Борода в царской россии

Предлагаем ознакомиться с темой: "борода в царской россии", включая последние тенденции.

Борода́ — волосяной покров на нижней части лица. Один из мужских вторичных половых признаков у человека, обусловленных наличием тестостерона.

История

Все мужчины Древнего Египта брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.

В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан.

Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.

Борода в православии и в России

В греческой Православной церкви ко времени Крещения Руси, к концу X века, установился всеобщий обычай среди православных — обязательное брадоношение. Во время Раскола христианской церкви одним из обвинений, которое выдвинули православные греки против латинян (католиков), было брадобритие:

Об обязательном ношении бороды для христианина писали многие православные святители и писатели. Во главе Русской церкви стояли греческие митрополиты, которых ставил Константинопольский патриарх, и они ему же и подчинялись, поэтому русские взяли греческие религиозные воззрения, в том числе обязательное брадоношение. Ношение бороды в России было установлено и закреплено законодательно в сборниках гражданских и церковных правил и традиционно сохранялось.

В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 рублей — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Правила о брадоношении были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах — обязательных сборниках правил для всех православных. В решениях Стоглавого собора Русской поместной церкви в 1551 году подтверждён запрет на брадобритие — 40 глава. Запрет на брадобритие вошёл и в Большой Потребник. Запрет на бритьё бороды сохранился и после церковной реформы. Кормчая, напечатанная в 1661 году, повторяет этот запрет. Патриарх Адриан в своих проповедях говорит о запрете на сбривание бороды и сравнивает брадобрийцев с собаками и кошками и говорит о том, что они становятся женоподобными. Брадобритие считалось в православной Руси признаком педерастии и мужеложества.

Радикальное изменение — обязательное бритьё бороды было введено Петром I в 1699 году сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина, достойном человека, мужской красоте и поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. 16 января 1705 года вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам и диаконам без платы, а всем остальным за специальную плату, с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак, с разных категорий людей разные суммы: 60, 100 и 30 рублей. Пётр стремился к полной ликвидации брадоношения среди жителей городов, поэтому указ о разрешении носить бороду существовал недолго. Указом 17 декабря 1713 года было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца)  ; указом от 29 декабря 1714 года было введено наказание для ослушников — их били кнутом и отправляли на каторгу . Исключение для ношения бороды и национальной одежды было сделано только для старообрядцев, согласно указу Петра от 6 апреля 1722 года старообрядцы должны были платить по 50 рублей в год за бороду, и они не имели права никакой другой одежды носить кроме как: зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть обязательно красного цвета — из красного сукна, а само платье нельзя носить красного цвета. Если кто из старообрядцев появлялся в другой одежде, то с того брали штраф — 50 рублей. 13 ноября 1724 года по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима Пётр издал указ о том, чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, указывающие, что плата за бороду уплачена, эти знаки старообрядцы были обязаны нашивать на свою одежду и их носить; женщины-старообрядки, согласно этому указу, были обязаны носить платья опашни и шапки с рогами.

Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век, с этой целью христианские сочинения, в которых говорилось об обязательном брадоношении, не печатали. Например, совсем не печатали с середины XVII века Кормчую — сборник правил Православной церкви. Когда же её напечатали в 1778 году, то 47 главу, в которой говорится о запрете на бритьё бороды, исключили.

Ища выход из идеологического тупика, Уваров предложил в 1833 году теорию «официальной народности». Развивая эту идею, славянофилы вернулись к ношению бороды и к ношению русской одежды. Правительство отрицательно относилось к славянофилам: отдельных славянофилов за резкость высказываний сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все же попытки славянофилами издания газет и журналов немедленно пресекались. Но идеи возвращения к своим православным и национальным корням постепенно находили сторонников в образованном обществе. Два императора, Александр III и Николай II, уже сами носили бороды.

Борода в религии

Католичество

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Фактически, многие папы даже во время позднего средневековья и возрождения носили полноценные бороды и усы (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V). В унии никогда не действовали правила о брадобритии.

