Борода в истории россии

Предлагаем ознакомиться с темой: "борода в истории россии", включая последние тенденции.

Борода́ — волосяной покров на нижней части лица. Один из мужских вторичных половых признаков у человека, обусловленных наличием тестостерона.

История

Все мужчины Древнего Египта брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.

В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан.

Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.

Борода в православии и в России

В греческой Православной церкви ко времени Крещения Руси, к концу X века, установился всеобщий обычай среди православных — обязательное брадоношение. Во время Раскола христианской церкви одним из обвинений, которое выдвинули православные греки против латинян (католиков), было брадобритие:

Об обязательном ношении бороды для христианина писали многие православные святители и писатели. Во главе Русской церкви стояли греческие митрополиты, которых ставил Константинопольский патриарх, и они ему же и подчинялись, поэтому русские взяли греческие религиозные воззрения, в том числе обязательное брадоношение. Ношение бороды в России было установлено и закреплено законодательно в сборниках гражданских и церковных правил и традиционно сохранялось.

В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 рублей — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Правила о брадоношении были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах — обязательных сборниках правил для всех православных. В решениях Стоглавого собора Русской поместной церкви в 1551 году подтверждён запрет на брадобритие — 40 глава. Запрет на брадобритие вошёл и в Большой Потребник. Запрет на бритьё бороды сохранился и после церковной реформы. Кормчая, напечатанная в 1661 году, повторяет этот запрет. Патриарх Адриан в своих проповедях говорит о запрете на сбривание бороды и сравнивает брадобрийцев с собаками и кошками и говорит о том, что они становятся женоподобными. Брадобритие считалось в православной Руси признаком педерастии и мужеложества.

Радикальное изменение — обязательное бритьё бороды было введено Петром I в 1699 году сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина, достойном человека, мужской красоте и поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. 16 января 1705 года вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам и диаконам без платы, а всем остальным за специальную плату, с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак, с разных категорий людей разные суммы: 60, 100 и 30 рублей. Пётр стремился к полной ликвидации брадоношения среди жителей городов, поэтому указ о разрешении носить бороду существовал недолго. Указом 17 декабря 1713 года было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца)  ; указом от 29 декабря 1714 года было введено наказание для ослушников — их били кнутом и отправляли на каторгу . Исключение для ношения бороды и национальной одежды было сделано только для старообрядцев, согласно указу Петра от 6 апреля 1722 года старообрядцы должны были платить по 50 рублей в год за бороду, и они не имели права никакой другой одежды носить кроме как: зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть обязательно красного цвета — из красного сукна, а само платье нельзя носить красного цвета. Если кто из старообрядцев появлялся в другой одежде, то с того брали штраф — 50 рублей. 13 ноября 1724 года по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима Пётр издал указ о том, чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, указывающие, что плата за бороду уплачена, эти знаки старообрядцы были обязаны нашивать на свою одежду и их носить; женщины-старообрядки, согласно этому указу, были обязаны носить платья опашни и шапки с рогами.

Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век, с этой целью христианские сочинения, в которых говорилось об обязательном брадоношении, не печатали. Например, совсем не печатали с середины XVII века Кормчую — сборник правил Православной церкви. Когда же её напечатали в 1778 году, то 47 главу, в которой говорится о запрете на бритьё бороды, исключили.

Ища выход из идеологического тупика, Уваров предложил в 1833 году теорию «официальной народности». Развивая эту идею, славянофилы вернулись к ношению бороды и к ношению русской одежды. Правительство отрицательно относилось к славянофилам: отдельных славянофилов за резкость высказываний сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все же попытки славянофилами издания газет и журналов немедленно пресекались. Но идеи возвращения к своим православным и национальным корням постепенно находили сторонников в образованном обществе. Два императора, Александр III и Николай II, уже сами носили бороды.

Борода в религии

Католичество

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Фактически, многие папы даже во время позднего средневековья и возрождения носили полноценные бороды и усы (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V). В унии никогда не действовали правила о брадобритии.

