Что означает борода у фараона?

Предлагаем ознакомиться с темой: "что означает борода у фараона?", включая последние тенденции.

Борода́ — волосяной покров на нижней части лица. Один из мужских вторичных половых признаков у человека, обусловленных наличием тестостерона.

История

Все мужчины Древнего Египта брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.

В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан.

Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.

Борода в православии и в России

В греческой Православной церкви ко времени Крещения Руси, к концу X века, установился всеобщий обычай среди православных — обязательное брадоношение. Во время Раскола христианской церкви одним из обвинений, которое выдвинули православные греки против латинян (католиков), было брадобритие:

Об обязательном ношении бороды для христианина писали многие православные святители и писатели. Во главе Русской церкви стояли греческие митрополиты, которых ставил Константинопольский патриарх, и они ему же и подчинялись, поэтому русские взяли греческие религиозные воззрения, в том числе обязательное брадоношение. Ношение бороды в России было установлено и закреплено законодательно в сборниках гражданских и церковных правил и традиционно сохранялось.

В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 рублей — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Правила о брадоношении были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах — обязательных сборниках правил для всех православных. В решениях Стоглавого собора Русской поместной церкви в 1551 году подтверждён запрет на брадобритие — 40 глава. Запрет на брадобритие вошёл и в Большой Потребник. Запрет на бритьё бороды сохранился и после церковной реформы. Кормчая, напечатанная в 1661 году, повторяет этот запрет. Патриарх Адриан в своих проповедях говорит о запрете на сбривание бороды и сравнивает брадобрийцев с собаками и кошками и говорит о том, что они становятся женоподобными. Брадобритие считалось в православной Руси признаком педерастии и мужеложества.

Радикальное изменение — обязательное бритьё бороды было введено Петром I в 1699 году сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина, достойном человека, мужской красоте и поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. 16 января 1705 года вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам и диаконам без платы, а всем остальным за специальную плату, с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак, с разных категорий людей разные суммы: 60, 100 и 30 рублей. Пётр стремился к полной ликвидации брадоношения среди жителей городов, поэтому указ о разрешении носить бороду существовал недолго. Указом 17 декабря 1713 года было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца)  ; указом от 29 декабря 1714 года было введено наказание для ослушников — их били кнутом и отправляли на каторгу . Исключение для ношения бороды и национальной одежды было сделано только для старообрядцев, согласно указу Петра от 6 апреля 1722 года старообрядцы должны были платить по 50 рублей в год за бороду, и они не имели права никакой другой одежды носить кроме как: зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть обязательно красного цвета — из красного сукна, а само платье нельзя носить красного цвета. Если кто из старообрядцев появлялся в другой одежде, то с того брали штраф — 50 рублей. 13 ноября 1724 года по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима Пётр издал указ о том, чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, указывающие, что плата за бороду уплачена, эти знаки старообрядцы были обязаны нашивать на свою одежду и их носить; женщины-старообрядки, согласно этому указу, были обязаны носить платья опашни и шапки с рогами.

Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век, с этой целью христианские сочинения, в которых говорилось об обязательном брадоношении, не печатали. Например, совсем не печатали с середины XVII века Кормчую — сборник правил Православной церкви. Когда же её напечатали в 1778 году, то 47 главу, в которой говорится о запрете на бритьё бороды, исключили.

Ища выход из идеологического тупика, Уваров предложил в 1833 году теорию «официальной народности». Развивая эту идею, славянофилы вернулись к ношению бороды и к ношению русской одежды. Правительство отрицательно относилось к славянофилам: отдельных славянофилов за резкость высказываний сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все же попытки славянофилами издания газет и журналов немедленно пресекались. Но идеи возвращения к своим православным и национальным корням постепенно находили сторонников в образованном обществе. Два императора, Александр III и Николай II, уже сами носили бороды.

Борода в религии

Католичество

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Фактически, многие папы даже во время позднего средневековья и возрождения носили полноценные бороды и усы (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V). В унии никогда не действовали правила о брадобритии.

Иудаизм

В Танахе запрещается евреям сбривать бороду только лезвием:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)

Обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). При этом подстригание бороды ножницами не запрещено. Причины запрета не ясны, возможно, в Древнем мире стиль бороды являлся этническим маркером. В новое время с распространением каббалы запрет приобрёл мистический смысл. Известный каббалист Рамхаль не носил бороды, проживая за пределами Святой Земли Израиля. Сегодня обычаи бритья и стиль бород варьируются от общины к общине. Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной, а религиозные сефарды и литваки не придают бритью особого значения. Общим, в том числе среди нерелигиозных евреев, является правило не бриться в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

Ислам

По мнению большинства исламских правоведов ношение бороды является обязательным для каждого мусульманина, а её сбривание запрещённым. Мусульманам рекомендуется отпускать бороду длиной в сжатый кулак. Стрижка усов и отпускание бороды относится к человеческому естеству (фитра).

Согласно преданию, во времена пророка Мухаммеда ношение усов и сбривание бороды было отличительной особенностью огнепоклонников. Исламские богословы считают, что мужчина, сбривающий бороду, уподобляется женщине.

Эволюционное значение

Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагал, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов. Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус. Распространено заблуждение, что густая борода является потенциальной защитой щитовидной железы и шеи от холода.

Бородатые женщины

Афиша XIX века:

Настоящая бородатая женщина. Мисс Энни Джонс Эллиот

Женщины, как и мужчины, способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин сбривают или выщипывают любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам, поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.

Примером является Юлия Пастарана.

При наличии у женщины заметного пушка на лице часто применяется эпиляция.

Типажи по эпохам

История моды на волосатость лица также демонстрирует определяющее влияние социального фактора на возможность иметь усы и бороды, на допустимые фасоны бород, на отношение к ним со стороны общества.

В Древнем Египте мужчины брили бороду и усы, небольшие искусственные бороды носили только представители царской семьи. В Древней Греции бритьё вошло в обиход с IV века до н. э., оттуда оно было перенято римлянами после завоевания Греции Римом. Мода на усы и бороду восстановилась в Риме при Адриане

Документированная история западноевропейских стран позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида. Отмечается закономерность: при моде на пышные причёски бороды укорачивались или исчезали совсем, и наоборот, когда носили более простые причёски, бороде и усам уделялось большее внимание. В позднее Средневековье и ранний Ренессанс (XIV—XV вв.) идеалом мужской внешности было выглядеть похожим на юношу в любом возрасте, и мужские лица были бриты. В период господства бургундской моды при длинных завитых волосах появляются лишь небольшие усы и бороды.

В последующий период (с 1500 года до конца Ренессанса (1620)) большинство мужчин всех возрастов носили бороды и длинные усы.

С началом эпохи барокко (с 1620) борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли. Во Франции, бывшей европейской законодательницей мод, придворные, подражая молодому королю Людовику XIV, чисто брили лицо, усы носили лишь военные. До середины XIX века полностью преобладала модель бритого мужского лица. После революции 1848 года произошёл обратный процесс, который распространился на всю Европу:усы и борода стали господствующими во внешнем виде мужчин.

Но со второй четверти XX века бритые лица становились массовым феноменом. Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности. Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.