Иудаизм

В Танахе запрещается евреям сбривать бороду только лезвием:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)

Обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). При этом подстригание бороды ножницами не запрещено. Причины запрета не ясны, возможно, в Древнем мире стиль бороды являлся этническим маркером. В новое время с распространением каббалы запрет приобрёл мистический смысл. Известный каббалист Рамхаль не носил бороды, проживая за пределами Святой Земли Израиля. Сегодня обычаи бритья и стиль бород варьируются от общины к общине. Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной, а религиозные сефарды и литваки не придают бритью особого значения. Общим, в том числе среди нерелигиозных евреев, является правило не бриться в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

Ислам

По мнению большинства исламских правоведов ношение бороды является обязательным для каждого мусульманина, а её сбривание запрещённым. Мусульманам рекомендуется отпускать бороду длиной в сжатый кулак. Стрижка усов и отпускание бороды относится к человеческому естеству (фитра).

Согласно преданию, во времена пророка Мухаммеда ношение усов и сбривание бороды было отличительной особенностью огнепоклонников. Исламские богословы считают, что мужчина, сбривающий бороду, уподобляется женщине.

Эволюционное значение

Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагал, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов. Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус. Распространено заблуждение, что густая борода является потенциальной защитой щитовидной железы и шеи от холода.

Бородатые женщины

Афиша XIX века:

Настоящая бородатая женщина. Мисс Энни Джонс Эллиот

Женщины, как и мужчины, способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин сбривают или выщипывают любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам, поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.

Примером является Юлия Пастарана.

При наличии у женщины заметного пушка на лице часто применяется эпиляция.

Типажи по эпохам

История моды на волосатость лица также демонстрирует определяющее влияние социального фактора на возможность иметь усы и бороды, на допустимые фасоны бород, на отношение к ним со стороны общества.

В Древнем Египте мужчины брили бороду и усы, небольшие искусственные бороды носили только представители царской семьи. В Древней Греции бритьё вошло в обиход с IV века до н. э., оттуда оно было перенято римлянами после завоевания Греции Римом. Мода на усы и бороду восстановилась в Риме при Адриане

Документированная история западноевропейских стран позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида. Отмечается закономерность: при моде на пышные причёски бороды укорачивались или исчезали совсем, и наоборот, когда носили более простые причёски, бороде и усам уделялось большее внимание. В позднее Средневековье и ранний Ренессанс (XIV—XV вв.) идеалом мужской внешности было выглядеть похожим на юношу в любом возрасте, и мужские лица были бриты. В период господства бургундской моды при длинных завитых волосах появляются лишь небольшие усы и бороды.

В последующий период (с 1500 года до конца Ренессанса (1620)) большинство мужчин всех возрастов носили бороды и длинные усы.

С началом эпохи барокко (с 1620) борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли. Во Франции, бывшей европейской законодательницей мод, придворные, подражая молодому королю Людовику XIV, чисто брили лицо, усы носили лишь военные. До середины XIX века полностью преобладала модель бритого мужского лица. После революции 1848 года произошёл обратный процесс, который распространился на всю Европу:усы и борода стали господствующими во внешнем виде мужчин.

Но со второй четверти XX века бритые лица становились массовым феноменом. Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности. Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.