Иудаизм

В Танахе запрещается евреям сбривать бороду только лезвием:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)

Обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). При этом подстригание бороды ножницами не запрещено. Причины запрета не ясны, возможно, в Древнем мире стиль бороды являлся этническим маркером. В новое время с распространением каббалы запрет приобрёл мистический смысл. Известный каббалист Рамхаль не носил бороды, проживая за пределами Святой Земли Израиля. Сегодня обычаи бритья и стиль бород варьируются от общины к общине. Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной, а религиозные сефарды и литваки не придают бритью особого значения. Общим, в том числе среди нерелигиозных евреев, является правило не бриться в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

Ислам

По мнению большинства исламских правоведов ношение бороды является обязательным для каждого мусульманина, а её сбривание запрещённым. Мусульманам рекомендуется отпускать бороду длиной в сжатый кулак. Стрижка усов и отпускание бороды относится к человеческому естеству (фитра).

Согласно преданию, во времена пророка Мухаммеда ношение усов и сбривание бороды было отличительной особенностью огнепоклонников. Исламские богословы считают, что мужчина, сбривающий бороду, уподобляется женщине.

Эволюционное значение

Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагал, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов. Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус. Распространено заблуждение, что густая борода является потенциальной защитой щитовидной железы и шеи от холода.

Бородатые женщины

Афиша XIX века:

Настоящая бородатая женщина. Мисс Энни Джонс Эллиот

Женщины, как и мужчины, способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин сбривают или выщипывают любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам, поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.

Примером является Юлия Пастарана.

При наличии у женщины заметного пушка на лице часто применяется эпиляция.

Типажи по эпохам

История моды на волосатость лица также демонстрирует определяющее влияние социального фактора на возможность иметь усы и бороды, на допустимые фасоны бород, на отношение к ним со стороны общества.

В Древнем Египте мужчины брили бороду и усы, небольшие искусственные бороды носили только представители царской семьи. В Древней Греции бритьё вошло в обиход с IV века до н. э., оттуда оно было перенято римлянами после завоевания Греции Римом. Мода на усы и бороду восстановилась в Риме при Адриане

Документированная история западноевропейских стран позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида. Отмечается закономерность: при моде на пышные причёски бороды укорачивались или исчезали совсем, и наоборот, когда носили более простые причёски, бороде и усам уделялось большее внимание. В позднее Средневековье и ранний Ренессанс (XIV—XV вв.) идеалом мужской внешности было выглядеть похожим на юношу в любом возрасте, и мужские лица были бриты. В период господства бургундской моды при длинных завитых волосах появляются лишь небольшие усы и бороды.

В последующий период (с 1500 года до конца Ренессанса (1620)) большинство мужчин всех возрастов носили бороды и длинные усы.

С началом эпохи барокко (с 1620) борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли. Во Франции, бывшей европейской законодательницей мод, придворные, подражая молодому королю Людовику XIV, чисто брили лицо, усы носили лишь военные. До середины XIX века полностью преобладала модель бритого мужского лица. После революции 1848 года произошёл обратный процесс, который распространился на всю Европу:усы и борода стали господствующими во внешнем виде мужчин.

Но со второй четверти XX века бритые лица становились массовым феноменом. Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности. Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.

