Борода в исламе саляф форум

Предлагаем ознакомиться с темой: "борода в исламе саляф форум", включая последние тенденции.

Хадисы о ношении бороды

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Подстригайте усы и отпускайте бороды”». См. также хадис № 5892. Этот хадис передали аль-Бухари 5893 и Муслим 259. 

_________________________________________

Учёные разошлись касательно желательной Сунны относительно усов, и у них два мнения:
Первое мнение состоит в том, что Сунна является сбривать их полностью. Это мнение ханафитов и ханбалитов. Они приводят в доказательство внешний смысл слов пророка (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) касательно этой темы. Из их числа хадис: «Удаляйте (ахфу, анхаку, джуззу) усы». аль-Бухари 5892, 5893, Муслим 259, 260.
Ат-Тахави сказал в «Шарх Ма’ани аль-асар» (4/230): «Бритье лучше, чем укорачивание. Это мнение Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани».
Ибн ‘Абидин передал в «Радд аль-Мухтар» 2/550, что поздние учёные (ханафитского мазхаба) предпочитали укорачивание, и сказал: «Мазхаб некоторых поздних учёных среди наших шейхов в том, что усы должны укорачиваться». Сказано в книге «аль-Бада’и»: «Это правильное мнение».
Второе мнение состоит в том, что Сунна – укорачивать усы, и что бритьё нежелательно. Это мнение маликитов и шафи’итов. Имам Малик (рахимахуЛлах) был очень строг касательно этого.
В качестве доказательства они приводили следующие сообщения:
Передано от Абу Хурайры (радыйаЛлаху ‘анху), что он слышал, как пророк (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Фитра (естество) состоит в пяти вещах: обрезание, бритьё лобка, укорачивание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос подмышками». аль-Бухари 5891, Муслим 257. 
Передано, что аль-Мугъира ибн Шу’ба (радыйаЛлаху ‘анху) сказал: «У меня были длинные усы и пророк (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) подстриг их мне, по уровню сивака». Абу Дауд 188. Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Аби Дауд».
Аль-Байхакъи передал в «Сунан аль-Кубра» 1/151, что ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах аль-Увайси сказал: «Малик ибн Анас упоминал, что некоторые люди бреют их усы, и он сказал: “Тот, кто это делает должен быть побит. Хадис пророка (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) об усах не говорит о бритье, они должны быть укорочены так, чтобы край губ и рот были видны”. Также Малик ибн Анас сказал: “Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей”». Конец цитаты.
‘Абуль-Валид аль-Баджи сказал в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муватта» (7/266): «Ибн ‘Абдуль-Хакам передал от Малика: “Укорачивание усов не значит их сбривание. Я считаю, что того, кто бреет усы, следует порицать”».
Ашхаб передал от Малика, что он сказал: «Бритьё усов – бид’а!»
Малик (рахимахуЛлах) сказал: «Было передано от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (радыйаЛлаху ‘анху), что когда он был расстроен чем-то, то наматывал свои усы. Если бы они были сбриты полностью, то ему было бы нечего наматывать». См. «ат-Тамхид» 21/62-68.
Ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал в «аль-Маджму’» (1/340-341): «Границы в укорачивании усов заключается в том, чтобы они были срезаны так, чтобы край губы был виден, но они не должны быть сбриты полностью. Это наш мазхаб».
В книге «Нихая аль-Мухтадж» 8/148 ар-Рамли, который был одним из шафи’итских имамов, сказано: «Нежелательно (макрух) брить усы».
И это мнение также передается от группы из числа саляфов:
Аль-Байхакъи передал в «Сунан аль-Кубра» (1/151), что Шурахбиль ибн Муслим аль-Хауляни сказал: «Я видел пять сподвижников посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям), которые укорачивали свои усы, отращивали бороды и красили их шафраном: Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдуллах ибн Буср, ‘Утба ибн ‘Абд ас-Сулями, аль-Хаджжадж ибн ‘Амир ас-Сумали и Микъдам ибн Ма’дикариб аль-Кинди. Они укорачивали свои усы до края губ». Шейх аль-Албани назвал сообщение хорошим в «Адабу-з-Зифаф».
Они отвечали на доказательства, приводимые в пользу первого мнения, двумя вариантами:
1. Что смысл слова «удаления» – это срезание края волос, которые растут над губой, а не в полном сбривании, основываясь на доказательствах в сообщениях, где упоминается только укорачивание.
‘Абуль-Валид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муватта» (7/266) сказал: «Ибн аль-Къасим передал от Малика, что толкование хадиса пророка (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) об укорачивании усов состоит в том, что они должны быть срезаны настолько, что должны быть видны красная часть губ и края рта».
Ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал: «Сообщения об укорачивании усов понимаются нами в значении срезания их до края губ, а не в полном сбривании». См. «аль-Маджму’» 1/340.
2. Укорачивание чего-то не значит полное удаление, это значит удаление части этого, как это сказал ‘Абуль-Валид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муваттаъ» (7/266).
Более правильное мнение, ваЛлаху а’лям, второе, которое состоит в том, что Сунна – это укорачивание усов, а не их бритьё.
Шейх Ибн ‘Усаймин (рахимахуЛлах) в «Маджму’ аль-фатава» (11/Баб ас-сивак ва Сунна аль-фитра / вопрос номер 54) сказал: «Лучше всего укорачивать усы, как это пришло в Сунне. А что касается их сбривания, то это не Сунна. Аналогия, проведённая некоторыми, что предписано сбривать усы так же, как брить голову во время Хаджжа – это аналогия, которая противоречит тексту (Сунны). Поэтому эта аналогия не годится и не принимается в расчёт. Поэтому Малик касательно сбривания усов говорил: «Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей, но мы не должны отворачиваться от упомянутого в Сунне, потому что следование – это руководство, справедливость, счастье и успех».
Членов постоянного комитета по изданию фетв спросили:
«В ряде хадисов сказано: «Укорачивайте усы». Отличается ли бритьё от укорачивания? Некоторые люди укорачивают часть усов, которая ближе к верхней губе и оставляют остальные волосы усов, таким образом, они срезают почти половину усов и не трогают остальное. Так следует поступать? Или укорачивание усов, значит их полное сбривание? Пожалуйста, посоветуйте способ, которым усы должны быть укорочены».
Ответ:
«Достоверные хадисы Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) указывают, что предписано укорачивание усов. К примеру, Пророк (солляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от многобожников». аль-Бухари и Муслим. И он сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от огнепоклонников». И в некоторых версиях сказано: «Укорачивайте усы». Укорачивание значит срезание очень короткой части. В соответствии с Сунной тот, кто срезает усы чуть-чуть, так что видна верхняя губа или же укорачивает, то нет в этом проблем, потому что хадисы упоминают два положения, но недопустимо отпускать края усов, так же как и укорачивать или срезать их полностью».