См. также

  • Усы
  • Бакенбарды
  • Налог на бороду

Примечания

  1. ↑ Вики: Костюм Древнего Египта
  2. ↑ Решение Константинопольского синода 1054 года
  3. ↑ Acta et scripta, quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant. Ed. Dr. Cornelius Will. Lipsiae, 1861. С.155-168
  4. ↑ О брадобритии от святых отцов
  5. Выписки из священного писания и предания о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении.
  6. ↑ Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. 2011 год, Страницы 46 — 47.
  7. ↑ Протоиерей Евгений Чунин. О грехе брадобрития
  8. ↑ Голубинский Е. Е. История русской церкви : Том 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй, Московский Университетская типография, 1900 стр. 396
  9. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том IV. С 1700 по 1712.; 1830 № 2015 стр. 282 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  10. ↑ Сам указ не сохранился, но на него есть указание в указе №2874 от 29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  11. ↑ 2874.— Декабря 29. Именный объявленный изъ Сената. — О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  12. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том V. С 1713 по 1719.; 1830 № 2874 стр. 137 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  13. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VI. С 1720 по 1723.; 1830 № 3944 стр. 641 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  14. ↑ Выписки из указов Петра I-го относящихся к расколу, с приложением выписок из исторических сочинений.
  15. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VII. С 1724 по 1727.; 1830 № 4596 стр. 368 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  16. ↑ Кормчая 1778 г. («Екатерининское» издание.) Том 2
  17. ↑ Теория «официальной народности». Славянофилы и западники
  18. Борода — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  19. ↑ Аль Мавсуатуль Фикхийятуль Кувейтийя: 35/225-226. — Кувейт, 1408/1988.
  20. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т.. — Т. 4. — С. 2659.
  21. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2762 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  22. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2768 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  23. ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. — Т. 2. Ч. 3. — С. 146, 147.
  24. Абу Хамид аль-Газали. Ихья ‘улюм ад-дин. — Т. 2/257.
  25. Сергей Глаголев. Почему у человека редуцировался волосяной покров на теле и остался на голове и в других местах?. Элементы.ру (2011). Проверено 8 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  26. ↑ М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Том 1. — М.: Академия моды, 1993. с. 19
  27. Ф. Ф. Велишский. Быт греков и римлян. — Прага: Типография И. Милиткий и Новак, 1878. — С. 232. — 670 с. — ISBN 5424172334, 9785424172335.
  28. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 353

Литература

  • Борода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Борода на Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Джайлз Констебл. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. — М., 1994, с. 165—181
  • Фаресов А И. История бороды и усов. // Исторический вестник, 1904. Т. 98, № 10. С. 174—212.
  • Томас Гоуинг. Борода и философия = The Philosophy of Beards. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-9614-5348-5.

Ссылки

  • Борода (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) — статья в гуманитарном словаре.
  • «Брить или не брить?» (Борода и маскулинность в современном мире) из цикла “Археология” на Радио «Свобода» (аудио, фев 2016)
  • И. Словесник «Борода» (видео).

7 русских правителей, поднявших руку на бороду

5 сентября 1698 года на Руси началась «культурная революция»: Петр I ввел налог на бороды. Гордости русского мужчины был нанесен страшный удар. Петр был не первым и не последним  русским правителем, кому не нравились бородатые поданные. Вспоминаем всех окаянных брадоборцев Земли Русской. 

Если бы великороссу, живущему в веке XVII посчастливилось попасть в наше время, то первым дивом для него стало бы не наличие телевизоров, «айпадов» и мобильных телефонов, а отсутствие бородатых мужчин. Будьте уверены, что «гость из прошлого» решил бы, что попал в ад. И, вероятно, был бы не так далек от истины. Так случилось, что смутные и кровавые страницы русской истории тесно связаны с отсутствием растительности на подбородках у ее правителей…

Первым русским монархом, освободившимся от волос на подбородке, был Василий III. По легенде, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах своей второй супруги Елене Глинской. В безбородом состоянии он проходил недолго, но это Руси чуть не стоило независимости. Пока Великий князь щеголял гладковыбритой молодостью, в гости пожаловал крымский хан Ислям I Герей в комплекте с вооруженными редкобородыми земляками. Дело грозило обернуться новым татарским игом. Но Бог сохранил. Сразу же после победы, Василий снова отпустил бороду. Дабы не будить лиха.

Царь Борис, первый «нерюрикович» на Московском престоле, мечтал провести реформы в Русском государстве. Начать он решил с себя, покончив с растительностью на подбородке. Бояре и патриарх всеми силами пытались уговорить царя вернуть бороду, но Борис был непреклонен. Беда не заставила себя долго ждать. В 1600 году на Руси начались погодные аномалии: летом шел снег, зимой – распускались деревья. Следом на страну обрушился  величайший за всю историю голод, который продлился 3 года. Цена на хлеб подскочила в 100 раз. Начались народные восстания, а на границе с Польшей объявился самозванец…

Интересно, что Борис Годунов на всех портретах изображен с бородой. Это связано с поздней цензурой – русские летописцы не могли допустить, чтобы царь выглядел как «басурманин».