См. также

  • Усы
  • Бакенбарды
  • Налог на бороду

Примечания

  1. ↑ Вики: Костюм Древнего Египта
  2. ↑ Решение Константинопольского синода 1054 года
  3. ↑ Acta et scripta, quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant. Ed. Dr. Cornelius Will. Lipsiae, 1861. С.155-168
  4. ↑ О брадобритии от святых отцов
  5. Выписки из священного писания и предания о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении.
  6. ↑ Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. 2011 год, Страницы 46 — 47.
  7. ↑ Протоиерей Евгений Чунин. О грехе брадобрития
  8. ↑ Голубинский Е. Е. История русской церкви : Том 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй, Московский Университетская типография, 1900 стр. 396
  9. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том IV. С 1700 по 1712.; 1830 № 2015 стр. 282 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  10. ↑ Сам указ не сохранился, но на него есть указание в указе №2874 от 29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  11. ↑ 2874.— Декабря 29. Именный объявленный изъ Сената. — О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  12. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том V. С 1713 по 1719.; 1830 № 2874 стр. 137 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  13. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VI. С 1720 по 1723.; 1830 № 3944 стр. 641 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  14. ↑ Выписки из указов Петра I-го относящихся к расколу, с приложением выписок из исторических сочинений.
  15. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VII. С 1724 по 1727.; 1830 № 4596 стр. 368 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  16. ↑ Кормчая 1778 г. («Екатерининское» издание.) Том 2
  17. ↑ Теория «официальной народности». Славянофилы и западники
  18. Борода — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  19. ↑ Аль Мавсуатуль Фикхийятуль Кувейтийя: 35/225-226. — Кувейт, 1408/1988.
  20. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т.. — Т. 4. — С. 2659.
  21. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2762 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  22. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2768 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  23. ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. — Т. 2. Ч. 3. — С. 146, 147.
  24. Абу Хамид аль-Газали. Ихья ‘улюм ад-дин. — Т. 2/257.
  25. Сергей Глаголев. Почему у человека редуцировался волосяной покров на теле и остался на голове и в других местах?. Элементы.ру (2011). Проверено 8 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  26. ↑ М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Том 1. — М.: Академия моды, 1993. с. 19
  27. Ф. Ф. Велишский. Быт греков и римлян. — Прага: Типография И. Милиткий и Новак, 1878. — С. 232. — 670 с. — ISBN 5424172334, 9785424172335.
  28. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 353

Литература

  • Борода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Борода на Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Джайлз Констебл. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. — М., 1994, с. 165—181
  • Фаресов А И. История бороды и усов. // Исторический вестник, 1904. Т. 98, № 10. С. 174—212.
  • Томас Гоуинг. Борода и философия = The Philosophy of Beards. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-9614-5348-5.

Ссылки

  • Борода (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) — статья в гуманитарном словаре.
  • «Брить или не брить?» (Борода и маскулинность в современном мире) из цикла “Археология” на Радио «Свобода» (аудио, фев 2016)
  • И. Словесник «Борода» (видео).

Никогда не устану поражаться египетскому разгвоздяйству, безрукости и головотяпству. Понимаю, если бы все это происходило исключительно в курортной зоне, где “и так сойдет для иностранной местности”, но нет же! Даже в самых серьезных и самых сокровенных вопросах египтяне проявляют завидную безбашенность. Например, сегодня с утра мне на почту пришло сообщение, повествующее о том, что бедного Тутанхамона, и так помЭршего в девятнадцать годов…

…еще и без бороды оставили! Я стесняюсь спрашивать, за каким хреном товарищам реставраторам понадобилась знаменитая бородейка, являющаяся частью посмертной маски Тутанхамона. Оная маска обретелась в Каирском музее. И пока в стране царила очередная смена власти, была отправлена на реставрацию. Add. Это случилось еще в 2014 году, но сейчас история окончательно завершилась. Поэтому про нее снова вспомнили.

Конечно, одна опытная гидша, моя коллега-египтолог утверждает, что борода фараона – это “ошибка при сборке”, то есть, символизирует она совсем не густую поросль на подбородье. И у меня в связи с этим возникают нехорошие мысли, для какой такой цели использовался масочный элемент нерадивыми реставраторами. Впрочем, их будет об этом следователь допрашивать.

Но самое смешное даже не в том, что они эту бороду откоцали и поюзали. А в том, что они ее обратно приклеили… эпоксидкой! Именно в духе “так и було”. Босха на вас нет вместе с Брейгелем! Конечно, после того, как власть в очередной раз переменилась, провели инвентаризацию добра. Охренели. Вставили пистон по самые гланды тем, кто этой самой эпоксидкой орудовал. Вызвали немцев. Те тоже охренели. Потому что следы эпоксидки с бороды снимали строительным шпателем. Челюсти с пола подобрали, на место поставили, проверили, хорошо ли держатся, и заявили, что поправить дело могут. Справедливости ради стоит сказать, что мудилы, которые это безобразие учинили, пойдут под суд и реставраторскую лицензию больше в жизни не получат. В Египте это означает пожизненную ссылку на вырубку тростника в Подлуксорье.

А я сижу и думаю, вот завтра надумают какую-нибудь реконструкцию Каира и пирамиды к чертям свинячьим снесут, как часть дома из моего фото-поста про гибель цивилизаций. А потом археологи будут башку себе ломать, почему великие пирамиды были разрушены… Егитяпство, блеать.

Когда появилась борода? Этот вопрос усложняется тем, что она почти не сохраняется в ископаемом виде, – а на наскальных рисунках много ли разберешь. Впрочем, именно на наскальных рисунках верхнего палеолита бородатые мужи уже хорошо различимы.

Антропологи предполагают, что бородой могли щеголять уже австралопитеки – предки рода Люди, жившие в период с 4 млн до менее чем 1 млн лет назад.

что означает борода у фараона

БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ БОРОДЫ

До сих пор остается вопросом не вполне решенным биологический смысл бороды – его по-своему трактуют разные гипотезы. Есть, например, «гипотеза о шарфе» – она предполагает, что борода – это такой натуральный шарф для защиты первобытного мужского горла от холода, который мог подстерегать его на охоте.

Тут есть два возражения. Первое: нашему предку с обрывком шкуры мамонта вокруг могучей талии никто не мешал обмотать другой обрывок вокруг шеи. И если уж «ледниковым» охотникам так требовался согревающий волосяной покров, им не было смысла «лысеть» по всему телу.

Возражение второе: представьте, скажем, бородатого чукчу. (Не с пучком волос на подбородке, а прямо заросшего.) Не рекомендую забивать это словосочетание в поисковике: он предположит, что вы имеете в виду нечто нетолерантное, и выдаст такие же нетолерантные картинки, потому что других почти нет. Бородатого эскимоса тоже представить трудно – а ведь он живет в арктическом климате, и если бы борода служила для защиты от переохлаждения, эскимосы по ее густоте могли бы соперничать с кавказцами. В кавказских субтропиках, кстати, борода куда полезнее с теплоизоляционной точки зрения: ее волосы улавливают пот и за счет его испарения увеличивают охлаждающий эффект.

Словом, в мире наших предков роль бороды едва ли была адаптивной (иначе, кстати, она не была бы исключительно мужским «атрибутом». А ее «качество» не различалось бы так сильно у разных рас). А значит, на правду больше похожа версия о поповом отборе, которому в культивировании бороды принадлежала ключевая роль. Это подтверждается и тем, что аналоги человеческой бороде есть у животных – львиная грива, например, или бороды обезьян – орангутанов или шимпанзе. (Между прочим, окраска двухцветной, например, седеющей бороды тоже роднит самцов приматов: белое пятно под нижней губой, темные волосы по бокам: внимание концентрируется на зоне рта.) Возможно, особое значение появилось у бороды в конце каменного века, когда мужик стал в буквальном смысле мельчать (как и женщина, впрочем): вместе с былой массивностью скелета и черепа ушли важные признаки полового диморфизма (анатомического различия), и мужественности потребовались дополнительные иллюстрации.