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз,

шейх ‘Абду-р-Раззакъ аль-‘Афифи,

шейх ‘Абдуллах аль-Къу’уд. См. «Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (5/149).
Однако ат-Табари и Къады аль-‘Ийад сказали, что оба вида допустимы: и сбривание, и укорачивание. И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (10/347).
См. также «Мавсу’атуль-фикъхия» (25/320).

Источник: http://www.islamqa.com/ar/ref/103623

Имеется в виду,  что  следует  укорачивать  волосы,  чтобы они не закрывали верхнюю губу.

Сообщается, что когда гонцы Кисры – правителя Персов, вошли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), они были побритыми и усатыми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желал смотреть на них и отвернувшись сказал:

«Горе вам! Кто повелевает вам делать так?!» Они ответили: “Так повелевает нам наш господин – Кисра!” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однако мой Господь повелел мне отращивать бороду и стричь усы!»» 
Этот хадис приводят ат-Табари в “Тарих ар-русуль валь-мулюк” (2/655-656), Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (1/258), и др.
Данный хадис имеет три пути, два из которых передаются в форме мурсаль. Один со слов Язида ибн Аби Хубайба, а второй от Убайдуллаха ибн Абдуллаха, которые не застали пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако иснады этих обоих мурсалей являются достоверными, как сказал шейх аль-Албани.
Третий путь хадиса приводит имам Ибн Бушран в “аль-Амали” с непрерывным иснадом от Абу Хурайры, однако этот путь является недостоверным по причине передатчика ‘Исмы ибн Са’ида.
Шейх аль-Албани усилив по причине трех упомянутых путей данный хадис, назвал его хорошим в “Та’ликъ ‘аля Фикъх ас-сира” (389) и “Дифа’ ‘ан аль-хадис ан-набави” (50).