После кончины Бориса царем стал его пятнадцатилетний сын – Федор Годунов. То ли в силу возраста, то ли в силу образованности, о которой говорят историки, Федор Борисович также не отличался бурной растительностью на лице. По этой причине некоторые бояре не хотели давать присягу второму подряд  безбородому государю. Единственным верными людьми для Федора стали немцы-наемники. Разумеется, безбородые. В таком положении молодому царю оставалось либо побрить всех бояр, либо самому отрастить бороду. Ни того, ни другого сделать он не успел, пав от рук бородатых придворных.

У сменившего Годуновых Лжедмитрия тоже не заладилось с бородой. Растительность, которую он пытался отпустить на подбородке, выражалась в паре десятков тонких волосков и предательски выдавала в нем самозванца. По легендам, Лжедмитрий испробовал на собственной физиономии сотни рецептов, стимулирующих рост волос, но все оказалось тщетно. С приклеенной бородой ходить было как-то не с руки, поэтому Самозванец заставил побриться все свое окружение. Воцарившись в Кремле, он хотел было распространить «безбородье» и на бояр, но не тут-то было. Расставаться с бородой бояре не захотели, вскоре с Лжедмитрием I было покончено.

При Петре I бородоборчество было организовано в систему. Петр Алексеевич посетил «гладковыбритую» Европу, и понял, что все беды на Руси связаны с растительностью на подбородке. В 1705 году царь издал указ об обязательном брадобритии. Теперь за право носить бороду аристократам нужно было выложить от 50 до 100 рублей. «Бородачи» получали так называемые бородовые знаки, этакие паспорта на бороду.  Нелегальное ношение волос жестоко каралось. Царский шут Яков Тургенев по приказу Петра брил провинившихся даже во время балов, снимая острым лезвием с щек вместе с волосами кожу и мясо. Налог на бороду был отменен только императором Александром II.

Император Павел I по болезни не имел растительности на лице. Видимо, поэтому бородатых особо не жаловал. Начав реформы в армии, он вознамерился не только построить ее по прусскому образцу, но и избавить ее от последних бородатых офицеров. Задуманное ему удалось осуществить, однако те же безбородые гвардейцы его и погубили.

«Красный диктатор» отличался паталогической «бородофобией». Вероятно, это было связано с тем, что главный враг Сталина – Лев Троцкий – носил бородку. К концу правления Иосифа Виссарионовича бородатых почти не осталось ни в армии, ни в правительстве. Исключением был, пожалуй, «народный староста» Михаил Калинин. В советских отделах кадров было негласное распоряжение – не брать на работу людей с бородой. Не касалось это только презираемой  пролетариями интеллигенции, населявшей НИИ и кафедры университетов. «Сталинское» недоверие к бородатым сохранилось и до наших дней.

7 русских Атлантид

}?>

Во времена Древней Руси мужчин встречали по бороде. Русичи считали, что густота растительности на лице говорит о «породе» мужчины и его мужской силе. Быть безбородым было почти приговором, чаще всего такие мужчины оставались холосты, ведь они воспринимались как слабые, лишенные мужества и бесплодные. Борода была символом энергии, старшинства, большого ума, достоинства, независимости.

борода в царской россии

Древнерусская мода на бороду

Мода на длинные густые бороды в Древней Руси пришла из Византии при крещении Киевской Руси. Хотя, немало лет спустя, после принятия христианства в русских лесах обитали гладковыбритые языческие жрецы, которые призывали еще некрещенных отказаться от чужой веры и свойственной ей бороде.

Достоинство и борода

Борода мужчины была символом чести. Поэтому если бороде наносили ущерб, это считалось страшным преступлением против ее владельца. Борода свято охранялась государством. Во время своего царствования великий князь Ярослав Мудрый установил штрафы за вырванные волосы из бороды.

борода в царской россии

За один только клок волос нарушитель порядка обязан был выплатить в государственную казну двенадцать гривень. В то время это была внушительная сумма, она была больше штрафа за покалеченную руку. Древнерусские князья, желая высказать свое неуважение послу, приказывали слугам сбрить ему бороду.