КЛЯНУСЬ СВОЕЙ БОРОДОЙ

Одно из старинных поверий повествует об оригинальном способе попадания в загробный мир: бог втаскивает женщин на небо за косу, а мужчин – за бороду. Утрата длинных волос на голове, таким образом, лишала наших предков шансов на вечное спасение и райскую жизнь…

Почему тогда среди пословиц о бородачах есть не только уважительные: «Про то ведают большие, у кого бороды пошире», но и пренебрежительные: «Бороду вырастил, а ум выпустил»? А иногда люди и новее ценили растительность на подбородке дороже головы: «Режь наши головы, не трожь наши бороды!»

Пожалуй, ни одной детали внешности человека не уделялось столько внимания. Отношение к бороде в разные эпохи менялось от полного неприятия до превозношения. Эта быстро меняющаяся мода была подвержена влиянию двух соседних цивилизаций – западной и восточной.

Документальные свидетельства об отношении к бороде, начиная с труда «Брадоненавистник», написанного Юлианом в 353 году, досконально изучены благодаря этнографам. Это позволяет воссоздать в мельчайших подробностях достоверную картину далеких эпох. Из сочинения Валериана «О пользе бороды у священников» (1531 г.) можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся жизни служителей культа. На страницах Ветхого и Нового Заветов борода представлена как доказательство зрелости, символизируя божью благодать, верховную власть и подчинение закону.

БОРОДА ПО НАСЛЕДСТВУ

В древнем Египте правом носить бороду пользовались лишь представители царской семьи и сам фараон. (Что, в общем-то, было оправдано знойным климатом, с которым простые смертные соприкасались куда активнее.) Если приглядеться к изображениям фараонов, можно заметить, что крючок на их подбородке мало похож на волосы. Секрет в том, что бороды фараонов были фальшивыми. Это были искусственные «бороды-парики», которые изготавливались из шерсти и волос, перевитых золотыми нитями. Их прикрепляли к подбородку с помощью специальной ленты, завязываемой на затылке. Фараон не появлялся без этого украшения ни на одном публичном мероприятии. Если он умирал, борода переходила по наследству к царице, которая была обязана носить почетный аксессуар до конца своих дней.

Все остальные египтяне выщипывали бороды или сбривали их бритвами из заточенной бронзы или отшлифованного кремния.

БОРОДА ВРЕМЕН РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Во времена расцвета римской империи бритые лица расценивались как показатель высокого культурного уровня и просвещенности, а обладатели бород были представителями полупервобытных народностей. Мода на бритый подбородок, существовавшая несколько столетий, сделала резкий поворот благодаря банальному стремлению одного-единственного человека скрыть свои физические недостатки. Император Адриан (117-138) прятал шрамы и бородавки на лице с помощью растительности, положив начало новому культу и эпохе. Борода стала считаться показателем физической и моральной силы, особым знаком свободы, а в качестве самого страшного унижения применялось ее принудительное отрезание. Точно так же, как индейцы охотились за скальпами своих врагов, античные воины в качестве трофеев срезали бороды побежденных противников.

ГРЕЧЕСКАЯ БОРОДА

Мужчины древней Греции не только поголовно носили бороду, но и ухаживали за ней: завивали локонами и спиралями, пропитывали ароматическими маслами, посыпали мелом и окрашивали цветной глиной. Первые парикмахерские эксперименты по высветлению бороды были предприняты теми же греками: они задирали голову, подставляя покрытые щелочью бороды горячему солнцу. В это же время представители высших сословий придумали бриться для идентификации своего положения в обществе.

Первые ритуалы стрижки бород назывались «барбатория» и «капиллатаурия». Сакральный смысл обряда заключался в официальном превращении подростка в полноценного мужчину, а бреющий и бритый обретали особую духовную связь, похожую на взаимоотношения крестного и крестника. Стиль бороды знаменовал определенный этап в жизни: борода была дополнительным маркером принадлежности к возрастной группе. По классификации французского теолога Алана Лилльского, четырем основным возрастам мужчины соответствуют четыре типа бород: первый пушок, поросль на подбородке, густое руно и борода, нуждающаяся в стрижке.

БЕЗБОРОДЫЕ

Миряне, переходя в монашество, лишались своей бороды, и выражение «сбрить бороду» стало устойчивым синонимом аскетизма. Борода рассматривалась как источник жизни и концентрация жизненной силы. Принося волосы в жертву, будущие монахи отрекались от прошлого, переходя в новый мир, чистый и возвышенный. Святые отшельники и затворники через много лет отращивали длинную бороду в качестве символа полной независимости от внешнего мира и награды за все лишения и страдания.

Безбородыми становились те, кто пытался своим внешним видом передать высшую степень своей печали или предсмертное состояние. В данном случае обривание бороды заменяло посыпание головы пеплом, означало бесконечную скорбь. Потеря бороды воспринималась трагически – ее сравнивали с утратой крови и окончанием жизни. Во многих случаях бритье было способом социального контроля. Солдаты и заключенные чаще всего бороды не имели, символизируя повиновение.

Документальные факты подтверждают чередование европейских стандартов мужской красоты и выявляют интересную особенность: чем длиннее борода, тем скромнее наряды; чем она короче, тем пышнее прически и сильнее изощрения в одежде.

Большинство королей раннего Средневековья носили усы и короткую бородку, а в эпоху раннего Ренессанса мужчины старались выглядеть как гладколицые юноши. Борода внушала почтение, создавала суровый и мужественный образ, а ее отсутствие ассоциировалось с юностью, склонностью к романтизму. Считалось, что внешнее обновление в виде сбривания волос ведет и к внутреннему, духовному перерождению.

Несмотря на то что мужчина без бороды или с редкой бородкой воспринимался слабым, похожим на женщину и даже бесплодным, отсутствие волос на лице не осуждали, а связывали с невинностью и покаянием. Волосы, символизирующие всевозможные пороки, удалялись для очищения души. Ангелы всегда изображались безбородыми, как и прародитель человечества Адам.

ИЗМЕНЧИВАЯ МОДА

Мода на бороду или ее отсутствие, всегда наполненная глубоким философским смыслом, так часто менялась, что общество не успевало подстроиться под новые тенденции. То слышались вопли, что все «…посходили с ума и носят маленькие бородки, признавая тем самым, что подобно козлищам смердящим, они погрязли в мерзких вожделениях» (Ордерик Виталий. «Церковная история»), то борода вызывала благоговение: «Бородой отмечен мужчина сильный; наличие бороды подразумевает человека молодого, энергичного, активного, быстрого» (Августин. «Толкование на псалмы»).

Ритуал обривания часто был связан с изгнанием и наказанием, и в это же время длинная борода нередко воспринималась как вызов всему обществу. Две крайности отношения к бороде – полное ее состригание или небрежность в уходе – свидетельствовали о напряженных отношениях личности и социума.

В восточную Европу мода на длинную бороду пришла после крещения Киевской Руси. Древнерусские мужчины почитали свои бороды как святыню, а Ярослав Мудрый даже ввел внушительный штраф за нанесение ей умышленного ущерба. Иван Грозный объявил привычку бриться тяжким грехом, искушением сатаны.

