Борода на руси до христианства

Предлагаем ознакомиться с темой: "борода на руси до христианства", включая последние тенденции.

Во времена Древней Руси мужчин встречали по бороде. Русичи считали, что густота растительности на лице говорит о «породе» мужчины и его мужской силе. Быть безбородым было почти приговором, чаще всего такие мужчины оставались холосты, ведь они воспринимались как слабые, лишенные мужества и бесплодные. Борода была символом энергии, старшинства, большого ума, достоинства, независимости.

борода на руси до христианства

Древнерусская мода на бороду

Мода на длинные густые бороды в Древней Руси пришла из Византии при крещении Киевской Руси. Хотя, немало лет спустя, после принятия христианства в русских лесах обитали гладковыбритые языческие жрецы, которые призывали еще некрещенных отказаться от чужой веры и свойственной ей бороде.

Достоинство и борода

Борода мужчины была символом чести. Поэтому если бороде наносили ущерб, это считалось страшным преступлением против ее владельца. Борода свято охранялась государством. Во время своего царствования великий князь Ярослав Мудрый установил штрафы за вырванные волосы из бороды.

борода на руси до христианства

За один только клок волос нарушитель порядка обязан был выплатить в государственную казну двенадцать гривень. В то время это была внушительная сумма, она была больше штрафа за покалеченную руку. Древнерусские князья, желая высказать свое неуважение послу, приказывали слугам сбрить ему бороду.

При правлении Иоанна Грозного существовали общественные казни: у провинившихся бояр выщипывали бороду. Это считалось страшным позором и чтобы его смыть, необходимо было или совершить подвиг, или уйти в монастырь.

Дар Божий

борода на руси до христианства

На Руси бороду приравнивали к дару Божьему. Борода стала национальным достоянием, которое оберегали даже таким способом, как запрет для девушек на брак с инородцами. Речь шла о тех несчастных, которых природа обделила, не осчастливив растительностью на лице. Очень легко вычисляли согрешивших по потомству, ведь по наследству они получали редкую, так называемую «козлиную» бородку. Бедняг называли ублюдками (от слова «блуд»), снять такой статус несчатные возможности не имели.

Священники на Руси отказывались благословлять безбородых. Патриарх Адриан даже сказал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Борода в мирской жизни

Борода не раз выручала мужчин в то нелегкое время в обычной жизни. Так, мужчина, поглаживая свою бороду, мог успокоиться или привлечь внимание собеседника. Русичи были до ужаса суеверны. Например, потеря бороды считалась крайне плохим знаком. Если у мужчины выпадали волосы на лице, он шел на исповедь, придерживался поста, причем дольно строгого. Если мужчина собственноручно сбривал бороду, его вообще считали умалишенным.

борода на руси до христианства

Запрет ношения бороды

До правления Петра I все, без исключения, носили бороды самой разной формы: круглые, остроконечные, лопатой и т.п. С приходом к власти царя Петра I ситуация в корне изменилась. Страстно желая приобщить русичей к европейским канонам и традициям, 5 сентября 1698 года он выдал указ, запрещающий носить бороды и определяющий налог на бороду в городе.

борода на руси до христианства

Бородачи-крестьяне при этом платили налог лишь при входе в город. К слову, некоторые утверждают, что совсем не европейские традиции стали причиной борьбы с бородой последнего царя Руси. Причина была банальна: у самого Петра она не росла. Хотя, это всего лишь слухи. Чему верить, решать вам.

Запрет на бороду можно было обойти, откупившись за большие деньги. В подтверждение уплаты выдавался документ, такой себе паспорт на бороду, который выглядел как медная бляха, на которой изображены усы и борода, а также надпись «деньги взяты».

борода на руси до христианства

Отмена налога

Налог на бороду в 1762 году отменила Екатерина II, выдав соответствующий указ, правда с оговоркой: государственные чиновники, придворные, а также военные обязаны были лицо брить.