См. также

  • Усы
  • Бакенбарды
  • Налог на бороду

Примечания

  1. ↑ Вики: Костюм Древнего Египта
  2. ↑ Решение Константинопольского синода 1054 года
  3. ↑ Acta et scripta, quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant. Ed. Dr. Cornelius Will. Lipsiae, 1861. С.155-168
  4. ↑ О брадобритии от святых отцов
  5. Выписки из священного писания и предания о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении.
  6. ↑ Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. 2011 год, Страницы 46 — 47.
  7. ↑ Протоиерей Евгений Чунин. О грехе брадобрития
  8. ↑ Голубинский Е. Е. История русской церкви : Том 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй, Московский Университетская типография, 1900 стр. 396
  9. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том IV. С 1700 по 1712.; 1830 № 2015 стр. 282 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  10. ↑ Сам указ не сохранился, но на него есть указание в указе №2874 от 29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  11. ↑ 2874.— Декабря 29. Именный объявленный изъ Сената. — О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  12. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том V. С 1713 по 1719.; 1830 № 2874 стр. 137 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  13. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VI. С 1720 по 1723.; 1830 № 3944 стр. 641 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  14. ↑ Выписки из указов Петра I-го относящихся к расколу, с приложением выписок из исторических сочинений.
  15. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VII. С 1724 по 1727.; 1830 № 4596 стр. 368 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  16. ↑ Кормчая 1778 г. («Екатерининское» издание.) Том 2
  17. ↑ Теория «официальной народности». Славянофилы и западники
  18. Борода — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  19. ↑ Аль Мавсуатуль Фикхийятуль Кувейтийя: 35/225-226. — Кувейт, 1408/1988.
  20. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т.. — Т. 4. — С. 2659.
  21. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2762 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  22. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2768 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  23. ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. — Т. 2. Ч. 3. — С. 146, 147.
  24. Абу Хамид аль-Газали. Ихья ‘улюм ад-дин. — Т. 2/257.
  25. Сергей Глаголев. Почему у человека редуцировался волосяной покров на теле и остался на голове и в других местах?. Элементы.ру (2011). Проверено 8 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  26. ↑ М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Том 1. — М.: Академия моды, 1993. с. 19
  27. Ф. Ф. Велишский. Быт греков и римлян. — Прага: Типография И. Милиткий и Новак, 1878. — С. 232. — 670 с. — ISBN 5424172334, 9785424172335.
  28. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 353

Литература

  • Борода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Борода на Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Джайлз Констебл. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. — М., 1994, с. 165—181
  • Фаресов А И. История бороды и усов. // Исторический вестник, 1904. Т. 98, № 10. С. 174—212.
  • Томас Гоуинг. Борода и философия = The Philosophy of Beards. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-9614-5348-5.

Ссылки

  • Борода (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) — статья в гуманитарном словаре.
  • «Брить или не брить?» (Борода и маскулинность в современном мире) из цикла “Археология” на Радио «Свобода» (аудио, фев 2016)
  • И. Словесник «Борода» (видео).

    Борода сопровождает мужское население земли с самых ранних эпох и история бороды чрезвычайно богата и интересна. Доподлинно неизвестна ее функциональная роль и почему в процессе эволюции борода сохранилась практически в неизменном виде. Большинство теорий не выдерживает критики и только теория объясняющая наличие бороды как «украшения» выглядит наиболее правдоподобно. И действительно, мужчина с бородой выглядит старше, суровее и брутальней.  Возможно наши доисторические предки тем самым предостерегали своих потенциальных врагов и красовались перед особями противоположного пола. Вот и получается, что борода, это лучшее украшение мужчины.

С течением времени бороды, как и отношения к ним претерпевали множество изменений.

Древний Египет

борода в истории россии

Борода как символ власти в древнем Египте

В разных народностях сложилась своя история взаимоотношений с бородой. Так в древнем Египте, например, наличие бороды, да и вообще растительности на теле считалось проявлением животного начала. Тем не менее бороду очень ценили как символ власти. В следствии этого Борода Фараона была искусственной, сплетенной из шерсти (причем особенной формы), в нее вплетались цветные шнурки и ленточки, называлась такая борода постиш.