НАЛОГ НА БОРОДУ

Узаконенная традиция брадоношения, усиленная религиозным подтекстом, распространялась и укреплялась ровно до того времени, пока жаждущий модернизации Петр I не отменил ее одним указом. Осенью 1698 года был принят новый закон о налоге на бороды для горожан. Отращивать растительность на лице позволялось лишь крестьянам и старцам, а молодые бородачи объявлялись вольнодумцами. Общество по своему обыкновению восприняло нововведение осуждением – ведь требовалось отойти не только от христианской традиции, но и от привычного уклада жизни. Однако денежные штрафы помогали расстаться с бородой лучше любого морального стимула. В 1715 году вместо дифференцированных в зависимости от сословия поборов за бороду была введена единая годовая пошлина на православных бородачей. Ослушников, не имеющих возможности уплатить 50 рублей, били кнутом и ссылали на каторгу для отработки этой денежной суммы.

Екатерина Вторая отменила этот налог, дискриминирующий мужское население, сохранив обязанность оставлять свое лицо «босым» только чиновникам. После семи десятков лет в опале растительность вернулась на свое законное место. Два последних русских императора, Александр III и Николай II уже красовались ухоженными бородками.

В отличие от канонов православия, католическим священникам не позволялось иметь на лице никакой растительности, но это предписание игнорировали даже многие папы с XVI по XVIII век.

БОРОДА В ИУДАИЗМЕ

В иудаизме бороде уделяли повышенное внимание. Наивысшим знаком уважения и дружбы считалось целование бороды собеседника, а вот схватиться за нее – означало смертельно его оскорбить. Тора запрещает уничтожать бороду, но запрет этот касается только применения лезвия. Относительно иных приспособлений раввины спорят до сих пор: есть авторитеты, разрешающие использовать ножницы и электрическую бритву. Обычно ортодоксальные евреи носят бороду, пейсы – длинные пряди на висках, и непременно головной убор.

Разное отношение к ношению бороды встречается в общинах каббалы, одного из течений эзотерического иудаизма, претендующего на знания тайных откровений. Некоторые не придают бороде никакого значения, а другие воспринимают ее сбривание решением о бесповоротном разрыве с общиной.

В политеистическом индуизме нет четких предписаний насчет внешнего вида его последователей. Исключением являются индийские сикхи (среди них преобладают жители индийского штата Пенджаб). Никогда в течение всей жизни ножницы не прикасаются к волосам сикха не только на голове, но и на всем теле. Длинные волосы считаются признаком мужества и силы. Классический вариант прически – пучок на голове, а борода либо свободно развевается по ветру, либо намотана на специальный шнурок и убрана под тюрбан.

АРАБСКАЯ БОРОДА

Арабов отличает особая забота о своей бороде как о главном украшении. Ее значение выражается в том. что бородой торжественно клянутся. Выражая почтение, говорят: «Да хранит Аллах твою бороду!»

Проповедующих ислам поощряют отпускать бороду такой длины, чтобы она могла уместиться в кулак. Безбородые мужчины воспринимаются женоподобными и недостойными благословения Пророка Мухаммеда. Правда, сейчас взгляды на брадобритие в исламе стали более лояльными, многие адепты не носят бороды, и это уже не считается преступлением против веры.

БОРОДА И БУДДИЗМ

Единственная религия, которая никогда не меняла свои взгляды на брадобритие – это буддизм. Подражая Будде, монахи бреют не только бороду, а всю голову в знак отречения от чувственных удовольствий и всего мирского.

ХИПСТЕРСКИЕ БОРОДЫ

Что ж, это все идеология. А откуда взялись, скажем, хипстерские бороды, торчащие в авангарде современной моды? Изначально ни о какой моде речи не шло: явление было прямо-таки противоположное. В начале 1950-х годов в джазовом Нью-Йорке хипстерами называли себя те, кто «плыл против течения» и «был в теме» (жаргонное – tu be hip). Борода была обязательным атрибутом этих «сопротивленцев». Сегодняшние взлелеянные хипстерские бороды – атрибут скорее популярный, чем идеологический. Здесь размер, как говорится, значения не имеет. Значение приобретает внешний вид, то есть лук (от глагола to look). Борода стала своеобразным пространством для творчества и способом выразить свою «непохожесть» на других. А впрочем, что объединяет бороды советских бардов, вдохновенных ученых или староверов из русской глубинки? Это признак принадлежности к определенной философии жизни.

Ну, а меняющееся отношение к бороде ярче всего демонстрирует высказывание католического философа и теолога Беренгария Турского: «Носи такую же бороду, как и твой сосед».

Борода: история, виды и символика
что означает борода у фараона

Самый заметный сигнал половой принадлежности мужчины – борода. В первобытные времена, когда еще не изобрели такие тонкие инструменты, как нож и бритва, подбородки и щеки взрослых мужчин зарастали длинными волосами. Это был не просто сигнал половой принадлежности, а отличительный знак нового вида приматов, вышедшего на историческую сцену.

Сегодня рекорд длины бороды составляет 5,3 метра. Это, разумеется, экстремальный случай, но если обычный мужчина не бреется в течение десяти лет, он превращается в довольно страшное существо с заросшим волосами лицом, превосходящее по длине всех остальных приматов, у которых растут борода и усы. Сочетание волосяного покрова на лице с копной волос на коже черепа является уникальной особенностью в животном мире.

Волосы на человеческом лице начинают расти с достижением половой зрелости под воздействием вирилизирующих, то есть мужских, гормонов. Обычно у женщины вырастает лишь пушок, заметный только при ближайшем рассмотрении, у мужчины же зарастает длинными волосами вся нижняя часть лица – челюсти, подбородок и верхняя часть горла. Эти волосы увеличиваются в длине примерно на 0,5 миллиметра в сутки. Следовательно, если мужчина перестанет бриться, через два года он станет гордым обладателем бороды длиной свыше 30 сантиметров. За пять или шесть лет можно отрастить весьма внушительную бороду, которая будет закрывать большую часть зоны груди. Ни одна другая биологическая особенность, за одним исключением, не отличает так мужчину от женщины, и ни один другой вид не может похвастаться волосами сходной длины на лице.

Волосы бороды отличаются по текстуре от волос на голове. Последние тоньше и прямее первых, которые формируют более жесткие, выраженные контуры. Другими словами, толстые и жесткие волосы бороды преобразуют лицо более радикально, чем если бы они имели такую же текстуру, как волосы головы.

Иногда волосы бороды и головы отличаются по цвету. У некоторых светловолосых мужчин растет темная борода, и наоборот. Кроме того, у пожилых мужчин седина в бороде чаще образуется отдельными участками, а не затрагивает всю ее в целом. Самый распространенный вариант двухцветной бороды – белые пятна под нижней губой и более темные волосы по бокам лица и на горле. Такая форма окраски бороды роднит мужчин с самцами многих других приматов. У некоторых видов границы между темными и светлыми зонами выражены отчетливее, чем у людей, но у других, в частности у шимпанзе, гиббонов и макак, они примерно такие же. У представителей каждого из этих видов под нижней губой имеется белое пятно, а по бокам лица растут более темные волосы. Благодаря такой окраске как у людей, так и у обезьян внимание концентрируется на зоне рта.