Точку в вопросе «брить или не брить» поставил Александр ІІІ. Своим личным примером он показал, что борода – это дань русским традициям. Его сын Николай ІІ, последовав примеру отца, также поучаствовал в истории бороды. Своим распоряжением в 1901 году он разрешил носить бороду юнкерам.

На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только «женоликая» внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода.

Эпоха тотального запрета на бороду

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года — с 1 сентября ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.

Идея о налоге пришла Петру Алексеевичу во время его первой поездки в Европу. В тот период в некоторых государствах Европы такой указ приносил казне доход. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели медный жетон — бородовой знак — с изображением на лицевой стороне бороды и надписью над ней: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». В 2015 году исполнилось 317 лет налогу на бороду.

Существовало несколько тарифов: в среднем от 60 до 100 рублей «с бороды», а с московских жителей — по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составлял годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием. Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». И только это поспособствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

Потом с 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. Причём при бороде полагался обязательный старомодный мундир, чтобы было ещё стыднее себя ощущать. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Итог: Издевательство ПетраI по отношению к русской бороде, как и русскому платью, было обусловлено только неприязнью царя ко всему исконно русскому и любви к бездуховной иностранщине. Иначе не стал бы он вводить непосильный налог, коли хотел казну пополнить. И не стал бы указ реализовывать насильственным образом. Например, на воскресной службе солдаты окружали церкви, хватали всех мужиков без разбору, двое держали, третий резал бороду да рукава у кафтанов.

В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.

Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды, и те, у кого они имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял. И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Наказание через бороду.

На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV — XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.

В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.

Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.

Кстати, участникам КВН советского периода запрещалось носить бороды, так как это могло быть насмешкой над идеологами коммунизма Марксом или Лениным.

«Бородатые» дебри истории

Итак, сакральная тайна бороды для славян, и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

1. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

2. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

3. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело). Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосына бородеполучает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

Волосы бороды пророка Мухаммеда входят в десятку самых почитаемых религиозных реликвий в мире, как и терновый венец Иисуса, и мощи Будды. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями св. ЕпифанияКипрского, св. Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в книгах Никона Черные Горы.«О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды» Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

4. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

5. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.

6. Борода есть духовная связь с Предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с Предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. (Так вот почему на любой РАБоте на систему требует гладко выбритого лица, так легче управлять)

7. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.

]]>Источник]]>

Традиция носить бороду появилась на Руси задолго до Крещения. Борода считалась символом не только мужества, но также силы и мудрости. Правильному уходу за бородой, её опрятному и ухоженному внешнему виду уделялось огромное внимание – даже за волосами на голове не ухаживали столь почтительно. А если кто хотел оскорбить мужчину, достаточно было плюнуть ему в бороду, и это считалось худшим оскорблением. Если растительность на лице выглядела неаккуратной, оборванной или растрепанной, то и отношение к её обладателю было соответствующим.

Изначально ношение бороды не имело религиозных предпосылок, это было частью традиций и общепринятых требований к внешности взрослого мужчины. В X веке Русь приняла Христианство, что только усилило обычаи почитания бороды. Церковные апологеты подчеркивали, ссылаясь на библейских пророков и самого Иисуса, что ношение бороды имеет очень древние традиции, и все самые уважаемые люди уделяли внимание этому элементу внешности.

Борода стала почитаться как настоящая святыня, символизирующая не только национальные традиции, но и веру. Ярослав Мудрый законодательно запретил повреждать бороду, установив за это штраф. Если же требовалось наказать чужеземца, древнерусские князья, наоборот, сбривали ему бороду, считая это высшей мерой оскорбления. «Русская правда» (главный правовой документ Ярослава) предусматривала особо крупный штраф за повреждение бороды или усов – 12 гривен (огромная сумма, всего втрое меньше штрафа за убийство).

Иван Грозный считал бритьё величайшим грехом, а священники не давали безбородым прихожанам благословения. Они говорили, что сам Бог создал человека бородатым, и негоже божью волю нарушать. Существовало также мнение, что мужчин на бритьё лица толкают содомистские мысли, многие воспринимали такой поступок как стремление быть похожим на женщину.