_________________________________

Сказал имам ан-Навави: «Всё сказанное нами о том, что можно поцеловать и обнять вернувшегося товарища или подобного ему человека, тогда как в иных обстоятельствах делать это нежелательно, не касается красивых безбородых юношей. Целовать такого юношу запрещается всегда независимо от того, вернулся он откуда-либо или нет. Очевидно, что в подобных случаях объятия ничем не отличаются от поцелуев или близки к ним, и поэтому безразлично, являются ли целующий и целуемый праведными людьми, или нечестивцами, или же праведным является только один из них. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО СМОТРЕТЬ НА БЕЗБОРОДОГО КРАСИВОГО ЮНОШУ ЗАПРЕТНО НЕ ТОЛЬКО ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРАСТИ И ЧТО, ВО ИЗБЕЖАНИЕ ИСКУШЕНИЙ, ВЗОРЫ НА БЕЗБОРОДЫХ ЮНОШЕЙ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ СТОЛЬ ЖЕ ЗАПРЕТНЫМИ, СКОЛЬ И ВЗОРЫ НА ПОСТОРОННИХ ЖЕНЩИН». См. «аль-Азкар аль-мунтахаба мин калям саййид аль-абрар».

То есть имам приравнивает запретность взора на безбородого юношу с запретностью взора на постороннюю женщину.

Также в другой своей книге имам ан-Навави говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещённое, как безбородый мужчина и др. Поистине, СМОТРЕТЬ НА КРАСИВОГО БЕЗБОРОДОГО МУЖЧИНУ БЕЗ НУЖДЫ — ЗАПРЕЩЕНО (ХАРАМ), БЕЗ РАЗНИЦЫ, СО СТРАСТЬЮ ЭТО ПРОИСХОДИТ ИЛИ НЕТ, в безопасности от искушения или нет. И это является верным избранным мазхабом у учёных, НАПИСАЛ О ЗАПРЕТЕ ЭТОГО ИМАМ АШ-ШАФИ’И, да помилует его Аллах, и учёные, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 30). И ЭТО ПОТОМУ, ЧТО ОН (БЕЗБОРОДЫЙ) В СМЫСЛЕ ЖЕНЩИНЫ. НАПРОТИВ, БЫВАЕТ ТАК, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ И ДАЖЕ БОЛЬШИНСТВО КРАСИВЕЕ, ЧЕМ БОЛЬШИНСТВО ЖЕНЩИН. И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути, ведущие ко злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому ЗАПРЕТ СМОТРЕТЬ НА БЕЗБОРОДОГО БОЛЕЕ ДОСТОЙНЫЙ, ЧЕМ СМОТРЕТЬ НА ЖЕНЩИНУ». См. «ат-Тибйан фи адаб хамалят аль-Къуран» (стр. 73-74).

Ханафитский имам Ибн ‘Абидин сказал: “Что касается того, чтобы удалять её (бороду), которая меньше обхвата (ладонью), как это делают некоторые жители стран Магриба и ЖЕНОПОДОБНЫЕ МУЖЧИНЫ, то этого не дозволял никто (из учёных). А полное сбривание бороды – из числа деяний иудеев Индии и огнепоклонников из числа иностранцев”. См. “Радд аль-Мухтар” (2/418).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы». Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак. 

Этот хадис передали аль-Бухари (5892) и Муслим (259).

Хадис достоверный.