Основное назначение мужской бороды являлось предметом горячих дискуссий на протяжении столетий. Было широко распространено мнение, будто она служит естественным шарфом, защищающим горло от холода. Выдвигался следующий аргумент: поскольку мужчины, в отличие от остававшихся дома женщин, были вынуждены ходить на охоту, во время которой они подвергались воздействию всевозможных атмосферных осадков, природа наделила их дополнительным средством защиты от холода зимой и от жары летом.

Эта гипотеза имеет два существенных изъяна. Во-первых, поскольку бородатые мужчины обзавелись одеждой – к примеру, звериными шкурами – для защиты от холода своего по большей части безволосого тела, они могли позаботиться и о дополнительной защите горла, если это было так важно для них. Если борода появилась до того, как стала доступна одежда, не было никакого смысла в том, чтобы оставлять большую часть тела обнаженной и при этом защищать горло. Если бы охотники ледникового периода нуждались в волосяном покрове для защиты от холода, природа наверняка вернула бы им густую шерсть. Во-вторых, представители народностей, живущих в регионах с холодным климатом, например эскимосы, отличающиеся дополнительной прослойкой жира, имеют очень невразумительные бороды. Если борода служила для согревания горла, у них она должна была быть самой густой.

Если в гипотезе теплоизоляционной функции и есть доля истины, скорее всего, борода служит для охлаждения, нежели для согревания. В качестве средства для улавливания пота курчавые волосы бороды способны эффективно функционировать в условиях очень жаркого климата, увеличивая охлаждающий эффект за счет испарения пота.

Согласно альтернативной теории, борода – всего лишь проявление мужской зрелости, знак половой принадлежности, и не более того. Кроме того, она, судя по всему, служит носителем запахов. В лицевой зоне имеется ряд апокриновых желез, и их выделения лучше сохраняются на заросшей поверхности. В подростковом возрасте, когда эти железы только начинают функционировать, избыток гормонов может вызывать появление угрей. По иронии судьбы, в наибольшей степени от них страдают наиболее сексуальные тинейджеры.

В качестве визуального сигнала, обозначающего зрелого мужчину, борода придает еще большую агрессивность выдающейся вперед мужской челюсти. Когда мы сердимся, наш подбородок подается вперед; при проявлении смирения он отступает назад. Мужчины имеют более тяжелые челюсти и более выступающий подбородок, нежели женщины, что придает их лицу агрессивный вид даже в минуты абсолютного покоя. Борода усугубляет эту агрессивность.

Именно в силу данного полового различия героев всегда изображали с массивной челюстью и внушительным подбородком. Мужчин, которым природа уготовила участь родиться со слабым подбородком, считают едва ли не женоподобными. И наоборот, женщины с крупным подбородком часто автоматически воспринимаются грубыми, вульгарными. Эти предрассудки существуют до сих пор, несмотря на противоречащие им свидетельства об истинных качествах известных исторических персонажей. Многие мужчины со слабым подбородком, например Фридрих Великий, проявили себя чрезвычайно сильными личностями. Однако на подсознательном уровне мы не можем не реагировать на древние биологические сигналы половой принадлежности.

В прежние времена борода рассматривалась в качестве символа мужественности и силы. Она придавала мужчинам зрелый, внушительный вид. Представители сильного пола даже клялись своей бородой. Борода считалась священной. Бог носил бороду, и бритое божество было просто немыслимо. Фараоны Древнего Египта надевали накладные бороды для торжественных церемоний, дабы демонстрировать свой высокий статус и свою мужскую мудрость. Правительница Хатшепсут делала это с той же самой целью.

Хотя сегодня бородатые дамы ассоциируются исключительно с цирковыми экспонатами, в древности богиню-мать ради придания ей пущей значительности часто изображали с бородой. Даже в христианской мифологии присутствует бородатая женщина-мученица, святая Вилгефортис – девственница, умершая на кресте. Легенда гласит, что, когда отец решил выдать ее замуж, у Вилгефортис чудесным образом выросла борода, поскольку она дала обет безбрачия. Мужеподобная внешность исключала возможность брака, и разгневанный отец приказал распять дочь. Впоследствии ее почитали женщины, стремившиеся освободиться от гнета со стороны мужей.

Поскольку борода имела столь важное значение как знак мужественности, правители древних цивилизаций, таких как Персия, Шумер, Ассирия и Вавилон, посвящали очень много времени уходу за ней и ее украшению. Они красили свои бороды, смазывали их маслами, обрабатывали ароматическими средствами, заплетали, завивали с помощью щипцов, а в особых случаях посыпали золотой пылью и пронизывали золотыми нитями.

Некогда многим мужчинам идея расстаться с бородой представлялась чудовищной, кощунственной и совершенно немыслимой. Голое мужское лицо казалось им противоестественным. Лишиться бороды было для них настоящей трагедией. Это служило наказанием для пленных врагов, арестантов и рабов. Быть побритым означало подвергнуться позору.

Для глубоко религиозных людей бритье бороды было равносильно оскорблению Бога. Иван Грозный однажды сказал: «Бритье бороды – это грех, который не сможет смыть кровь всех мучеников. Это уродует образ мужчины как божиего создания».

Английский писатель Джон Булвер, живший в XVII веке, тоже утверждал, что бритье оскорбляет Творца: «Борода – замечательный подарок Бога, и брить ее означает быть в меньшей степени мужчиной. Это не только непристойность, но и неблагодарность по отношению к Богу и природе, отвратительно с точки зрения Священного Писания, которое запрещает нам уродовать лицо…» Несмотря на эти страстные призывы, даже в древности были мужчины, которые предпочитали являть себя миру чисто выбритыми. Есть достоверные свидетельства существования примитивной бритвы еще 30 тысяч лет назад. Самые первые бритвы изготавливали из заостренного кремня, и их использование наверняка было чрезвычайно болезненным. Позже, около трех тысяч лет назад, люди научились выплавлять металлы, и в обиход вошли железные бритвы. В какой-то момент – когда точно, неизвестно – у ацтеков в Центральной Америке появились бритвы из вулканической породы – обсидиана.

В Древнем Египте около 300 г. до н. э. волосы на любой части тела считались, по крайней мере представителями элиты, проявлением животного начала, поэтому жрецы брились каждые три дня. Египтяне добились впечатляющих успехов в развитии технологии парикмахерского дела и оставили после себя прекрасные бритвы – позолоченные и инкрустированные драгоценными камнями. Тем не менее египтяне высоко ценили мужскую бороду как символ, и это привело к конфликтной ситуации. Впрочем, ее удалось разрешить – представители высших классов общества брились и использовали для формальных мероприятий накладные бороды, называемые постиш.

Первыми добровольно начали брить бороды немногочисленные религиозные ортодоксы и священники, демонстрировавшие тем самым свое смирение перед Богом. Молодые люди жертвовали бороды своим божествам в знак покорности. Бритье на постоянной основе было впервые введено и широко распространилось в Древней Греции и Древнем Риме – в качестве военного стиля.

Есть сведения, что Александр Великий заставлял своих воинов сбривать бороды, дабы повысить их шансы уцелеть в ближнем бою. Считалось, что длинная борода дает возможность противнику осуществлять активный захват, как это сегодня можно наблюдать в реслинге. Римских солдат заставляли бриться, чтобы на поле битвы их можно было легко отличить от бородатых варваров, с которыми они сражались.

