о пророке Мухаммаде. Со временем в исламе даже образовалось такое течение, как хадисоведение. Оно включает в себя изучение самих хадисов и их передатчиков. Для этого выработана особая методология, которая особенно активно используется мусульманскими учеными.

Так как пророк Мухаммад рассказывал обо всем, что должен делать правоверный мусульманин, чтобы заслужить одобрение Аллаха, то естественно, что в хадисах упомянуто и о растительности на лице мужчин.

красивая мусульманская борода

Хадисы о бороде

Стоит заметить, что пророк Мухаммад довольно часто упоминал о личной гигиене мусульманина. Он утверждал, что правоверные являются примером для других людей, поэтому должны выглядеть опрятно и аккуратно. В одном из хадисов указано, что верящий в Аллаха обязан брить усы и отращивать бороду. Это будет отличать его от язычников и многобожников.

В другом хадисе пророк Мухаммад отмечает десять вещей, которые составляют естественность, данную природой мусульманину. Среди обычных рекомендаций по гигиене упоминается отращивание бороды. Также важно подстригать усы и ухаживать за полостью рта. Таким образом, можно сделать вывод, что борода в исламе – это важный и значимый атрибут. Но, помимо этого, существуют и правила ношения растительности на лице, которым необходимо неукоснительно следовать.

Культура ношения бороды в исламе

Многим мусульманам кажется, что растительность на лице должна быть как можно гуще и длиннее, но на самом деле это в корне неверное мнение. Например, подстригание бороды в исламе – это не произвольное действие, а четко регламентируемый процесс. В хадисах сказано, что пророк Мухаммад подстригал бороду в длину и ширину для того, чтобы она выглядела опрятно. Так как все правоверные должны уподобляться ему, то и им стоит внимательнее относиться к своей растительности на лице.

Допускается и борода без усов, этот момент оставлен на усмотрение самого мужчины. Многие мусульмане не отпускают усов, хотя весьма тщательно следят за своей бородой. В хадисах пророк Мухаммад уточнял, что не подстригают бороду только дикари. Самой приемлемой длиной считается та, которая не превышает размеров сжатого кулака. Впрочем, и короче этой длины растительность на лице не должна быть.

красивая мусульманская борода

Борода в исламе что значит?

Так все же, каково истинное предназначение растительности на лице правоверного мусульманина? Какую информацию транслирует в общество аккуратная борода в исламе? На эти вопросы не так легко ответить даже богословам и мусульманским ученым.

Но если резюмировать высказывания всех их, то можно сделать вывод о том, что борода в исламе – это некий символ, который позволяет отличать правоверного мусульманина от неверующего человека. К тому же данный атрибут внешнего вида приближает человека к Аллаху, ведь он выполняет повеления пророка Мухаммада, передающего людям волю Всевышнего.

Окрашивание бороды

Мало кто знает, что мусульманам разрешено и даже показано окрашивать растительность на лице. Пророк Мухаммад повелевал правоверным красить бороды в красные и желтые оттенки. Этим они должны были отличаться от иудеев и христиан.

Черный цвет в окрашивании недопустим, в этом вопросе все богословы единодушны. Единственным исключением является воин, ведущий джихад. В этом случае уже один цвет бороды должен красноречиво говорить о его намерениях.

красивая мусульманская борода

Борода в исламе: сунна или фарз

Несмотря на то что важность бороды богословами уже давно доказана, вопрос о том, насколько обязательным является ее ношение, остается весьма острым и обсуждаемым среди мусульман.

Все дело в том, что многие хадисы составляют основу сунны – рекомендации, которая является желательной, но не обязательной. Если мусульманин выполняет все, что содержит в себе сунна, он получит дополнительное одобрение Аллаха. Однако отказ от выполнения некоторых пунктов не приведет к греху.

Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что действие превращается в фард. Это означает, что та или иная рекомендация приобретает статус обязательной к выполнению. И в случае отклонения от правил правоверный мусульманин совершает грех, который потребует раскаяния и искупления.