Греция

борода в истории россии

Борода — неотьемлемый атрибут древнегреческих мыслителей

В античной Греции борода была неотъемлемой частью зрелого мужчины. Сложно себе представить древнегреческого мыслителя без бороды. В то время часто использовались аналоги бигудей которые использовались что бы придать бороде особую закрученную форму. Так же приверженцы той или иной философской школы отличались своей особой формой бороды. Одним же из первых правителей заставлявший мужчин бриться, стал Александр Македонский. Александр объяснял это тем, что борода мешает воину в бою, за нее можно схватить. Неофициальная же версия гласит, что Великого полководца просто не росла борода и он этого стыдился. Именно в то время и появилась мода на гладкие лица, делающие мужчин более юными.

Древний Израиль

Не должно брить головы своей и подстригать края бороды своей

У мужчины древнего Израиля ношение бороды было обязательным. Как правило бороды были средней длинны и аккуратно подрезались. Дело в том, что Израиль окружали многочисленные варварские племена исповедующих язычество. И зачастую языческие обряды таких племен включали в себя мужеложство, гомосексуализм и прочие извращения.  И так как эти племена постепенно вырождались, во многом из-за подобных извращений, Закон Моисея запрещал мужчинам быть похожими на женщин, брить лицо и носить женскую одежду, как и наоборот.

Рим

    В древнем Риме в почете были короткие стрижки и гладко выбритое лицо. Тем самым Римляне выделяли себя среди окружающих их плен варваров. Миловидность и юность были постулатами моды первой европейской республики. А на фоне гладко выбритых лиц, бородатые и могучие варвары–рабы пользовались определенным интересом среди финансово обеспеченных дам. Но наряду с гладко выбритыми лицами у Римлян было очень серьезное отношение к растительности на лице. Появление волос на подбородке и щеках означало очень важную веху в жизни молодого римлянина. Зачастую первые волосы сбривались и помещались коробочки и посвящались богам.

Средневековая Европа

    В средневековье отношение к бороде менялось регулярно. Некоторые народности гордились пышной бородой, отражающей здоровье и силу своего владельца, другие народы стремясь отличаться от соседей варваров брили свои бороды.  Даже в рамках одного народа отношение к бороде могло меняться по несколько раз за век.  Наличие или отсутствие бороды часто   отражало религиозные взгляды своего хозяина. Так, например, католические священнослужители брили лицо в противовес православным «бородатым» священникам.

Борода на Руси

борода в истории россии

Всем уплатившим налог на бороду выдавалась особая монета «Бородовой знак»

    Ну Руси борода почти всегда была в почете и особенно оберегалась. Так Ярослав мудрый даже ввел штраф за нанесение ущерба чужой бороде. Да даже просто схватить за бороду считалось очень оскорбительным поступком, ценой которого была смертная обида. С принятием христианства важность бороды еще больше укрепилась, так как считалось, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Безбородые же мужья считались неполноценными или больными. Часто бороду брили в наказание, как правило за особо тяжкий и стыдный грех, блудливость, мужеложство. Такие порядки продолжались вплоть до Петровской реформы.

    ­Петр I с самого начала своего правления взял курс на запад. И первое, что он сделал, вернувшись из-заграницы, так это собственноручно отрезал ночницами бороды нескольких знатных бояр. Позже царь неоднократно проделывал подобную операцию, чем шокировал не только знатных бояр, но и священнослужителей, ведь считалось что бриться это грех. Часто солдаты позволяли себе, следуя указу Петра, рубить бороды простолюдинам, что в свою очередь нагнетало обстановку в обществе. Так больше продолжаться не могло и Царь согласился пойти на компромисс и ввел налог на бороду. Теперь каждый желающий носить бород должен был заплатить налог. Уплатившим же эту пошлину, в подтверждение, выдавалась специальная монета – бордовой знак. Кстати сказать это был первый в истории бороды налог.

    В настоящее время практически не осталось никаких ограничений на ношение бороды (за исключением, возможно, вооруженных сил некоторых стран и религиозных общин). И каждый мужчина волен сам выбирать носить ли ему бороду или быть гладко выбритым. Но стоит ли отказывать от такого украшения, подаренного самой природой исключительно нам, мужчинам? Ведь с течением времени в отношении бороды неизменным осталась лишь одно – борода всегда была и остается признаком настоящего мужчины!