________________________________________________

Вопрос: Относятся ли волосы на горле к бороде?
Шейх Ибн Баз, да проявит Аллах к нему Свою милость, ответил:
«Борода – это как сказал автор (словаря) «аль-Къамус», а так же автор (словаря) «аль-Лисан» и другие, что это то, что растет из волос на щеках и подбородке.»
ссылка на оригинал: http://www.binbaz.org.sa/mat/4282

Вопрос: Каковы границы бороды в шариате и относятся ли к бороде волосы, которые растут рядом с ушами вдоль до подбородка или нет? И каково положение того, кто ограничивает бороду одним подбородком, то есть, он сбривает волосы на щеках?
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да проявит к нему Аллах Свою милость, ответил:
«Борода – это волосы которые растут на щеках и на лице, однако у каждой части свое название. То что растет справа и слева называется аль-‘аридайн (العارضين), а то место, где эти стороны встречаются внизу – называется подбородком (الذقن). И все это входит в понятие бороды. Итак, борода включает в себя все, что растет на лице и никому не дозволено сбривать часть её, так как это противоречит тому, что приказал посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говоря: «Отличайтесь от многобожников и отпускайте бороды и укорачивайте усы». А также, его другие слова: «Отличайтесь от огнепоклонников, оставляйте бороды и укорачивайте усы».
И знай, что представилось некоторым людям, что является сунной подстригание того, что длиннее кулака, по причине того, действия Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда он совершал хадж, брал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его кулак. И даже дошло до того, что некоторые сказали, что борода которая длинее кулака является запретной, и нет сомнения, что это большая ошибка в понимании. Итак, для нас назидание в словах пророка, мир и благословения Аллаха ему и его семье». ссылка на оригинал http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_1296.shtml

Все имамы четырех мазхабов были единогласны, что брить бороду запрещается. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Брить бороду харам!», а имам Ибн Хазм и другие говорили, что в этом вопросе не было среди имамов разногласия и был иджма’. См. «Маратибуль-иджма’» и «Раддуль-мухтар» (2/116).

Шейх ‘Али аль-Халяби говорил, что можно укорачивать то, что за кулак, но не меньше кулака. Т.е. шейх его аль-Альбани считал, что больше чем с кулак нельзя отращивать. А Саудийские шейхи говорили что наоборот, с кулак нельзя отрезать, если только не во время Хаджа или Умры. А ‘Али аль-Халяби сказал, что можно с кулак отрезать в любое время, но что это не ваджиб. И этого же мнения придерживался имам Ахмад. См. «аль-Фуру’» (3/329).
Также из саляфов дозволял отрезать что больше кулака и Тавус, как это передает от него его сын, и не связывал это с Хаджем или ‘Умрой.
И довод на это то, что сподвижники и саляфы укорачивали бороду, и среди них Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, которые являются передатчиками хадиса: «Отпускайте бороду». И если бы этого нельзя было делать, то они не поступали бы так.
Ну а то, что все что свыше кулака убирать ваджиб, то это мнение было не только шейха аль-Албани, но также и ханафитов и этого мнения был имам ат-Табари. См. «‘Умдатуль-къари» (22/46).
Однако правильное мнение в том, что убрать выше того, что с кулак можно, но не ваджиб, так как поступки сподвижников не указывают на необходимость этого, но указывают на дозволенность этого.
Имам Ибн Хазм сказал: «Ученые сошлись на том, что полное бритье бороды является уродованием, которое не дозволено!» См. «Маратиб аль-иджма’» (182).
И этот иджма’ от него также передал имам Ибн Муфлих. См. «аль-Фуру’» (1/130).

Волосы на шее к бороде не относятся! Борода в определении шариата — это волосы, растущие на подбородке и на щеках, хотя в отношении волос на щеках были разногласия. Но несмотря на то, что ученые разногласили входят ли волосы на щеках в определение бороды или нет, не известно, чтобы кто-либо из них дозволял брить их, кроме имама Ибн Арафа, чье мнение является отклоненным. См. «Ахкаму-т-тахара» (3/337-340).