Но вот до сих пор никто из богословов нем может точно определить, как относиться к ношению бороды. Одни утверждают, что не стоит сбривать ее без особой на то причины. Она должна быть подстриженной и опрятной, но только в случае болезни мусульманин может допустить сбривание растительности на лице. К тому же многие из халифов утверждали, что если у человека попросту не растет борода, он не должен расстраиваться из-за этого и считать себя каким-то испорченным. Ведь вера не зависит от длины бороды, а является результатом работы сердца и души.

А вот другие богословы возводят бороду в разряд обязательного условия для правоверного мусульманина. Ее отсутствие воспринимается как нарушение законов Аллаха и требует немедленного наказания. Особенно ярко выражена эта тенденция в среде радикальных исламистов.

Нормы шариата: борода как символ истинной веры

Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. Известно, что в странах Ближнего Востока, где были введены данные нормы, мужчины подвергались специальному осмотру на наличие бороды. Причем она должна была быть строго не менее длины сжатого кулака. Те, кто успешно проходили осмотр, могли считаться истинно правоверными. А вот к тем, кто не соответствовал правилам, судьба была не столь благосклонна. Они подвергались публичным избиениям.

В некоторых странах, контролируемыми талибами, за отсутствие бороды полагалась смертная казнь. Об этом заявлялось во всеуслышание сразу же после прихода к власти. В назидание талибы взрывали парикмахерские и выносили отдельные предупреждения цирюльникам. В своих высказываниях талибы ссылались на то, что бритье растительности на лице противоречит словам пророка Мухаммада.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

Стоит отметить, что во многих странах, где официальной религией является ислам, мужчинам допустимо находиться в обществе без бороды. Например, в Турции борода рассматривается как сунна для взрослых мужчин, но вот государственные служащие должны находиться на рабочем месте с чисто выбритым лицом.

красивая мусульманская борода

Похожая ситуация складывается в Ливане. Там ношение бороды не характеризует мужчину как правоверного мусульманина, а во многих случаях, наоборот, вызывает к нему излишний интерес со стороны сил правопорядка.

В Казахстане и Узбекистане одинаково относятся к мусульманам с бородой и без нее. Но вот все чаще в обществе человек, на лице которого заметна густая растительность, вызывает подозрение. С чем это связано?

Борода – отличительная черта террориста

К сожалению, в современном мире отношение к бороде в исламе существенно изменилось. Она стала ассоциироваться с экстремизмом и терроризмом. Ведь большинство радикально настроенных мусульман, совершающих кровавые террористические акты и ведущие военные действия на Ближнем Востоке, имеют густые и длинные бороды. Теперь подобные люди вызывают страх, хотя ислам категорически выступает против убийства невинных людей.

В связи с изменениями в мире многие мусульманские лидеры крайне положительно смотрят на бритье бороды. Ведь это становится отличительной чертой тех, кто не имеет абсолютно никакого отношения к терроризму. Во многих странах вводится неофициальный запрет на ношение бороды, но стоит заметить, что это всего лишь временная мера, вызванная сложной обстановкой в исламском мире.

красивая мусульманская борода

Молодые мусульмане и отращивание бороды

Многие муфтии замечают, что борода без усов становится очень модным атрибутом современной мусульманской молодежи. И такое отношение всегда порицается богословами, ведь в этом случае молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления. Они причисляют себя к правоверным мусульманам, выполняющим заветы пророка Мухаммада, только посредством бороды. Она будто свидетельствует о добропорядочности человека, что в большинстве случаев не подтверждается.

Поэтому некоторые муфтии начинают говорить о праве ношения бороды, которое можно только заслужить. Например, известна проповедь Ильдара Заганшина, который утверждает, что лишь с обретением семьи в тридцать лет (как минимум) можно позволить себе отрастить небольшую бородку. А вот в шестьдесят лет мужчина вправе отпустить длинную бороду, символизирующую его мудрость и готовность делиться жизненным опытом.