Мода на усы или бороду – это отражение взглядов общества на то, что приемлемо, а что нет во внешности сильной половины человечества. От эпохи к эпохе мода на бритость менялась. Причем в одно и то же время у разных классов общества она была разной. Мода на бороду в России всегда испытывала влияние соседних цивилизаций – с одной стороны Западной и с другой Восточной (Южной).

борода в истории россии

Борода в древнем мире

История бороды начинается со времен первобытных людей. Изначально она предназначалась для утепления особо чувствительных участков кожи щек и подбородка. Лишь в середине I тысячелетия до н.э. борода воспринималась в качестве украшения мужского лица.

борода в истории россии

Для ухода за своей бородой первобытный человек вынужден был выполнять самые простые парикмахерские процедуры:

— для того чтобы немного подрезать бороду, он использовал кремневый нож;

— для расчесывания бороды применялись рыбные кости.

Древние египтяне по-особому относились к бороде. Лишь фараонам было позволено носить бороды. Мужчины же сбривали бороды бритвами из кремния, а более состоятельные люди – бритвами из бронзы. Фараоны, которые не отращивали собственную бороду, носили фальшивую. Такую бороду при помощи лент подвязывали  к лицу, а концы ленты за ушами завязывались в узел. После смерти фараона его бороду обязана была носить царица.

В древнегреческом же обществе бороды носили практически все, кроме знати, представители которой предпочитали ходить с чистым лицом. Именно там и зародилась мода на бритье, которая позднее перекочевала в Древний Рим.

Греки предпочитали носить бороду конической формы, при этом они не ленились завивать ее крупными спиралями или мелкими локонами. Для того чтобы придать бороде эффекта седины, мужчинам приходилось пропитывать свою растительность на лице специальными ароматическими маслами и затем посыпать ее мукой из толченых бобов или мелом. Некоторые греки свои бороды окрашивали цветной глиной или, покрыв предварительно щелочью, высветляли ее, подставляя подбородок к солнцу.

Мода на бороду в Древней Руси

Как ни странно, мода на длинные бороды в Восточную Европу пришла из Византии вместе с крещением Киевской Руси. Но еще на протяжении многих десятилетий после внедрения христианства по русским лесам и долам бродили языческие жрецы с гладкими лицами, которые призывали некрещенный народ отказаться от воли пришедших из-за южных морей «небритых носителей креста».

борода в истории россии

Но борода в Древней Руси все-таки прижилась. К тому же, безбородому человеку всегда отказывали в благословении. Как утверждал патриарх Адриан, Бог создал мужчину бородатым – лишь коты и псы не имеют ее. Борода охранялась государством, как настоящая святыня. Так, Ярослав Мудрый даже установил штраф за нанесение ущерба бороде. Предписанием устанавливалось, что люди во время драки не должны дергать друг друга за бороды. Если один из участников конфликта вырвал клочок бороды, то обязан заплатить государству штраф размером в 12 гривен. По тем временам такая сумма считалась весьма внушительной и превышала штраф за искалеченную руку.

Во время правления Ивана Грозного никому даже в голову не приходило сбривать бороду. Как заявлял правитель: бритье бороды – это тяжкий грех, который не сможет смыть кровь даже всех великомучеников.

В России ношение бороды было продиктовано многолетними обычаями и религиозными постановлениями. Подобные правила были подробно описаны в Кормчих книгах, Номоканонах, а также утверждены решениями Стоглавого собора.

Как и во времена античности, в средневековье мужчина без бороды воспринимался обществом как слабый, лишенный мужества и бесплодный, поскольку борода считалась признаком силы и энергии, старшинства, великого ума, символом достоинства, свободы и почестей. Отрезать, а тем более выдрать бороду, за исключением общепринятого ритуала, считалось тяжким оскорблением человеку.