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, перечисляя в своей книге «ат-Тибьян» этику поведения читающего (заучивающего) Коран, говорит о нежелательности смотреть на то, что тебя отвлекает. А затем говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещенное, как безбородый мужчина и др. Поистине, смотреть на красивого безбородого мужчину без нужды —  запрещено (харам), без разницы, с страстью это происходит или нет, в безопастности от искущения или нет. И это является верным избранным мазхабом у ученых, написал о запрете этого имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, и ученые, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего: «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 30). И это потому, что он (безбородый) в смысле женщины. Напротив, бывает так, что некоторые из них и даже большинство красивее чем большинство женщин. И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути ведущие к злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому запрет смотреть на безбородого более достойный, чем смотреть на женщину«. См. «ат-Тибьян» (стр. 73-74).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Десять природных наклонностей – это подстригание усов, отращивание бороды, чистка зубов мисваком, полоскание носа водой, подстригание ногтей, мытье между пальцами, выщипывание волом из-под мышек, бритье волос на лобке, подмывание ”. Этот хадис передал Муслим. 

Сообщается. что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ангелы неба просят прощения за женщин с локонами и бородатых мужчин, говоря: “Свят Тот, кто украсил мужчин бородами и женщин локонами”». 

Выдуманный (хадис).

Его приводит ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус» (3/66) по пути аль-Хакима … от ‘Аиши, как восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Недостатком этого хадиса является передатчик по имени аль-Хусайн ибн Дауд ибн Му’аз, относительно которого аль-Хатыб (аль-Багъдади) сказал: «Он не был надёжным, ибо он передал рукопись от Язида ибн Харуна, передавшего от Хумайда от Анаса, большинство (хадисов) в которой выдуманные». Затем он привёл от него хадис, который был приведён ранее (в этой книге) под № 808, после чего сказал: «Он выдуманный! Все его передатчики заслуживающие доверия, исключая аль-Хусайна». Также ранее был приведён от него хадис под № 780, и Ибн аль-Джаузи сказал относительно него: «Выдумщик!»

От него же передаётся хадис, который был приведен ранее под № 12.

На эту тему также приводится другой хадис останавливающийся на сподвижнике/маукъуф/ с текстом «Поистине, клятва ангелов неба (состоит из слов): “Клянусь Тем, кто украсил мужчин бородами, а женщин локонами!”» Его приводит Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (10/387), который после него сказал: «Этот хадис совершенно неприемлемый». 

См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (13/52-53).

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

борода в исламе саляф форум

Ученые 4 мазхабов о ношении бороды

1. Ханафитский мазхаб

Мухаммад ибн Хасан сказал, что Абу Ханифа сообщил нам от аль-Хайсама от Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах: «То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой)». 

Мухаммад ибн Хасан сказал: «Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы». (См. «аль-Асар», 900)

Ибн аль-‘Абидин (ученик Абу Ханифы) сказал: «Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки), как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал». (См. «аль-Хашия», 2/417)

А также он сказал: «Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)».

2. Шафиитский мазхаб

Шейх Ибн Ра’фата в своей книге «Хашияту аль-Кафия», пишет: «Поистине аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм», указал на то, что сбривание бороды является харамом».

И на это же указали аз-Заркаши и аль-Халими в «Шу’б аль-Иман» и аль-Куффал аш-Шаши в «Махасин аш-Шариа», на то, что сбривание бороды является харамом.

Также в «Шарх аль-Уббаб» упоминается, что Два шейха (имеются ввиду ан-Науауи и ар-Рифа’и) сказали: «Сбривание бороды является нежелательным действием».

Шейх аль-Азра’и сказал: «Правильно (достоверней) запрет на её сбривание».

Аль-Хуляйми сказал: «Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды — это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)». (См. «аль-И’лям либни аль-Муткин, 1/711)

Ан-Науауи в «Шарх аль-Муслим» сказал о отпускании бороды и смысле слов «отращивайте, отпускайте»: «Их весь смысл означает — оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще…». (3/151)

3. Маликитский мазхаб

Имам Малик сказал: «Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины». (См. «ат-Тамхиде»)

Шейх ад-Дасуки сказал в своем примечании к «Шарх Халиль»: «Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы…».

Имам аль-Куртубии сказал: «Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её».