При правлении Иоанна Грозного существовали общественные казни: у провинившихся бояр выщипывали бороду. Это считалось страшным позором и чтобы его смыть, необходимо было или совершить подвиг, или уйти в монастырь.

Дар Божий

борода в царской россии

На Руси бороду приравнивали к дару Божьему. Борода стала национальным достоянием, которое оберегали даже таким способом, как запрет для девушек на брак с инородцами. Речь шла о тех несчастных, которых природа обделила, не осчастливив растительностью на лице. Очень легко вычисляли согрешивших по потомству, ведь по наследству они получали редкую, так называемую «козлиную» бородку. Бедняг называли ублюдками (от слова «блуд»), снять такой статус несчатные возможности не имели.

Священники на Руси отказывались благословлять безбородых. Патриарх Адриан даже сказал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Борода в мирской жизни

Борода не раз выручала мужчин в то нелегкое время в обычной жизни. Так, мужчина, поглаживая свою бороду, мог успокоиться или привлечь внимание собеседника. Русичи были до ужаса суеверны. Например, потеря бороды считалась крайне плохим знаком. Если у мужчины выпадали волосы на лице, он шел на исповедь, придерживался поста, причем дольно строгого. Если мужчина собственноручно сбривал бороду, его вообще считали умалишенным.

борода в царской россии

Запрет ношения бороды

До правления Петра I все, без исключения, носили бороды самой разной формы: круглые, остроконечные, лопатой и т.п. С приходом к власти царя Петра I ситуация в корне изменилась. Страстно желая приобщить русичей к европейским канонам и традициям, 5 сентября 1698 года он выдал указ, запрещающий носить бороды и определяющий налог на бороду в городе.

борода в царской россии

Бородачи-крестьяне при этом платили налог лишь при входе в город. К слову, некоторые утверждают, что совсем не европейские традиции стали причиной борьбы с бородой последнего царя Руси. Причина была банальна: у самого Петра она не росла. Хотя, это всего лишь слухи. Чему верить, решать вам.

Запрет на бороду можно было обойти, откупившись за большие деньги. В подтверждение уплаты выдавался документ, такой себе паспорт на бороду, который выглядел как медная бляха, на которой изображены усы и борода, а также надпись «деньги взяты».

борода в царской россии

Отмена налога

Налог на бороду в 1762 году отменила Екатерина II, выдав соответствующий указ, правда с оговоркой: государственные чиновники, придворные, а также военные обязаны были лицо брить.

Точку в вопросе «брить или не брить» поставил Александр ІІІ. Своим личным примером он показал, что борода – это дань русским традициям. Его сын Николай ІІ, последовав примеру отца, также поучаствовал в истории бороды. Своим распоряжением в 1901 году он разрешил носить бороду юнкерам.

    Борода сопровождает мужское население земли с самых ранних эпох и история бороды чрезвычайно богата и интересна. Доподлинно неизвестна ее функциональная роль и почему в процессе эволюции борода сохранилась практически в неизменном виде. Большинство теорий не выдерживает критики и только теория объясняющая наличие бороды как «украшения» выглядит наиболее правдоподобно. И действительно, мужчина с бородой выглядит старше, суровее и брутальней.  Возможно наши доисторические предки тем самым предостерегали своих потенциальных врагов и красовались перед особями противоположного пола. Вот и получается, что борода, это лучшее украшение мужчины.

С течением времени бороды, как и отношения к ним претерпевали множество изменений.

Древний Египет

борода в царской россии

Борода как символ власти в древнем Египте

В разных народностях сложилась своя история взаимоотношений с бородой. Так в древнем Египте, например, наличие бороды, да и вообще растительности на теле считалось проявлением животного начала. Тем не менее бороду очень ценили как символ власти. В следствии этого Борода Фараона была искусственной, сплетенной из шерсти (причем особенной формы), в нее вплетались цветные шнурки и ленточки, называлась такая борода постиш.