красивая мусульманская борода

Отращивать или брить: извечная дилемма

Конечно, сложно однозначно ответить на вопрос, стоит ли мусульманину отпускать бороду. Ведь мы уже показали, насколько многогранной является данная проблема. Но все же многие считают правильным соблюдать заветы пророка Мухаммада и не противопоставлять себя современному обществу. Поэтому зачастую мужчины позволяют себе носить небольшую и аккуратную бороду, которая не вызывает подозрений у окружающих. Возможно, именно это является самым правильным и мудрым решением правоверного мусульманина.

Обязательным (фард) это категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.

Хадисы о бороде

Приведу хадисы по данной теме:

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре относится следующее: стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водой и обрезание«;

2. ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»;

3. Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!». Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину»;

4. Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»

Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака».

Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида:

«О дети Адама ! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей» (см. Св. Коран, 7:31).

Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями ! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) . Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость».

Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.

Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан).

Авторитетные мнения о бороде богословов 20-го века

Теперь приведу вам несколько авторитетных мнений представителей мусульманского богословия ХХ века.

1.  Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории:

1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр;
2) необязательная сунна (сунна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр;
3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов.

К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Конечно же, следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)».

2. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет.

Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше».

Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно.

К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться, а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.

Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.

Ответы на вопросы о бороде

В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?

Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!

Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин , а также — женщин, старающихся походить на мужчин», но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, . Т. 2. Ч. 3. С. 148.

О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна . Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).

Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра . аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.

Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.

См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.

См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.

Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».

Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар . В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.

Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете «аль-Азхар».

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер . Измир: Ниль, 1991. С. 103.

Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин . В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.

красивая мусульманская борода

Отращивание бороды – обязанность мусульманина

Бритье бороды — это изменение облика, дарованного Всевышним Аллахом, и следование шайтану. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) призывал верующих мусульманин не быть похожим на язычников, и поэтому им следует брить усы и отпускать бороду.

Сбривая бороду, мужчина восстает против своей природы и подражает женщинам. Он должен беспрекословно принимать это естество, созданное Всевышним, как благо. Оно является символом мужественности и зрелости, а подрезанная и аккуратная борода подчеркивает красоту и стать мужчины, украшая его.

Один мужчина в брачную ночь зашел к своей супруге, сбрив бороду, с которой она видела его ранее. Жена отказалась отдаться ему, так как ей не понравился его облик. А одну женщину спросили ее подруги, почему она выбрала мужа с бородой. Она ответила: «Я желаю выйти замуж за мужчину, а не за женщину».

Ношение бороды – сунна Посланника Всевышнего (Да благословит его Аллах и приветствует). Этой практики придерживались и другие пророки. Многие религиозные ученые и имамы объявляли это обязательным условием для мужчин. Согласно мазхабу Абу Ханифы, мужчине ваджиб (обязательно) отращивать, по крайней мере, такую бороду, которая может поместиться в кулаке.

Если супруга против ношения бороды, согласно Исламу, ей нужно ответить: «Поистине, я — мужчина, который не желает ослушаться Господа своего». Затем нужно поднести ей подарок и напомнить сказанное Пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует): «Нет покорности твари в ослушании Творцу и Создателю».

В последние годы борода стала чем-то большим, чем просто растительность на лице. Теперь для многих это и новый стиль, и способ самовыражения, и признак брутальности. Бородатые мусульмане, для которых религия делает бороду желательным аспектом во внешности, стали теряться среди хипстеров и просто нелюбящих бритву мужчин. С чем связана такая популярность растительности на лице и только ли мусульманская это традиция?

Борода — атрибут мусульманина или мужчины на Руси?

Испокон веков борода на мужском лице всегда была украшением и гордостью мужчины, ее отращивание часто поощрялось в различных культурах и религиях. Для мусульманина борода также всегда являлась желательным атрибутом внешности.

Во многих хадисах пророка Мухаммада говорится, что мусульманину желательно отращивать бороду и сбривать усы. Кроме того, во многих хадисах прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида: «О дети Адама ! Будьте красивы, заходя в какую-либо из мечетей» (Коран, 7:31).