Во времена Смуты борода тоже считалась важным атрибутом мужчины, однако её сбривание уже не наказывалось. Это воспринималось скорее как влияние западных традиций. Бороду брил, к примеру, Лжедмитрий, чем только ухудшал отношение к себе – этот его жест воспринимался как измена Православию и дополнительное доказательство того, что он – самозванец. В целом, всех мужчин с выбритым лицом тогда интуитивно воспринимали как плутов и обманщиков.

Ношение Б. и уважение к ней особенно сильно было у славянских народов. У них как в языческую эпоху, так и после принятия христианства боги и святые непременно изображались с Б. У языческих богов она обыкновенно была или черная, или красная (золотая). Она же служила при заклинаниях не только самых славян, но и их богов. В языческую эпоху, по свидетельству арабских писателей Ибн-Хаукаля (X в.) и Идризи (XI), славяне заплетали Б. и украшали ее лентами и металлическими вещами. От той же эпохи ведет свое начало у западных славян и у нас в России во многих губерниях — обычай завивания Б. из последних колосьев на поле мифическому богу Волосу, а затем и Илье, св. Николаю и даже И. Христу. Прямым продолжением и как бы закреплением того уважения к Б., которое сложилось у славян во времена язычества, служила, едва ли не преимущественно перед другими народами, и вся последующая жизнь русских. По “Русской Правде” за лишение Б. была положена пеня в 12 гривен, а за увечье — 3 гривны. Со времени татарского ига у нас стали нередки случаи стрижки и бритья Б. Известно, что даже сам Василий Иоаннович, чтобы казаться моложе перед своею новою супругою — Еленой Глинской, брил себе Б.; а его примеру следовали и некоторые из бояр. Но на них и русский люд и церковь православная смотрела как на отступников от старых обычаев и православия. На Стоглавом соборе (1550) всех бреющих Б. было постановлено проклинать и отлучать от церкви. Во время Казанского похода Иоанна IV свияжское войско много страдало от физических болезней и недугов нравственных, и между последними-то царственная книга на первом месте ставит возникший там обычай брить Б. и затем уже указывает на “растлевающий и всеобщий блуд”. Сам Иоанн Грозный в своем споре с Антонием Поссевином указывает ему как на отступление в деле религии на то, что у него “борода подсечена”. Едва ли не самым неприятным новшеством для русских людей был пример Бориса Годунова брить Б., который, конечно, после его смерти никакой силы иметь не мог, так что уже в следующем году (1606) москвичи в свое оправдание по поводу убиения Лжедмитрия и его приверженцев приводят то обстоятельство, между прочим, что они брили и стригли свои Б. Также продолжало расти поддерживаемое верховною властью уважение к Б., ставшей даже предметом гордости, особенно у бояр, и до самого конца XVII в., когда в 1699 г. вышел первый указ Петра о брадобритии. Понятно, что он был встречен крайне недружелюбно и послужил для многих простых людей предлогом к отступничеству от православия и возмущениям, число которых увеличивалось тем более, чем настойчивее и резче требовал Преобразователь его выполнения. Ввиду этого уже в 1705 г. вышел новый указ, устанавливающий пеню за ношение Б., именно с дворцовых, городских жителей, служащих и приказных — в размере 60 р. ежегодно, с гостей и гостиной сотни первой статьи — 100 р., средней и меньшой статей торговых людей и посадских — 60 р., с боярских людей, ямщиков и др. — 30 р. Уплатившие эту пеню получали так наз. бородовый знак (см. это сл.); на одной стороне его изображен был нос с усами, а на другой надпись “плачена” и год. Кроме того, для бородачей Петр устанавливал и особую одежду (необязательную только для пашенных крестьян): зипун с стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем. Не так строго относились к выполнению Петровских установлений его преемники; а Екатерина В. даже совершенно изменила их. Бритье Б. стало обязательным лишь для людей придворных и в войсках. В 1563 г. последовала отмена бритья Б. и для рекрут.

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here