Греция

борода в царской россии

Борода — неотьемлемый атрибут древнегреческих мыслителей

В античной Греции борода была неотъемлемой частью зрелого мужчины. Сложно себе представить древнегреческого мыслителя без бороды. В то время часто использовались аналоги бигудей которые использовались что бы придать бороде особую закрученную форму. Так же приверженцы той или иной философской школы отличались своей особой формой бороды. Одним же из первых правителей заставлявший мужчин бриться, стал Александр Македонский. Александр объяснял это тем, что борода мешает воину в бою, за нее можно схватить. Неофициальная же версия гласит, что Великого полководца просто не росла борода и он этого стыдился. Именно в то время и появилась мода на гладкие лица, делающие мужчин более юными.

Древний Израиль

Не должно брить головы своей и подстригать края бороды своей

У мужчины древнего Израиля ношение бороды было обязательным. Как правило бороды были средней длинны и аккуратно подрезались. Дело в том, что Израиль окружали многочисленные варварские племена исповедующих язычество. И зачастую языческие обряды таких племен включали в себя мужеложство, гомосексуализм и прочие извращения.  И так как эти племена постепенно вырождались, во многом из-за подобных извращений, Закон Моисея запрещал мужчинам быть похожими на женщин, брить лицо и носить женскую одежду, как и наоборот.

Рим

    В древнем Риме в почете были короткие стрижки и гладко выбритое лицо. Тем самым Римляне выделяли себя среди окружающих их плен варваров. Миловидность и юность были постулатами моды первой европейской республики. А на фоне гладко выбритых лиц, бородатые и могучие варвары–рабы пользовались определенным интересом среди финансово обеспеченных дам. Но наряду с гладко выбритыми лицами у Римлян было очень серьезное отношение к растительности на лице. Появление волос на подбородке и щеках означало очень важную веху в жизни молодого римлянина. Зачастую первые волосы сбривались и помещались коробочки и посвящались богам.

Средневековая Европа

    В средневековье отношение к бороде менялось регулярно. Некоторые народности гордились пышной бородой, отражающей здоровье и силу своего владельца, другие народы стремясь отличаться от соседей варваров брили свои бороды.  Даже в рамках одного народа отношение к бороде могло меняться по несколько раз за век.  Наличие или отсутствие бороды часто   отражало религиозные взгляды своего хозяина. Так, например, католические священнослужители брили лицо в противовес православным «бородатым» священникам.

Борода на Руси

борода в царской россии

Всем уплатившим налог на бороду выдавалась особая монета «Бородовой знак»

    Ну Руси борода почти всегда была в почете и особенно оберегалась. Так Ярослав мудрый даже ввел штраф за нанесение ущерба чужой бороде. Да даже просто схватить за бороду считалось очень оскорбительным поступком, ценой которого была смертная обида. С принятием христианства важность бороды еще больше укрепилась, так как считалось, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Безбородые же мужья считались неполноценными или больными. Часто бороду брили в наказание, как правило за особо тяжкий и стыдный грех, блудливость, мужеложство. Такие порядки продолжались вплоть до Петровской реформы.

    ­Петр I с самого начала своего правления взял курс на запад. И первое, что он сделал, вернувшись из-заграницы, так это собственноручно отрезал ночницами бороды нескольких знатных бояр. Позже царь неоднократно проделывал подобную операцию, чем шокировал не только знатных бояр, но и священнослужителей, ведь считалось что бриться это грех. Часто солдаты позволяли себе, следуя указу Петра, рубить бороды простолюдинам, что в свою очередь нагнетало обстановку в обществе. Так больше продолжаться не могло и Царь согласился пойти на компромисс и ввел налог на бороду. Теперь каждый желающий носить бород должен был заплатить налог. Уплатившим же эту пошлину, в подтверждение, выдавалась специальная монета – бордовой знак. Кстати сказать это был первый в истории бороды налог.

    В настоящее время практически не осталось никаких ограничений на ношение бороды (за исключением, возможно, вооруженных сил некоторых стран и религиозных общин). И каждый мужчина волен сам выбирать носить ли ему бороду или быть гладко выбритым. Но стоит ли отказывать от такого украшения, подаренного самой природой исключительно нам, мужчинам? Ведь с течением времени в отношении бороды неизменным осталась лишь одно – борода всегда была и остается признаком настоящего мужчины!

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here