Следуя сунне пророка и предписаниям, ниспосланным в Коране, большинство мусульман носят бороду или же оставляют щетину на лице, что всегда отличало их от остальной части общества. Кто-то аккуратно подстригает ее, кто-то предпочитает просто отращивать бороду, не обращая внимания на процесс ее роста, кто-то посещает специальных мастеров по уходу за бородой и усами.

«Борода — это естественно для мужчин. Если он отпускает бороду, это есть проявление мужского начала. Неудивительно, что борода входит в моду в последние годы, когда запад продвигает не совсем правильные ценности отношений между полами. Это как процесс защиты традиционных ценностей. Ведь не совсем приятно, когда женщина начинает уподобляться мужчине или мужчина женщине», — рассказал ИА «Инфо-Ислам» заммуфтия Татарстана по социальным вопросам Илдар Баязитов.

Издавна борода считалась у мусульман отличительной чертой от язычников, которые предпочитали гладкую кожу на лице. По ней они узнавали и приветствовали друг друга. Однако в современном мире борода для верующих стала лишь простым атрибутом и данью традиции, так как отличительной чертой ее назвать уже трудно по одной простой причине — борода стала популярна практически в любой стране и у представителей любых религий.

Издревле мужчину на Руси трудно было представить без бороды, несмотря на то что, он был далек от ислама. Поэтому не совсем понятно, почему борода превратилась в единоличный символ мусульманина-радикала. Как отмечал в своей статье «Магия бороды» известный публицист, юморист Михаил Задорнов, «на Руси мужика без бороды было видеть так же дико, как и женщину с бородой».

красивая мусульманская борода

Бояре на Руси. Источник фотографии: pikabu.ru

«С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только “женоликая” внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода», — отмечал он.

Лишь с законом «О бритии бород» во время Петра I началась тотальная война с бородами русских бояр. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.

Любопытно, что на Руси в 14-15 веках осквернение бороды считалось одним из самых тяжких преступлений. За повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль.

Стоит ли говорить, что борода действительно атрибут не только ислама, но и практически любой другой религии. Духовные лидеры мусульман, христиан и иудеев — все без исключения носят бороды.

В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Можно приводить множество примеров, итог один — борода издавна была символом мужского начала и приветствовалась во всех религиях.

красивая мусульманская борода

Муфтий РТ Камиль Самигуллин и митрополит Феофан. Источник фотографии: kazanfirst.ru

Бородатые повсюду

В мире продается все меньше бритв — и производители бритвенных принадлежностей винят в этом моду на бороды, которая все не хочет отступать. Такой популярности бороды не знали со времен окончания Первой мировой войны.

С середины 10-х до 60-х годов подавляющему большинству мужчин в США и Европе и в голову не приходило отращивать на лице какую-то растительность. Но с наступлением 2013 года на мартовском вручении «Оскара» оказалось, что многие голливудские звезды давно пренебрегают бритвой и лосьоном после бритья: в том, что бороды вошли в моду, СМИ винили прежде всего голливудских актеров Джорджа Клуни, Брэдли Купера, Джейка Джилленхола и Хью Джекмена.

После оглушительной популярности бороды 2013 год был признан «годом бороды». В 2014-м, когда мировые производители бритв начали обнаруживать падение продаж, стали появляться осторожные предложения хипстерам бороды сбрить, потому что их уже слишком много, а однообразие лишает мужчин привлекательности.

красивая мусульманская борода

Голливудский актер Джейк Джилленхол. Источник фотографии: festival-cannes.fr

Исследователи предположили, что борода начинает входить в моду, когда ее носит наименьшее число мужчин, а после того, как этот тренд достигнет пика, он должен был сойти на нет. Однако ожидания не оправдались — популярность бороды растет с каждым годом.

Бородатые по-прежнему занимаются политикой или ходят по подиумам, рекламируют одежду или занимаются спортом. Мотивы отрастить бороду у всех разные: кому-то надоело бриться каждый день — так быстро отрастала щетина, кто-то поддался зову предков, кто-то следует предписаниям религии.