Запрет ношения бороды

До Петра I в Российской империи все, кто мог, носили бороды. При этом они были самых разных фасонов: лопатой, клинышком, остроконечные, круглые. Но однажды все-таки была попытка сломать многовековую традицию: князь Василий Иоаннович по непонятным до сих пор причинам выбрил свое лицо и попытался склонить к тому же приближенных к себе людей. Однако такой его поступок вызвал всенародное возмущение. Причина недовольства крылась в глубоких христианских традициях: борода ассоциировалась с самим Богом, а бритое лицо – с сатаной. Разумеется, каждому хотелось быть поближе к богу. Все закончилось тем, что мужчины проигнорировали указ князя и снова с удовольствием запустили бороды.

борода в истории россии

Много лет спустя Петр І, желая приобщить русский народ к европейским традициям, запретил носить бороды, издав 5 сентября 1698 года закон о налоге на бороды в городах. При этом крестьяне, носившие бороды, также обязаны были платить в государственную казну налог, если входили в город небритыми. Согласно одной из версий, у Петра самого борода почему-то не росла, поэтому он и принял такое решение.

Правда, от запрета ношения бороды любой желающий мог откупиться – за большие деньги выдавалось что-то похожее на паспорт на бороду. Это была медная бляха, на которой изображались усы и борода вместе с надписью «Деньги взяты». Бляху необходимо было носить при себе постоянно.

Налог на бороду был отменен лишь Екатериной II, которая, взойдя на престол в 1762 году, выдала указ, но с небольшой оговоркой: все государственные чиновники, военные и придворные обязывались оставлять свое лицо «босым».

В XIX веке к теме бороды русские императоры обращались еще неоднократно. Ношение бороды разрешалось исключительно крестьянам и лицам, достигшим почтенного возраста. У молодых борода считалась признаком вольнодумства. Чиновники же всех рангов обязывались гладко выбривать все лицо.

Последним указом, который поставил точку в истории бороды в России, стало распоряжение Николая ІІ от 1901 года, разрешившее ношение бород юнкерам.

Особенности моды в СССР

Стоит отметить, что вначале существования СССР мода на бороды полностью соответствовала западноевропейской. Усы и бороды были вполне распространенным явлением. Однако в течение несколько десятилетий ситуация поменялась в противоположную сторону. В 1930-е гг. установилась норма на бритость лица, которая, по мнению некоторых экспертов, продолжается и поныне. Однако, как показывает исторический экскурс, периоды бритости постоянно сменяются периодами моды на усы и бороды. К примеру, до Великой Отечественной воны бороду и усы запрещалось носить простым людям. Только чиновники имели право отращивать небольшие усы. После войны наступило отепление и бороды, правда, небольших размеров, снова вернулись в моду. 

борода в истории россии

В настоящий момент появилась особенность, которая не была присуща предыдущим историческим периодам. Мода, которая ранее была характерна исключительно для правящих классов, теперь легко навязывается всем слоям населения.

Но остается один бесспорный факт – борода существовала всегда. Она и по сей день считается внешним выражением мужественности и силы. 

Источники

styleway.ru/2007/08/24/boroda__istorija_atributa_muzhskogo_stilja.html

www.grazhdane.ru/o_pokupatele/istorija_veshhejj_i_postupkov/istoriya_postupkov/416/www.fashion66.ru/article.php?artid=4&id=930, www.fashion66.ru/article.php?artid=4&id=930

www.mybear.ru/article/bear/13-history-of-beards, www.britva.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=1506

Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, объявивший в 1698 году специальную пошлину, которой облагался каждый, кто носил бороду. Несколько позднее, в 1705 году, эта пошлина была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

– 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;

– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;
– 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;
– 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.

Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне и то не полностью. Каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. Спустя 10 лет в 1715–ом году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. И лишь спустя несколько десятилетий, в 1772–ом, такой вид налогообложения как пошлина за ношение бороды, был полностью отменён. И всё же, зачем русским была необходима борода? Есть несколько объяснений этому, каждое из которых актуально для своего времени. Итак …

Борода, как пропуск в Рай.