Ан-Нафрауи в «аль-Фауаких ад-Дивани» сказал: «И для тебя уже стало явным из этого, что Шафиитским мазхабом считается запрет на сбривание бороды, а слова о нежелательности опровержены и не берутся во внимании».

4. Ханбалитский мазхаб

Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды — уаджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.

Шейх Ибн Теймия сказал: «И является запретным сбривание бороды», а также сказал: «И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал», и также сказал в «Шарх аль-Умда»: «Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны)».

Ибн Муфлих сказал в «аль-Фуру’у»: «Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно),но сбривание её является харамом». (1/92)

И в заключении — Хвала Аллаху Господу миров!

Источник: «Почему Ислам?»

«Анти-Суфия»

Вопрос: Ас саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. Является ли ваджибом мыть бороду во время омовения и как это правильно делать по сунне? Достоверен ли намаз того, кто омыв лицо, не обтер свою бороду? Джазакаллаху хайран.

Ответ: Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уа баракатух брат.

Среди ученых есть три мнения относительно прочесывания бороды при омовении:

Первое мнение состоит в том, что это желательная Сунна. Этого мнения придерживались ханафиты, шафииты и ханбалиты, и это одно из мнений в мазхабе маликитов. Однако Абу Ханифа и группа ханафитов говорили, что это не Сунна, но и не нововведение, просто это дозволено. А что касается Абу Юсуфа, то он считал это Сунной. См. “Табъиин аль-хакъаикъ” 1/14, “аль-‘Иная шарх аль-Хидая” 1/29, “аль-Инсаф” 1/134, “Тухфатуль-мухтадж” 1/234.

Второе мнение в том, что это нежелательно. Это мнение передается от имама Малика. Он говорил: “Прочесывание бороды в омовении не является деянием людей”. И он порицал этот поступок. См. “ат-Тамхид” 20/121.

Третье мнение в том, что это обязательно. И это мнение передают от Хасана ибн Салиха и Абу Саура, и это третье мнение в мазхабе маликитов. См. “аль-Бахр аз-захар” 1/60, “аль-Мауахиб аль-джалиль” 1/189.

Что касается тех, кто посчитал прочесывание бороды обязательным, то они также разошлись в вопросе, является ли обязательным прочесать или помыть просто волосы на бороде или же помыть их следует так, чтобы вода дошла до кожи на щеке? См. “аль-Мауахиб аль-джалиль” 1/190.

Что касается доводов тех, кто посчитал прочесывание бороды желательным, то они опирались на многие хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха прочесывал бороду при омовении, как например хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана, который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершая омовение, прочесывал свою бороду”. ат-Тирмизи 31, Ибн Маджах 430.

Относительно достоверности этого хадиса были разногласия среди ученых. Имам ат-Тирмизи сказал: “Мухаммад (аль-Бухари) говорил: «Самое достоверное для меня в вопросе прочесывания бороды, это хадис Усмана» Я (ат-Тирмизи) сказал ему: «Но они говорят о слабости этого хадиса». Он сказал: «Он хороший»”. См. “аль-‘Иляль аль-кабир” 1/33.

Также этот хадис назвали достоверным сам ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ад-Дыя аль-Макъдиси и аль-Альбани. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 5/60, “Сахих Абу Дауд” 98.

Что касается тех имамов, которые посчитали данный хадис слабым, то они сказали, что в его иснаде передатчик по имени ‘Амир ибн Шакыкъ, чьи хадисы слабые. И даже если допустить, что его хадисы являются достоверными, то он пошел в противоречие другим передатчикам, которые приводят хадис ‘Усмана о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, и ‘Усман не упоминает ничего про прочесывание бороды. См. “Ахкаму-ттахара” 9/240.

Однако о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочесывал бороду при омовении, передают многие сподвижники.

Например, хадис от ‘Аиши, которая сказала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, он прочесывал свою бороду водой”. Ахмад 6/234, аль-Хаким 1/150.

Хафиз аль-Хайсами сказал: “Этот хадис привел Ахмад, и все его передатчики являются надежными”. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/235.

И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого хадиса хорошим. См. “ат-Тальхыс” 1/416.