В Риме бритье вошло в моду, и для удовлетворения спроса на эту услугу в столицу империи завозили брадобреев с Сицилии. Они использовали римскую бритву, носившую название новасила, которая, по некоторым сообщениям, нередко причиняла клиентам легкие телесные повреждения. Тем не менее цирюльни пользовались большой популярностью, поскольку объекты такого рода, как и в наше время, являлись сосредоточием городских сплетен.

Следовавшие моде молодые римляне совершали особый ритуал первого бритья – они клали сбритые волосы в золотую или серебряную шкатулку и приносили их в жертву богам.

Римский полководец Сципион брился три раза в день. Юлий Цезарь тоже следил за своим внешнем видом, но не позволял слугам брить себя из опасения, что они подкуплены врагами и могут зарезать его. Великому римлянину приходилось самому выполнять эту довольно утомительную и болезненную процедуру, как и его солдатам.

Поскольку существовали две устойчивые альтернативные моды бритого и небритого лица, любая социальная группа могла выразить поддержку или неприятие того или иного явления, взяв на вооружение один из этих стилей. Когда в XI веке произошел раскол христианской церкви, все католические священнослужители сбрили бороды, дабы отмежеваться от православной церкви. Ни один папа не носил бороду, точно так же как ни один патриарх греческой или русской православной церкви не брил ее.

Есть мнение, что норманнское завоевание 1066 года свершилось из-за простой ошибки. Шпионы англосаксов приняли чисто выбритых норманнских солдат за священников, что и привело к поражению островитян.

Иногда мода менялась только в силу привычек лидера. У одного французского короля на подбородке был уродливый шрам, и он носил бороду, чтобы скрыть эту отметину. Из уважения к нему все французы в период его правления носили бороды. А вот у кого-то из владык Испании борода не росла, и все его подданные брились.

Со временем решение вопроса «Бриться или не бриться?» стало зависеть от множества разных факторов, в результате чего возникли всякого рода правила, установления и наказания. В одних религиозных орденах монахи брились, в других носили бороды. Одни должны были бриться 24 раза в год, другие – 17, третьи – 6. В одном ордене несоблюдение правила в отношении бритья наказывалось шестью ударами хлыстом. Одни монахи брили друг друга сами, другие пользовались услугами профессиональных цирюльников.

Некоторые монастыри строго придерживались своих традиций в отношении бритья, и мирянам запрещалось имитировать их стиль, поскольку это считалось святотатством. Существует леденящее кровь письменное свидетельство, согласно которому один мирянин, сбривший бороду, был обвинен в подражании вышестоящим духовным лицам, и в качестве наказания за это ему выдавили глаза. Слишком дорогая плата за голый подбородок.

Некий историк пишет, что бритье бороды послужило одной из причин начала Столетней войны. Королем Людовиком VII был недоволен папа, и правитель Франции сбрил бороду в знак покаяния. Его жена, Элеонора Аквитанская, никогда раньше не видевшая мужа без бороды, была столь шокирована, что стала избегать его, и пустилась во все тяжкие. Когда впоследствии Людовик развелся с супругой, она, забрав все свое огромное состояние, вышла замуж за герцога Нормандского, который позже стал английским королем Генрихом II. То, что Элеонора забрала свои деньги, ослабило французскую и усилило английскую корону, и это способствовало началу войны. Если эта история соответствует истине, она являет собой однозначный пример катастрофы, произошедшей из-за того, что человек сбрил бороду.

Иногда ситуация складывалась таким образом, что наличие или отсутствие бороды определяло классовую принадлежность. Так было в Англии в елизаветинскую эпоху, когда борода была обложена налогом. Его самая низкая ставка составляла значительную для того времени сумму – три шиллинга и четыре пенса в год. Это способствовало тому, что только представители высших классов могли позволить себе щеголять с бородой, которая стала знаком материального благополучия.

В других случаях обладатели бороды, напротив, подвергались общественному остракизму, которому могли противостоять только самые упрямые и мужественные люди. Так, в 1830 году в Массачусетсе одному бородатому мужчине дети разбили камнями оконные стекла, а местный священник отказал ему в причастии. Затем на несчастного напали четверо мужчин, пытавшихся насильно побрить его. Ему удалось отбиться, но он был арестован за нападение и получил год тюремного заключения.

Обычно столь суровые меры были совершенно излишни, и большинство представителей сильного пола охотно брились без всякого принуждения. Только в культурах, где роль мужчины рассматривалась с патриархальной точки зрения, таких как позднее викторианское общество, борода была широко распространена и являлась социальной нормой.

В наше время какие-либо правила в отношении бороды практически исчезли. Сегодня мужчины могут ходить чисто выбритыми, с усами, щетиной или бородой, не опасаясь гонений. Исключением служат регионы, где представители экстремистских религиозных группировок контролируют внешний вид людей. Религиозные фанатики, а также те, кто не отрицает террор, почти всегда носят бороды в угоду своим воинственным богам.

По мнению отдельных мусульманских проповедников, мужчина, строго придерживающийся норм ислама, обязан носить бороду. Очень многие мусульмане в настоящее время игнорируют это правило, по поводу чего один из проповедников высказался так «Никто не объявлял допустимым стричь бороду короче, чем в кулак длиной, как это делают некоторые подвергшиеся западному влиянию мусульмане и гермафродиты… Таким образом, мусульманин, бреющий или постригающий свою бороду, уподобляется гермафродиту… Бритье и стрижка бороды – это признак неверия».

Другой апологет ислама взывает к чисто выбритым единоверцам: «Братья! Отращивайте бороду, поскольку это способствует нашему сплочению… Мы знаем, вы считаете себя более привлекательными без бороды, но какое это имеет значение? Разве имеет значение, какими видит вас Аллах? И когда вы будете отращивать бороду, отращивайте ее правильно, то есть на длину кулака, как это предписано, и ни в коем случае не короче».

Талибы, правившие некоторое время в Афганистане, испытывали особую ненависть к бритым лицам и подвергали суровому наказанию афганцев, чья борода не достигала надлежащей длины. Говорят, иногда мужчин даже казнили за это «преступление» или отрезали им носы. В тех районах Пакистана, где распространилось влияния Талибана, цирюльники, бреющие бороды, серьезно рискуют жизнью.

Любопытно, что в Коране нет ни единого упоминания о том, что мусульманин должен носить бороду, и совершенно непонятно, откуда взялось данное правило. В этом отношении все ясно с сикхами. У них борода является одним из пяти священных знаков отличия их религии и не может подвергаться малейшим видоизменениям в целях адаптации к требованиям современной жизни. В определенных ситуациях это создает проблемы. В Канаде одному пожилому сикху, попавшему в больницу, медсестра, несмотря на его протесты, сбрила бороду в соответствии с обычными правилами гигиены. Старик был в отчаянии и, как стало известно, выписавшись из стационара, был вынужден скрываться от единоверцев. Он говорил, что тень бесчестья пала на всю его семью. Его родственники обратились в общество защиты прав человека с жалобой на администрацию больницы и получили от ее представителей нижайшие извинения и клятвенные заверения в том, что с медсестрой провели беседу и весь персонал проинформирован об особенностях сикхской религии.

Столь же трепетно относятся к своей бороде ортодоксальные иудеи. В Талмуде борода рассматривается как украшение мужского лица, выражающее зрелость и благочестие. В Торе говорится, что израильтяне «не должны осквернять край бороды своей».

В современном обществе существует свобода выбора, и подавляющее большинство мужчин (около 90%) ежедневно бреются. Сегодня на Западе, если не считать религиозных экстремистов, бороду носят главным образом социальные бунтари того или иного толка. К помощи бритвы наряду с художниками и моряками отказываются прибегать индивидуалисты, эксцентрики, мачо и хиппи.