«Мода на большие мужские бороды пришла на самом деле из-за того, что мужчина захотел показать себя мужчиной: взрослым, брутальным, большим, мужественным. Мужчины начали постоянно искать новые образы, которые соответствовали бы не только их стилю, но и внутреннему настрою», — рассказал ИА «Инфо-Ислам» о своем видении владелец барбершопа Mad Man Талгат Исмагилов. По его словам, 30-40% клиентов носят бороду и ухаживают за ней.

Внешний вид человека, наряду с тембром и интонациями голоса – это одна из главных составляющих его имиджа. Именно внешность человека – то, на что в первую очередь обращает внимание собеседник или новый знакомый. Аккуратная борода же добавляет ореол мудрости и вызывает доверие. Многие известные политики, актеры и спортсмены считают бороду своим неизменным спутником — министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, глава Чечни Рамзан Кадыров, известный журналист Максим Шевченко, экономист Михаил Хазин, теннисист Марат Сафин, актеры Константин Хабенский и Михаил Пореченков, боксер Александр Емельяненко, телеведущий Иван Ургант.

красивая мусульманская борода

Актер Константин Хабенский. Источник фотографии: dni.ru

Как пишет Задорнов, по странному совпадению, именно убежденные бородачи — художники, учёные, писатели — вошли в плеяду великих умов постпетровской России, да и всего мира, которые двинули прогресс всего человечества. «Вспомните портреты людей в коридорах университетов, в которых мы учились. 99% из них – с бородами. Совпадение?», — восклицает он.

«Борода всегда связана с подчеркиванием своей мужественности. Когда человек отращивает бороду, он тем самым фиксирует свою принадлежность к маскулинному типу. Это определенный элемент имиджа, который направлен на конкретную аудиторию. Вспомним историю. В свое время Петр Первый, наоборот, брил бороды, для того, чтобы подчеркнуть приверженность культурным нормам, цивилизации. Чисто выбритое лицо демонстрировало уважение к обществу и окружающим», — считает психолог Елена Ковалева.

По ее мнению, порой это не идет на пользу харизме: ведь человек, который выделяется из толпы внешним видом, как правило, интересней общей массы. А борода – это отличный способ выделиться, не требующий к тому же материальных затрат.

Ношение бороды чревато интересом спецслужб и…бактерий

Эксперты напоминают любителям бороды и о рисках новой моды. Кроме внимания силовых структур, связанного с попытками террористов скомпрометировать этот мужественный атрибут, тревогу забили микробиологи, отмечало РИА «Новости».

По мнению американских специалистов, борода может таить в себе грязные секреты — такие, как большое количество бактерий из-за близости к носо-ротовой полости. Однако вряд ли это будет большой проблемой, если человек соблюдает элементарные правила гигиены и моется хотя бы раз в день.

красивая мусульманская борода

Стрижка бороды. Источник фотографии: hair.ms

Противоположные результаты приводят ученые университета Южного Квинсленда, которые обнаружили, что борода снижает риск возникновения рака кожи: именно пышная бородка блокирует от 90 до 95% ультрафиолетового излучения.

Кроме того, борода — своеобразный фильтр для мельчайших частиц пыли и цветочной пыльцы. Это свойство бородки полезно для мужчин, страдающих астмой и аллергией.

Косметологи заметили, что борода, сохраняя кожу в увлажнённом состоянии, позволяет замедлять процесс старения кожи на лице. Если есть борода, то можно не пользоваться никакими увлажнительными кремами или чем-либо еще для этого.

Чтобы борода не стала в тягость, была здоровой и красивой, специалист Талгат Исмагилов рекомендует использовать специальную косметику для бороды или бритья, чтобы не повреждать волосы, мыть бороду с той же периодичностью, что и волосы, пользоваться бальзамами и изредка маслами, периодически (минимум раз в две недели) ее подравнивать.

Тем временем в столице Татарстана в сентябре планируется проведение фестиваля «Борода Казани 2016», где участникам предлагается помериться красотой, длиной и ухоженностью бороды, усов и бакенбардов…

Оцените это сообщение
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here