От Абу Гъалиба сообщается, что он сказал Абу Умаме: “Поведай нам о том, как совершал омовение посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Абу Умама совершил омовения, омывая все части по три раза, потом прочесал свою бороду пальцами и сказал: “Я видел, что так совершал омовение посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Ибн Аби Шайба 1/13, ат-Табарани 8070.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Этот иснад передается через хороший путь”.

Также имам Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф» 1/12-13 приводит, что ‘Али ибн Аби Талиб, Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар и Анас, совершая омовение прочесывали бороду.

Что касается довода тех, кто считал, что прочесывать бороду в омовении является нежелательным, то они опирались на то, что омовение – это поклонение, в основе которого не может быть что-то желательным или обязательным, кроме того, на что указали Коран и Сунна. А все хадисы, которые передаются о прочесывании пророком бороды, они посчитали слабыми, и среди тех имамов, кто назвал все хадисы об этом слабыми были имам Ахмад, имам Абу Хатим, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и имам Ибн Хазм. См. “ат-Тамхид” 20/121, “аль-Мухалля” 2/35, “Тахзиб ас-Сунан” 1/170.

Однако на самом деле среди хадисов о прочесывании бороды есть достоверные сами по себе, и усиливающие друг друга, достоверность которых подтвердили многие имамы, и что также подтверждается и поступками некоторых сподвижников.

А что касается мнения тех, кто сказал, что прочесывание бороды является обязательным, то им является следующий хадис:
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), при совершении омовения поднес пригоршню воды к нижнему краю рта и прочесал пальцами бороду, а затем сказал: «Так велел поступать мне Великий и Всемогущий Господь»”. Абу Дауд 145, аль-Байхакъи 1/54, аль-Хаким 1/149. Имам Ибн аль-Къаттан, шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахзиб ас-Сунан” 1/107, “Ируауль-гъалиль” 92.

Однако данный хадис не является доводом на то, что прочесывание бороды является обязательным поступком в омовении, по многим причинам:

Во-первых, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Так велел поступать мне Великий и Всемогущий Господь» касаются непосредственно его, как говорил имам аш-Шаукани, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелевал поступать таким образом своим сподвижникам, и это предписание могло быть обязательным только для него, поскольку он сказал, что ему велел так поступать его Господь. См. “Найлюль-аутар” 1/175.

Во-вторых, во многих хадисах сподвижники, описывая омовение пророка (мир ему и благословение Аллаха), не говорят ничего о том, что следует протирать или мыть или прочесывать бороду.

В-третьих, большинство имамов не понимали упомянутый хадис, как обязательность прочесывания бороды при омовении, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников считал этот поступок обязательным. Более того, некоторые имамы передали единогласное мнение на то, что прочесывать бороду при омовении не является обязательным, что также ослабляет мнение тех, кто склонился к обязательности этого поступка. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр передал, что Ибн Хаууаз говорил: “Факъихи единогласны в том, что прочесывание бороды не является обязательным в омовении, кроме того, что передается от Са’ид ибн Джубайра”. См. “аль-Истизкар” 2/18.

Однако, если борода человека длинная или густая, то можно прочесать ее пальцами, но обязательным является мыть переднюю часть бороды, поскольку она относится к лицу. Если же борода короткая или редкая, то ее необходимо мыть всю, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шарх аль-мумти’» 1/141.

Уа-Аллаху а’лям.

Источник: Саляф-форум

Вопрос: Каков хукм относительно сбривания бороды? Является ли это карахаат-тахрим, если совершить три раза?

Ответ: Несомненно, борода является важной сунной, и в это мучёные единогласны. Однако есть разногласия относительно того, является ли борода ваджибом – обязательным атрибутом внешности мусульманина, то есть запрещено ли её сбривать. По мазхабу Имамов Ахмада и Малика сбривание бороды запретно (соответственно это считается грехом), по мазхабу Имама Абу Ханифы это карахаат-тахрим (порицаемое, близкое к запрету деяние).

В Шафиитском мазхабе сбривать бороду не запрещено, однако порицаемо – макрух (действие, за несовершение которого есть награда, а за совершение не засчитывается грех).