Как правило, бороды мачо аккуратно стригутся, дабы продемонстрировать властность и одновременно организованность их обладателей, в то время как бороды социальных бунтарей обычно отличаются буйством и беспорядочностью, отражая их пренебрежение к условностям общества.

Практически все сегодняшние политические лидеры и главы государств бреются, демонстрируя тем самым свою приверженность общественному традиционализму, и только один известный всему миру государственный деятель носит длинную бороду. Это правитель Кубы Фидель Кастро (В настоящее время среди глав государств и политиков высокого ранга приверженцев бороды не осталось. В феврале 2008 года Фиделя Кастро на посту председателя госсовета Кубы сменил его брат Рауль. – прим. ред.). Этот случай представляет интерес, поскольку Фидель к тому же носит военный френч, не являющийся предметом официальной армейской униформы. Своим внешним видом команданте как бы заявляет: «Я мог бы сидеть в президентском дворце, но мой мятежный дух все еще находится там, на передовой, где у солдата часто нет времени побриться».

Сегодня существует множество клубов бородачей, которые устраивают встречи и соревнования на международном уровне. Мужчины собираются для того, чтобы сравнить свои бороды и выяснить, у кого они длиннее и импозантнее. Еще недавно функционировали несколько отдельных клубов усачей, но сегодня они объединены под эгидой Всемирной ассоциации бороды и усов. Всего имеется 26 клубов в 11 странах, и их члены ежегодно съезжаются для того, чтобы выявить нового чемпиона мира.

Многие участники соревнований демонстрируют великолепные, длинные, натуральные бороды, но есть и такие, кто разрабатывает причудливые и чрезвычайно сложные стили, попахивающие нарциссизмом. Для них отращивание бороды стало хобби и средством проявления индивидуальности. Вследствие того что такого рода бороды требуют тщательного ухода и создают множество неудобств в повседневной жизни, они встречаются крайне редко.

Среди множества типов бороды, которые можно увидеть на встречах членов этих клубов, чаще всего встречаются следующие.

Подбородочная повязка. Борода с длинными баками, выступающими вперед и заканчивающимися под подбородком.

Подбородочная борода. Пучок волос под нижней губой.

Круговая борода. Подбородочная борода и усы соединяются по бокам рта, образуя круг.

Гарибальди. Широкая борода с закругленным нижним краем, соединяющаяся с усами.

Козлиная борода. Пучок волос на подбородке, напоминающий козлиную бородку.

Келдорн. Козлиная борода в сочетании с вертикальными полосками от уголков губ до линии челюсти, но без усов.

Мушкетерская борода. Маленькая заостренная бородка в сочетании с узкими рельефными английскими усиками.

Королевская борода. Пучок волос под нижней губой в сочетании с усами.

Ван Дейк. Густая козлиная борода в сочетании с усами с вздернутыми кончиками.

Верди. Борода с закругленной нижней частью, слегка выбритыми щеками и рельефными усами.

Викинг. Вариант, когда волосы густо покрывают щеки, подбородок и верхнюю губу, не оставляя открытых участков кожи.

Но почему же 90% современных мужчин ежедневно бреются? С учетом важности бороды как знака принадлежности к мужскому полу сегодня, когда какие-либо культурные ограничения отсутствуют, этот обычай представляется странным и противоестественным. Все старые правила, связанные с религиозными нормами, классовой структурой общества и модой, давно забыты, тем не менее чисто выбритое лицо стало социальной нормой.

Так по какой же причине подавляющее большинство взрослых мужчин во многих странах отказывается от главного знака своей половой принадлежности? Бритье – малоприятная процедура, отнимающая время, требующая наличия недешевых аксессуаров и не имеющая какого-либо смысла, поскольку она не защищает лицо и не придает ему больше мужественности. Напротив, чисто выбритый мужчина меньше похож на мужчину, нежели бородатый.

Если мужчина ежедневно уделяет бритью 10 минут (допустим, в течение 60 лет), в сумме это время составляет 3650 часов, потраченных впустую. Лорд Байрон называл бритье ежедневной мукой, сравнимой с беременностью. Однако он явно преувеличивает: беременность длится в среднем 266 дней, в то время как общее время, затрачиваемое мужчиной на бритье, составляет 152 дня.

Тем не менее это все же значительное время, которое можно было бы потратить с большей пользой. Следовательно, чисто выбритое лицо должно иметь какие-то преимущества, которые не видны на первый взгляд. Вот некоторые из возможных плюсов такого лица.

Молодость. Юноши не имеют бороды. В комедии «Много шума из ничего» Шекспир говорит: «Тот, кто имеет бороду, – больше, чем юноша, а тот, кто не имеет бороды, – меньше, чем мужчина». Для драматурга стремление выглядеть моложе было оскорблением мужского достоинства, но в современном обществе существует культ молодости, и как мужчины, так и женщины стараются выглядеть как можно более молодыми. Таким образом, благодаря бритью мужчина выглядит моложе, чем он есть на самом деле.

Аккуратность. Борода может стать источником инфекции, особенно если ее владелец неаккуратно ест. Напомним, что в XVII веке мужчины в Ирландии за столом использовали бороду в качестве салфетки, вытирая об нее жирные пальцы. Даже очень опрятному человеку не удается предотвратить попадание жидкости и кусочков пищи в волосы бороды. Бритое лицо помогает избежать этого, поэтому остается чистым.

Дружелюбие. Когда мужчина, осознанно или неосознанно, демонстрирует угрозу, его подбородок выступает вперед, что является ключевым элементом этой позы. Если у него имеется большая окладистая борода, это придает ему еще более агрессивный вид. Если же человек чисто выбрит, он выглядит намного более дружелюбным.

Выразительность. Борода скрывает мелкие изменения выражения лица и мешает выявлять индивидуальные качества ее обладателя. Бородач выглядит бесстрастным и скрытным. Иногда говорят, что мужчина прячется за своей бородой. Таким образом, на чисто выбритом лице значительно легче читать эмоции.

Благоухание. Борода служит уловителем запахов. На лице имеются апокринные железы, и слюна тоже несет в себе персональный запах. Выделения желез и слюна легко задерживаются волосками лица и со временем приобретают специфический запах. Следовательно, чисто выбритое лицо потенциально является более приятным в смысле благоухания.

Забота о партнере. Некоторым женщинам нравится чувствовать прикосновения бороды к своему лицу во время любовной прелюдии, но если она затягивается, кожа лица любительницы такого рода ощущений краснеет, и на ней может появиться раздражение. Следовательно, выбритый мужчина – более щадящий вариант воздействия на женское лицо. Но это относится только к чисто выбритым: щетина еще больше раздражает кожу, нежели борода.

Открытость. Борода играет роль маски, скрывая детали мужского лица. Густые, обильные волосы на нем нивелируют индивидуальность мужчин и делают их похожими друг на друга. Борода – своего рода барьер между ее обладателем и собеседниками. Бритый мужчина внушает большее доверие. По этой причине адвокаты часто советуют клиентам, которые носят бороду, побриться.

Собранность. Борода требует меньше внимания, нежели бритое лицо. Хотя некоторые мужчины тратят много времени, ухаживая за растительностью на своем лице, аккуратно постриженной и тщательно оформленной, число тех, кому просто лень бриться, а заниматься своей бородой не хочется, больше. Лица последних свидетельствуют о беспечном, беспорядочном отношении к жизни, тогда как выбритое лицо демонстрирует деловитость, работоспособность и сосредоточенность.