В последние десятилетия 17 века Патриарх Адриан написал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех кто «скоблился» отлучали от церкви. Всё это делалось потому, что согласно Святому Писанию человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в Царствие Небесное.

Борода для демонстрации силы.

В те далёкие времена на Руси любого мужчину встречали по бороде, по её окладистости и густоте. Считалось, что чем гуще растительность у мужчины на лице, тем лучше «порода» этого человека и больше его мужская сила. Те, у кого на лице была редкая “растительность” считались вырожденцами. А вовсе безбородые практически всегда были холосты.

Для сохранения своего достоинства. Считалось, что честь русича – это его борода. Поэтому нанесённый бороде ущерб, автоматически признавался тяжелейшим преступлением против этого человека. Штраф за вырванные из бороды волосы был установлен ещё в период царствования Ярослава Мудрого. Виновник этого за один вырванный клок уплачивал в пользу государственной казны 12 гривен. Во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр – ему выщипывали бороду. Чтобы смыть этот позор, необходимо было либо совершить подвиг, либо уйти в монастырь.

Борода как дар божий.

Борода на Руси приравнивалась к дару Божьему. И в этом смысле русский народ был достаточно одаренным. Другими словами, борода стала национальным богатством, которое оберегалось даже негласным запретом на браки с инородцами. В частности, это касалось тех, кого природа обделила густыми волосами. Очень легко было узнать и тех, кто согрешил с «неверными» – по их потомкам, а точнее – по их редким «козлиным» бородкам. Таких людей прозывали «ублюдками» (производное от «блуд»). А снять этот статус и быть полноценным членом окружающего общества возможности не было.

Борода для гармонии в мирской жизни.

Борода для русского человека была своеобразным балансиром в непростом мире. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата бороды или её части считалась плохим знаком. К выпавшим волосам или случайно вырванным клокам было весьма серьёзное отношение: «облысевшему» мужу приходилось идти на исповедь и держать пост, причём, довольно строгий. Тех же, кто добровольно сбривал бороду, всегда считали одержимыми. Самым, пожалуй, страшным для русского человека всегда было царское «скобление».

Борода – символ независимости.

Но уже с 19 века борода считается признаком вольнодумства. Только бороды, которые носили купцы, старообрядцы и священники всё так же не вызывали никаких нареканий. В ранний период Советов, борода была отличительным признаком богатого крестьянина, академика или священника, а позже и поклонников неформального Высоцкого или чудака Хемингуэя. Можно сказать, что наличие бороды является свидетельством независимости взглядов, и даже революционных человека. Подтверждение тому – бородатые вожди многочисленных мировых революций.

Популярны бороды и сегодня. Яркий пример – движение хипстеров, возникшее в США в конце 40-х – начале 50-х годов. И если еще недавно популярностью у женщин пользовались гладко выбритые мужчины, то сегодня на гребне мужской привлекательности – бородачи, особенно, если борода такого индивида имеет уникальную укладку и эксклюзивный стиль. На фоне «гладких» представителей мужского население, бородатые хипстеры выглядят мужественнее, да и просто брутальнее. Однако, этот вовсе не исключает того, что борода хипстера должна быть хорошо ухожена. Современные хипстеры считают себя двигателем современного искусства. Правда, сегодня, когда носить бороду стало мейнстримом, неохипстеры все сильнее теряют связь со своими предтечами середины XX века.

Во все времена борода считалась признаком зрелости человека и его мужественности. Безбородых даже не пускали на поле битвы, не давая им Божьего благословения. В наше время, размытие чёткой линии гендерной границы, делает наличие бороды ещё одним признаком маскулинности, а для многих творческих личностей борода стала арт-объектом, как, например, для Исаия Уэбб, который представил на суд общественности свой бородатый креатив.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here