Курамухаммад-хаджи Рамазанов (да смилуется над ним Аллах) в книге «Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах» пишет: «Полностью сбривать бороду лезвием по мазхабу имама Ахмада и имама Малика является запретным. По мазхабу Абу Ханифы–карахаат-тахрим (нежелательное действие, близкое к запретному; если совершить карахаат-тахрим три раза, то это будет равносильно одному малому греху). По мазхабу Шафии бриться нежелательно, но не запретно. О нежелательности этого также говорит известный в мире алим Имам Ан-Навави». («Аль-фикх аль-Ислами ваадиллятуху», том 4, стр. 2659; Вахба аз-Зухайли (да смилуется над ним Аллах)).

Примечание: Во всяком случае, крайне желательно следовать сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а борода – это очень важная сунна, которой уделяется огромное внимание в Исламе.

Вопрос: Если один из родителей не разрешает делать намаз, засчитается ли грех тому, кто хочет его сделать?

Ответ: Если родители, не ведая, что пятикратный намаз является обязанностью каждого мусульманина, запрещают совершать намаз своему совершеннолетнему сыну или дочери, то это является грехом. Если же родители знают, что пятикратный намаз – это обязанность каждого мусульманина, но зная это, запрещают своим детям совершать намаз, то это приводит их к вероотступничеству, да убережёт нас Аллах.

Естественно, не стоит сразу же занимать враждебную позицию и вступать в конфронтацию с родителями, огрызаться и т. п. – этого делать нельзя. Вместо этого на деле покажите своё доброе отношение к ним, расскажите, как Ислам предписывает относиться к родителям, относитесь к ним по-доброму, дайте понять, что этому вас учит ваша вера, религия. Поэтому, если родители не дают вам совершать намаз, то не конфликтуйте с ним и всячески старайтесь добиться их расположения мягкими назиданиями и наставлениями, проявляя примерное поведение и т.п.

Ни в коем случае не пропускайте намаз. Если невозможно совершить намаз при родителях, удалитесь в другую комнату или идите в мечеть, то есть старайтесь делать свои намазы скрытно от родителей во избежание конфликта. Ислам не даёт права мусульманину/мусульманке оставлять предписания, кто бы этому ни противился, в том числе и родители. Поэтому запрет родителей не освобождает от совершения намаза, и за отказ от него, соответственно, засчитывается грех, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет подчинения созданию, если тем самым ослушиваешься Создателя» (Джамиуль-ахадис, № 17171).

Вопрос: Нужно ли делать два суджуд асахви (земные поклоны, совершаемые для того, чтобы компенсировать упущения от забвения в молитве), если имам ханафит на утренний намаз не читает махдину?

Ответ: Мы знаем, что по мазхабу Имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) чтение молитвы «кунут» в утренней молитве является настоятельной сунной. Если Шафиит последовал в утреней молитве за Ханафитом, который не прочитал молитву «кунут» (махдина), для шафиита желательно совершить два земных поклона (саджда) перед салямом. («Фатх аль-Алям» 2/246)

Вопрос: Можно ли выйти замуж без опекуна?

Ответ: Абсолютное большинство учёных (джумхур) утверждают, что женщину обязан выдать замуж опекун, если женщина вышла замуж без опекуна, то брак недействителен, ибо в хадисе сказано:

لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ

«Нет брака (недействителен), кроме как с опекуном» (Абу Давуд, ат-Тирмизий). Данного мнения придерживаются Маликиты, Шафииты, Ханбалиты и некоторые Ханафиты (Абу Юсуф ученик имама Аба Ханифы).

Если же имеется опекун, который соответствует условиям никаха, но он отсутствует, то есть уехал куда-то (на расстояние Сафара) и не может присутствовать на бракосочетании, то девушку выдает Имам данной местности, потому как в хадисе сказано:

«Правитель является опекуном той, у которой нет опекуна». (Абу Давуд)

Под словом «правитель» подразумевается имам или кадий (шариатский судья). («Хашия Иаанатат-талибин» 3/571).

На вопросы ответил​ Шамиль Мусаев

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here