Женоподобность. Бритое лицо неизбежно выглядит менее агрессивным, нежели бородатое. Хотя мало кто из мужчин думает, глядя на себя в зеркало во время бритья: «Из-за этого я становлюсь больше похожим на женщину», это непреложный факт. Поскольку бритое лицо менее мужественно, визуальный эффект угрозы уменьшается и, соответственно, снижается конкурентный потенциал. Для кого-то эта более женственная внешность привлекательна, но еще не так давно у многих она вызывала отвращение. Джеймс Булвер негодовал по поводу голого подбородка: «Какое свидетельство женственности может быть большим, нежели появление на людях с гладкой, как у женщины, кожей лица, постыдная метаморфоза… Какой позор иметь гладкое лицо, напоминающее лица представительниц слабого пола!» Бритье, продолжал он, «это нелепая мода, покрывающая бесчестьем тех, кто ей следует…» И в том же духе на 24 страницах.

В наше время психоаналитики тоже относятся к бритым лицам с сомнением. Согласно Фрейду, исследование символизма сновидений показывает, что бритье бороды имеет странный, подсознательный смысл. Поскольку борода представляет собой темное пятно волос, из которого может появиться длинный красный язык, она интерпретировалась как мужской сексуальный мотив. Таким образом, для фрейдистов бритое лицо – выхолощенное лицо, и сон о бритье – это сон, навеянный страхом перед кастрацией. Неудивительно, что сам Зигмунд Фрейд носил бороду.

Традиционализм. В эпоху, когда чисто выбритое лицо является общепринятой нормой, борода служит откровенным признаком нонконформизма. Бородатый боевик, волосатый художник, заросший хиппи, косматый изобретатель – все это нонконформисты, отказывающиеся мириться с существующим порядком вещей и демонстрирующие это своей нетрадиционной внешностью, абсолютно не соответствующей условностям, принятым в обществе.

Респектабельность. Бороду зачастую носят маргиналы – люди, утратившие перспективы, спившиеся, бомжи и лишившиеся рассудка. У них либо отсутствуют аксессуары для бритья, либо нет желания пользоваться ими. Борода отражает их очень низкий социальный статус.

Цивилизованность. Борода состоит из волос, и морды животных покрыты шерстью, поэтому волосатое лицо роднит обладателя бороды со зверем. Следовательно, бритье делает нас в большей степени людьми. Это была главная причина, побудившая древних египтян начать бриться. Бороду носили в доисторические времена, поскольку тогда не было бритв. Это значит, что сегодня борода является пережитком далекого первобытного прошлого. Таким образом, бритое лицо подсознательно ассоциируется с более высокой степенью развития.

Индивидуальность. Накладную бороду зачастую носят для маскировки, и, стало быть, бородатое лицо в большей степени анонимно, чем бритое. Следовательно, гладко выбритый человек более узнаваем.

Умеренность. Борода часто является атрибутом радикальных религиозных движений. Так, хасиды следуют кодексу Левитов, который запрещает брить бороду. Это неизбежно вызывает ассоциации между бородой и религиозным фанатизмом. Следовательно, бритое лицо – признак мирной сущности ее обладателя, свидетельствующий об умеренных взглядах.

В свете всего сказанного выше становится понятно, почему бритье сегодня столь популярно. Чисто выбритое лицо намного больше подходит более толерантному, дружелюбному «новому человеку», нежели бородатое. В самом деле, классическая борода все чаще рассматривается как характерная особенность самодовольного, агрессивного мужлана, несущего в себе потенциальную угрозу.

Чисто выбритое лицо, напротив, становится проявлением культурного умиротворения со стороны мужчин, которые больше не претендуют на физическое превосходство в качестве мужского права и демонстрируют дружелюбие. Другими словами, чисто выбритое мужское лицо посылает визуальный призыв к сотрудничеству, а не к конкуренции. Оно как бы говорит партнеру: «Я снижаю свой уровень природной агрессивности в надежде на то, что ты снизишь свой. В результате мы сможем сотрудничать, не пробуждая в себе свойственную нам с древних времен воинственность».

Бородачи выдвигают свои аргументы в пользу отказа от бритья. Благодаря бороде, говорят они, мужчина выглядит более мужественным, зрелым и уверенным в себе. Она придает лицу выражение независимости, внушительности, мудрости и загадочности.

С практической точки зрения борода способствует экономии денег на бритвенные принадлежности и аксессуары и времени, уходящего ежедневно на бритье. Мужчинам, отказавшимся от этой процедуры, не приходится скоблить щетину по утрам и беспокоиться по поводу синевы на щеках, появляющейся к вечеру. У них не бывает на лице порезов и раздражений. Кроме того, борода скрывает шрамы на лице и компенсирует отсутствие волос на голове. Ее можно поглаживать, накручивать на палец и даже посасывать. Бородатый человек – это тот, кто не желает уподобляться толпе и следовать официальной моде.

К счастью, большинство мужчин в современном мире помнят о свободе выбора. Фанатизм и жестокие наказания за несоблюдение общепринятых норм остались в далеком прошлом. Даже трехдневная щетина на щеках не встречает возражений, а в некоторых кругах вызывает восхищение и считается стильной. Сегодня на заросшем волосами мужском лице может появиться все что угодно, и это делает современных представителей сильного пола более индивидуальными и более интересными.

Борода может использоваться в качестве средства невербального общения. Существует несколько жестов, связанных с мужским подбородком и бородатым лицом.

Поглаживание подбородка означает: «Я думаю». Этот жест восходит к временам, когда борода являлась традиционным символом мудрости и пропускание пальцев сквозь ее волоски свидетельствовало о глубоком раздумье.

Борода также используется в качестве символа медленного роста и течения времени во многих региональных жестах. Например, в Германии и Австрии поглаживание большим и указательным пальцами одной руки реальной или воображаемой бороды с двух сторон означает: «Шутка, которую ты сейчас произнес, настолько стара, что у нее выросла борода».

Если житель Франции или северной Италии потирает тыльной стороной ладони подбородок снизу, он хочет сказать: «Посмотри, у меня уже появилась борода, пока я терплю все это». Однако, если такой жест выполнен в агрессивной манере, он имеет другой смысл: «Я обращаю на тебя символ своей мужественности!» Он носит оскорбительный характер и адресуется тому, кто, как предполагается, лжет или чем-то сильно досаждает. Это современная версия первобытной угрозы.

И наконец, у тех мужчин, которые не желают носить бороду, есть возможность демонстрировать другой признак мужественности. Люди с сильно выступающим вперед подбородком очень часто имеют в его центре небольшую ямочку, которая почти повсеместно считается настолько привлекательной мужской особенностью, что Майкл Джексон создал ее у себя хирургическим путем.

Самые знаменитые подбородки с ямочками повсеместно ассоциируются с голливудскими звездами Кирком Дугласом, Гэри Грантом и Джоном Траволтой. Если у вас такой ямочки нет, вы можете съездить на Филиппины и стать ее обладателем всего за 450 долларов

источник: Моррис Д. Глава восьмая. Борода. / Голый мужчина. Пер. с англ.: Г. Сахацкого. М.: Эксмо, 2009. С. 144-169.

Just dance… Gonna be okay. Da-da-doo-doo! Just dance…

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here